Задержка психического развития – это не медицинский диагноз, а педагогическая характеристика ребенка. Она означает, что уровень его развития не соответствует возрастной норме. Не исключено, что после 5 лет какой-то части этих детей будет поставлен уже медицинский диагноз – умственная отсталость.
Для эффективной коррекции задержки психического развития клинический психолог проводит текст Векслера. На основании его данных удается определить наличие характерных для ЗПР симптомов:
- Незрелость мыслительных операций.
- Уменьшение объема слухоречевой памяти.
- Дефекты произвольного внимания – например, его уменьшенный объем, неспособность концентрироваться.
- Несформированное восприятие.
- Игровая деятельность преобладает над учебной (выявляется только после 7 лет, когда начинается обучение в школе).
Согласно тексту Векслера, показатель IQ у детей с ЗПР находится в районе 80-89. Этот показатель определяется, если ребенку исполнилось пять лет.
Причины ЗПР
Задержку психического развития вызывают следующие факторы:
- Недостаточность мозгового функционирования, которая обычно возникает в результате сложной беременности, трудностей при родах.
- Особенности конституции. Речь идет о гармоническом инфантилизме, при котором ребенок отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии, что обычно возникает из-за наследственных причин. Такие дети эмоциональны, внушаемы, а внешне выглядят на возраст, который примерно на 1,5 года меньше реального.
- Соматогенная ЗПР, обусловленная соматическими заболеваниями, наличием хронических болезней, ослабленностью организма. Снижен тонус как тела малыша, так и психики. Нередко ситуация усугубляется вследствие гиперопеки со стороны членов семьи.
- Психогенная ЗПР, включая педагогическую запущенность. Главная причина – условия, в которых растет ребенок. Раньше считалось, что такая ситуация возможна только в неблагополучных семьях, однако сейчас ЗПР может развиться у детей и в семьях с финансовым достатком. Причина – негармоничное воспитание, вследствие которого у ребенка отсутствует саморегуляция. Не исключена гиперопека, которая делает ребенка несамостоятельным.
Классификация ЗПР
Психологи используют классификацию, которая отражает структуру нарушений, а не их причину. Выделяются две категории:
- Задержка развития.
- Парциальные нарушения, то есть дефекты, вызванные несформированностью психических функций.
Оба варианта – это задержка психического развития, но имеющая разную структуру. Рассмотрим первый вариант, поскольку именно для детей с такой формой характерно замедление темпа развития психики. В этой группе выделяют гармонический и дисгармонический инфантилизм ЗПР.
Гармонический инфантилизм
Ребенок выглядит на 1-1.5 года младше сверстников. При этом его развитие также соответствует возрасту, на который он физически выглядит. Задержка характерна для всех психических сфер – эмоционально-волевой, познавательной. Для таких детей характерна наивность, внушаемость, он проявляется яркие эмоции, а игровая деятельность преобладает над учебной даже в школьном возрасте.
Особая коррекция при таком типе ЗПР не требуется, однако нужно отдать ребенка в школу не раньше, чем в 8 лет. Кроме того, важно создание развивающей среды, благодаря которой к началу обучения у малыша сформируются все необходимые навыки.
В некоторых случаях детям требуются занятия с логопедом. Кроме того, нужно соблюдать режим дня, наблюдаться у педиатра. Рекомендуется проводить игры, предполагающие соблюдение правил – они способствуют развитию саморегуляции. Показана двигательная нейрокоррекция, которая развивает координацию. Прогноз при подобной форме дефекта благоприятный.
Дисгармоничекий тип
Задержка психического развития происходит неравномерно. Ребенок также выглядит младше своего возраста. Отмечаются соматические заболевания, ослабленность, склонность к аллергии. Часто отмечаются дефекты межполушарного взаимодействия, выражающиеся, например, леворукостью.
Кроме того, эмоциональная сфера в своем развитии отстает от интеллектуальной. У детей страдает способность к саморегуляции, они неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, быстро устают. Может отмечаться завышенная либо заниженная самооценка. При этом обучаемость может соответствовать норме, а некоторые интеллектуальные функции – даже развиваться с опережением.
Коррекция задержки психического развития предполагает нормализацию эмоциональной сферы, поэтому к занятиям обязательно должен подключаться психолог. Также используется двигательная нейрокоррекция, проводятся занятия для развития функций контроля и лечение соматических заболеваний у узких специалистов. Прогноз благоприятен в интеллектуальном отношении, но могут сформироваться психопатии и другие формы отклоняющегося поведения.
Парциальная несформированность ВПФ
Если описанные выше формы отличаются отставанием в темпах развития, то при частичной несформированности ВПФ иная структура нарушений, при которой некоторые звенья психики не развиваются до нормы. Поскольку все психические элементы связаны между собой, при отсутствии к коррекции у ребенка может быть диагностировано искажение личностного развития либо умственная отсталость. Парциальная несформированность ВПФ формируется в результате органических поражений мозга.
В этой категории выделяется три формы дефекта:
- Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.
К этой группе относят детей с СДВГ. Для них характерны повышенная импульсивность, трудности в произвольной деятельности – легко даются те ее виды, которые ребенок выполняет по своему желанию, а не потому что надо. Игровые интересы преобладают над учебными, отмечается расторможенность. Могут отмечаться трудности в понимании речи, если используются сложные обороты.
Детям необходимо наблюдение у психиатра, невролога. Также требуется психологическая помощь, в том числе семье, и нейропсихологическая коррекция для формирования самоконтроля. Проявления дефекта могут сохраняться до взрослого возраста (например, трудности в обучении или асоциальное поведение), но в целом прогноз можно считать благоприятным при условии своевременных коррекционных занятий ЗПР.
- Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.
