Развитие детей с расстройством аутистического спектра происходит обычно неравномерно. Трудно в раннем детстве предугадать, с какими сложностями столкнется ребенок на всех этапах взросления. В связи с этим важно начинать коррекционно-развивающие занятия с РАС еще в раннем возрасте, чтобы было время для формирования базовых навыков, в первую очередь контроля эмоций, а также для накапливания опыта взаимодействия с другими людьми.
Разработка индивидуальной программы
С детьми, страдающими РАС, работают сразу несколько специалистов. Это неврологи, педиатры, дефектологи, нейропсихологи, логопеды, психиатры. Во время первой консультации с ними определяются задачи, являющиеся приоритетными. На основе полученной информации разрабатывается индивидуальная программа, которая включает работу с каждым из перечисленных специалистов. В ее основе – индивидуальные особенности и возможности ребенка, а также уровень его коммуникативного интереса.
Главная цель программы – подготовка детей как дошкольного, так и школьного возраста к самостоятельной жизни в обществе. Конкретные задачи, которые помогает решить программа занятий для детей с РАС:
- Научить ребенка свободно ориентироваться в окружающем мире.
- Обучение сложным формам поведения.
- Обучение коммуникативным навыкам.
- Развитие самосознания.
- Развитие основных психических функций – памяти, мышления, внимания.
В диагностике особенностей ребенка с РАС, его словарного запаса, уровня развития и характера поведения проводится с участие всех специалистов. Количество и продолжительность коррекционных занятий с каждым из них определяются индивидуально.
Этапы психологической коррекции
Чтобы коррекционные занятия для детей с расстройствами аутистического спектра были эффективными, важно не только их количество и содержание, но и продуманная последовательность, логичность, которая в результате приведет к намеченным целям. Программы таких занятий включает несколько этапов.
Первый этап
Главная цель на этом этапе – установка контакта с ребенком, его адаптация к новым условиям, привыкание к педагогам. Эти факторы являются одним из определяющих во всем процессе: если ребенок не будет адаптирован, последующие занятия будут неэффективными.
Правила первых занятий задает сам малыш, а задача взрослых – обеспечить комфортную сенсорную атмосферу. Специалист должен стать частью «ближнего круга» ребенка, войти в его обычный режим, сделав занятия привычными и гармонично вписывающимися в привычный для ребенка распорядок.
Второй этап
Цель занятий на этом этапе – активизация психологической активности ребенка. Для того чтобы достичь ее, педагог должен уметь понимать особенности его поведения, чувствовать специфику настроения и стараться подстроиться под нее, чтобы использовать эти нюансы в процессе коррекции. Проводятся целенаправленные занятия с разными специалистами, например:
- Воспитание гнозиса (процесса узнавания) и праксиса (выполнение действий), которые необходимы для знакомства с окружающим миром. Например, ребенок начинает понимать форму и объем предметов, обводя их пальцами, в то время как педагог дает им словесное описание. Постепенно благодаря этим приемам он учится распознавать форму предметов.
- Логопедическая работа, в основе которой – диагностика особенностей речевого развития. Коррекционная программа с детьми РАС нацелена на развитие слуха, формирование слухового внимания. Работа с логопедом предполагает постановку звуков, выполнение голосовых и дыхательных упражнений. Важная задача – расширение словарного запаса, умения способности составлять предложения и связный текст на основе изображений. Это долгая работа, поскольку речь очень страдает в результате болезни и восстанавливается медленно.
Третий этап
Цель третьего этапа – сформировать у ребенка целенаправленное поведение, а также проводить занятия для развития психологических процессов.
Режим занятий
Единого режима занятий для детей с РАС быть не может: для каждого составляется индивидуальная программа на основе личных особенностей, а занятия проходят персонально. Несколько общих правил:
- Занятия проводятся 4 раза в неделю.
- Продолжительность каждого – 45-55 минут (также определяется индивидуально, в зависимости от состояния малыша).
- Педагоги обязательно следят за самочувствием детей.
- Первоначальный план занятия может быть изменен, если ребенок реагирует на него негативно. Это может случиться даже в том случае, если ранее подобные занятия вызывали у ребенка интерес.
Работа с родителями
Одно из важнейших направлений коррекционной программы с детьми РАС – взаимодействие с родителями. Это очень важно, поскольку успех невозможен, если с ребенком будут заниматься даже самые опытные педагоги, но члены семьи окажутся невовлеченными. Основные направления работы с родителями:
- Создание в доме адаптирующей среды, которая поможет в коррекции сложного поведения.
- Принятие родителями особенностей ребенка. Если они не хотят признавать, что у малыша есть нарушения в развитии либо ищут виноватого в их появлении, очень важно помочь им изменить ориентиры и научить принимать ребенка таким, какой он есть.
Эффективность программы
Благодаря продуманной программе занятий для детей с РАС происходит адаптация малыша к окружающему миру, открытие его возможностей для активного контакта с ним. Благоприятная, комфортная и безопасная для него обстановка обеспечивает эффективность занятий и достижение целей программы.
При этом важно учитывать, что она представляет собой длительный процесс. Даже по окончании целенаправленной работы не исключено, что отдельные методы придется использовать постоянно. Еще одна сложность заключается в том, что трудно заранее предсказать, каким будет результат работы. Однако при регулярных занятиях можно добиться следующих успехов:
- Уменьшить уровень тревожности.
- Сделать более гармоничной сенсорику, скорректировать ее недостаток или переизбыток.
- Понизить уровень агрессии.
- Улучшить навыки социального взаимодействия.
- Сформировать навыки самообслуживания для самостоятельно жизни в обществе.
Услуги по работе с детьми с РАС в Москве предлагают специалисты нашего Центра. Использование различных методов работы, индивидуальная программа, которая реализуется при поддержке со стороны семьи – благодаря этим факторам ребенок получит перспективы для раскрытия всех своих возможностей.