Чувствовать себя уверенным в работе, в коммуникации с другими людьми невозможно без правильной и красивой речи. Она необходима и для обучения письму, чтению, для общего гармоничного развития. Основной элемент любой речи – звуки, и речь может служить инструментом общения только при их правильной и четкой передаче. С различными дефектами звукопроизношения у детей сталкиваются многие родители, и устранять их необходимо как можно раньше.
В чем важность правильного звукопроизношения?
Дефекты звукопроизношения приводят и к нарушениям письменной речи. Кроме того, они негативно влияют на самооценку ребенка и, как следствие, - его психологическое состояние, поведение, общение со взрослыми и со сверстниками.
Особенно остро имеющиеся дефекты звукопроизношения ощущаются, когда ребенок идет в школу. Пользоваться речью ему приходится буквально с первого дня пребывания в учебном заведении. И это не только общение с одноклассниками, но и ответы у доски перед всем классом или чтение вслух. Дискомфорт, который сопровождал ребенка в детском саду, в школе становится намного болезненнее. Формирование правильного звукопроизношения должно начинаться в дошкольный период. Именно в это время ребенок учится пользоваться фонемами, активно пополняет запас слов, формируется его готовность к анализу слова – морфологическому и звуковому. Однако в дошкольный период родители часто не замечают дефекты фонематического развития ребенка. Между тем, показатели его недостаточности проявляются уже в этом возрасте. К ним, например, относятся:
- перестановка звуков;
- замена одних звуков другими;
- смешение звуков.
Часто эти симптомы свидетельствуют об общем звуковом недоразвитии, причем если ребенок допускает перечисленные ошибки в устной речи, они могут присутствовать и в письменной. Именно поэтому еще в дошкольный период очень важно уделять много внимания фонематическому развитию, в противном случае малыш будет испытывать серьезные трудности в овладении грамотой. Школьная программа предполагает, что к 1 классу дошкольник должен владеть навыками фонематического анализа и синтеза. Если эти навыки не сформированы, в школе он столкнется с трудностями, поскольку программа не выделяет времени на овладение ими. Чтобы этого не произошло, очень важно заниматься коррекцией звукопроизношения с участием педагогов и логопедов именно в дошкольном возрасте.
Типы речевых дефектов
Выбор методов коррекции звукопроизношения и продолжительность занятий зависят от характера дефекта и его выраженности. Выделяют несколько типов отклонений.
Дислалия
В этом случае речевой аппарат работает исправно, слух также сохранен, однако наблюдаются нарушения в произнесении звуков. Нарушения могут наблюдаться при произнесении как одной группы звуков (например, шипящих), так и нескольких. Это довольно легкий диагноз, и при регулярных занятиях и включенности в процесс родителей он устраняется быстро.
Однако если речь идет о сложной дислалии с дефектами в произнесении нескольких групп звуков, на устранение проблемы потребуется больше времени. Кроме того, выделяют органическую дислалию, спровоцированную хирургическими патологиями. Это могут быть, например, аномальные размеры языка, отклонения в строении челюстей либо зубов. В таких случаях логопедических занятий недостаточно, и необходимо дополнительное лечение у ортодонта или челюстно-лицевого хирурга.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
Об этом дефекте говорят, когда ребенок не может нормально воспринимать фонемы. Нарушение проявляется тем, что он меняет звуки при разговоре, пропускает или смешивает их. Главная цель коррекции в этом случае – усовершенствование фонематического восприятия. Это достаточно серьезная работа, и для достижения результата потребуется немало времени.
Дизартрия
Дефект, который обусловлен недостаточной иннервацией речевого аппарата. Чаще всего такая аномалия обусловлена поражением ЦНС, и она фиксируется у детей, которые пережили асфиксию или другие негативные факторы во внутриутробном периоде, родовую травму. Дизартрия может выражаться следующими симптомами:
- появление в речи «хлюпающих» звуков;
- нарушение произнесения звуков, которые первыми появляются в речи – М, П, Т, Д и других;
- межзубное произнесение.
Этот дефект встречается часто, он считается сложным и требует длительных занятий.
Особенности коррекции звукопроизношения
Чаще всего дети сталкиваются с трудностями при произношении следующих звуков:
- Свистящие – Ц, С, З, включая мягкие.
- Шипящие – Щ, Ш, Ж.
- Сонорные – Л, Р – как твердые, так и мягкие.
- Ч.
Порядок постановки звуков для их полноценного включения в речь, которого придерживаются логопеды: свистящие, шипящие, Ч, сонорные. Единых сроков коррекции звукопроизношения не существует, они определяются несколькими факторами:
- Индивидуальные особенности ребенка – психологические и возрастные. В некоторых случаях педагогу необходимо дополнительное время, чтобы адаптировать малыша и расположить его к себе. Это требуется, если ребенок замкнутый и стеснительный, боящийся встреч с незнакомыми людьми – как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Уровень психического развития. Это степень развития памяти и восприятия, формирования внимания и способности к мыслительным операциям.