К группе относятся дети, которым раньше ставились диагнозы ОНР, алалия, дисфазия. Характерны низкая речевая активность, дефекты звукопроизношения. Ребенку трудно понимать грамматику, сложные речевые конструкции. Отмечается диспраксия, могут наблюдаться смысловые замены в речи. При проведении тестирования отмечается, что неречевой интеллект развит лучше, чем речевой. Есть и психологические проявления – неуверенность в себе, повышенная тревожность. Может наблюдаться энурез, заикание, нервные тики. Возникают сложности при формировании пространственно-временных представлений. Одно из возможных проявлений дефекта – леворукость вследствие нарушения взаимодействия между полушариями. Также часто отмечается соматическая ослабленность, которая проявляется аллергиями, заболеваниями дыхательных путей и ЖКТ.
Ребенку с такой формой дефекта показаны длительные занятия с логопедом-дефектологом, начиная с дошкольного возраста и включая младшие классы школы. Программа коррекционных занятий для детей с ЗПР должна включать нейропсихологическую коррекцию, которая нормализует развитие связей между полушариями мозга. Если коррекция начата поздно, будет страдать мышление, в этом случае ребенку потребуются занятия с олигофренопедагогом. При раннем начале коррекции прогноз достаточно благоприятен. Если поздно обратиться к специалистам, высок риск эмоциональных нарушений, закрепления речевых дефектов, трудностей в обучении. Возможно развитие дисграфии, дислексии.
- Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.
Самый сложный с точки зрения диагностики и коррекции вариант, являющийся промежуточным этапом между умственной отсталостью. Ребенок отличается несформированными адаптивными способностями, низкой работоспособностью. Он быстро устает, при этом становится импульсивным. Основные мыслительные операции сформированы недостаточно. Также характерна недостаточность развития восприятия, включая фонематический слух. Ребенку трудно концентрировать внимание, у него плохая память, недостаточно сформированы пространственные представления. Отмечаются психологические проблемы – высокий уровень тревожности, низкая самооценка.
Для коррекции необходимы занятия с олигофренопедагогом и нейропсихологом, который поможет в формировании пространственных представлений и самоконтроля. Ребенку показано обучение в коррекционной школе. Прогноз зависит от социально-бытовых условий, включенности семьи в коррекцию и качества коррекционных занятий ЗПР.
ЗПР церебрального генеза
При выявлении ЗПР в дошкольном возрасте в большинстве случаев встречается именно этот тип, он считается самым распространенным. В зависимости от симптомов, сопровождающих нарушения высших корковых функций, выделяются четыре формы патологии:
- Нейродинамическая недостаточность, то есть быстрая истощаемость психической деятельности. Для таких детей характерны выраженные проблемы с памятью и вниманием. Также отмечается уменьшение объема слухоречевой памяти. Поражение мозга в этом случае незначительное, а школьная успеваемость обычно нормальная.
- Грубые нейродинамические нарушения. Для этой группы характерна сниженная активность психических процессов.
- Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций. Характерна недостаточная сформированность пространственно-зрительного восприятия, недоразвитие праксиса и гнозиса.
- Нейродинамические дефекты сочетаются с недостаточностью отдельных функций. Такие дети обычно испытывают очень серьезные трудности при обучении.
ЗПР и умственная отсталость
Очень важна дифференциальная диагностика состояний, которую обычно проводят в 5-5,5 лет. Таким образом, может получиться, что психиатры и неврологи, обследуя ребенка до 5 лет, указывают в заключении «ЗПР», однако после этого возраста диагноз может стать медицинским – умственная отсталость.
Для проведения диагностики используется, в первую очередь тест Векслера, а также некоторые другие диагностические методики. Однако только тест Векслера позволяет четко провести грань между УО и ЗПР, которая выражается в баллах: при умственной отсталости ребенок набирает не более 69 баллов. Оптимальный возраст для проведения тестирования – 8 лет. При этом важно учитывать, что есть дети, имеющие грубую задержку развития, но при этом не относящиеся к УО.
На практике различия между УО и ЗПР выделяются при оценке следующих симптомов:
- Познавательный интерес: у ребенка с УО он отсутствует.
- Малыш с УО не может действовать по аналогии, то есть переносить материал, который он уже усвоил, на новый.
- Перерыв в занятиях негативно сказывается на их эффективности. Пройденный материал не актуализируется, быстро забывается.
- Разница между реальным возрастом ребенка и биологическим – больше 2 лет.
- Абстрактное мышление у детей с умственной отсталостью не формируется.
- Ребенок с ЗПР может справляться с заданиями, которые относятся к зоне ближайшего развития, если получает помощь взрослого.
- Если используется игровой метод обучения, дети с ЗПР лучше усваивают материал, тогда как малыши с УО перестают учиться и сосредотачиваются исключительно на игре.
- У детей с задержкой развития лучше сформирована изобразительная деятельность.
Как не перепутать ЗПР и УО
Чаще всего родители находятся в растерянном состоянии, когда понимают, что у ребенка возникают трудности с обучением или адаптацией. Одни пытаются самостоятельно диагностировать патологию, пользуясь информацией в интернете, другие отправляются на консультацию к неопытному врачу, которая не дает результата.
Между тем, главный шаг в подборе коррекционных занятий для детей с ЗПР – определение характера и формы дефектов. Именно от этого зависит, каким должно быть лечение. Чтобы отличить ЗПР от УО, необходимо обращаться только к опытным специалистам, способным провести диагностику с использованием специальных методик.
Специалисты нашего Центра проведут полноценную диагностику и установят точный диагноз. На основании полученной информации будут подобраны адекватные коррекционные занятия, которые помогут адаптировать малыша к жизни в обществе и подготовят к обучению.