- Состояние органов ротовой полости, которые участвуют в звукоизвлечении – языка, неба и других. Если имеются их аномалии, необходимо больше времени на постановку звуков.
- Регулярность занятий. Они организованы в форме игр, однако главная их цель – обучающая. Во время таких занятий ребенок получает навыки и умения, которые должны быть закреплены. В связи с этим, если малыш занимается нерегулярно – закрепления не происходит, и полученные навыки не развиваются, утрачиваются, а процесс коррекции звукопроизношения идет более медленно.
- Участие родителей. Даже лучший логопед не поможет исправить ситуацию при отсутствии домашних занятий под контролем и с помощью родителей. Коррекция предполагает формирование условного рефлекса, то есть устойчивой привычки произносить звуки, которая позволяет ребенку не задумываться о том, как правильно произнести тот или иной звук. Эту задачу можно решить только при постоянных занятиях, в том числе дома с родителями, при их поддержке, поощрении и под их контролем.
- Выраженность дефекта и степень его сложности. Проще всего устранить дислалию, а наиболее длительного курса требует исправление дизартрии.
Этапы коррекции звукопроизношения
Логопедическая работа предполагает постепенность и следование определенной логике постановки звуков для уверенного достижения и прочного закрепления результата. Перечислим основные этапы такой работы.
Подготовка
Главные цели, которые логопед ставит на этом этапе:
- Создание артикуляторной базы, под которой понимается подвижность органов речевого аппарата, необходимая для нормального извлечения звуков.
- Развитие способности на слух различать нарушения в произнесении звуков.
Для достижения этих целей используется артикуляционная гимнастика, которая делается как с логопедом, так и дома перед зеркалом, под контролем и при поддержке родителей.
Постановка звуков
Для постановки звуков логопед использует механическое воздействие и подражание. Методом подражания удается поставить не все звуки – например, в случае с Р это практически невозможно, и необходимо механическое воздействие. Ему предшествует длительная подготовительная работа, которая готовит артикуляционный аппарат к нужным движениям.
Автоматизация
Постановка звука – это лишь первый шаг к правильной речи. Важно, чтобы ребенок научился включать этот звук в разговор, произносить его правильно на уровне условного рефлекса. Для этого звук включается в речь в логической последовательности. Сначала он употребляется в слогах, затем в отдельных словах только после этого – в предложениях. На этом этапе очень важны занятия с родителями и выполнение рекомендованных логопедом упражнений. Делать это нужно ежедневно на протяжении примерно 20 минут.
Дифференциация
Этот этап необходим, если ребенок, применяя в речи звук, который был поставлен логопедом, перемешивает его с другими – чаще всего с тем, на который до старта коррекционных занятий малыш заменял этот звук. Если этого не происходит, то необходимости в дополнительной дифференциации звука нет.
Рекомендации родителям
Как уже было упомянуто, очень важна включенность родителей в процесс коррекции звукопроизношения и регулярность их занятий с детьми. Психологи и логопеды дают несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться в процессе таких занятий:
- Ребенку нужна предварительная психологическая подготовка. Он должен понять, зачем нужны занятия, что он получит в итоге. Важно, чтобы малыш осознал: процесс будет небыстрым, работа предстоит кропотливая, но необходимая.
- Нужно подготовить отдельное место для занятий. Это должен быть стол и стулья примерно одинаковой высоты. Из поля зрения малыша надо убрать предметы, на которые он может отвлечься во время занятий.
- Не начинайте выполнять упражнения в плохом настроении: оно передастся ребенку, который быстро поймет, что родители не хотят заниматься. Его отношение к занятиям в этом случае будет аналогичным.
- Не надо заставлять ребенка заниматься, если он устал, утомился или перевозбужден. Если же у него не получается выполнять задания – не нужно кричать, лучше договориться, когда он попробует сделать упражнение еще раз.
- Важно добиваться четкого и внятного произнесения звука, а также самостоятельной работы. Это может быть, например, называние картинок или повторы слов за взрослым.
- Помните, что все дети индивидуальны, поэтому каждому требуется разное количество времени для достижения результата. Не нужно сравнивать ребенка с другими: это формирует негативное отношение к упражнениям и подрывает самооценку.
- Самое главное – отмечайте любое достижение ребенка и хвалите его даже за самый маленький успех.
Педагоги и логопеды нашего центра успешно работают с коррекцией звукопроизношения. При регулярных занятиях и поддержке родителей ребенок под руководством наших специалистов быстро добьется успехов и начнет говорить чисто и правильно.
Последние статьи
Диагностика и лечение в Москве и МО
В клинике «Медицинский центр» представлены услуги для детей и взрослых. Запишитесь на прием к терапевту или узкому специалисту. Доктор выслушает вас, направит на обследование, а затем подберет индивидуальный план лечения. Если нужно, мы приедем к вам домой в любую точку города и осмотрим всю семью.