Общее недоразвитие речи. Нормы развития речи ребенка
Речь – не только способ коммуникации, но и средство для формирования и развития мышления, которое участвует в овладении новыми навыками. Речь ребенка формируется в процессе его жизни в обществе, а ее развитие во многом зависит от родителей. Именно они должны обнаружить проблемы с развитием речи и вовремя обратиться к специалистам для их устранения. Самая частая патология речевого развития ребенка – общее недоразвитие речи. Этот термин объединяет группу расстройств, при которых нарушены все компоненты, образующую речь, при том что слух ребенка нормальный, а интеллект сохранен. Общее недоразвитие речи у детей может являться самостоятельным дефектом либо частью иного нарушения – например, алалии.
Уровни ОНР
В зависимости от того, насколько выражено нарушение, выделяют следующие уровни ОНР:
- Безречевой уровень, когда ребенок вместо слов использует лепет и мимику.
- Уровень, на котором есть начатки речи, но она очень искажена. Тем не менее, ребенок может произносить элементарные грамматические конструкции.
- Уровень с возможностями развернутой речи, но недостаточным развитием ее отдельных элементов.
- Незначительные изменения – например, недостаточная звуковая дифференциация.
ОНР любого уровня – препятствие для обучения, овладения знаниями. Оно мешает развитию мышления, становится причиной грубых ошибок в письменной речи, препятствует нормальному общению со сверстниками. Если дети с речевым недоразвитием получат своевременную помощь, дефект можно скорректировать, подготовив ребенка к обучению в школе. Однако если потерять время, нарушение закрепится, что станет препятствием для развития функций мышления.
Причины ОНР
Факторы, которые обуславливают формирование ОНР, могут быть внешними и внутренними.
- К внутренним относятся, в первую очередь, проблемы внутриутробного развития. Это хронические заболевания матери, курение и прием алкоголя, осложненные роды, стрессы. В эту же группу входит внутриутробная гипоксия, а также наследственность и родовые травмы, следствием которых становится поражение мозга.
- К внешним факторам относятся условия жизни ребенка – эмоциональные стрессы, долгая разлука с родителями, травмы. Кроме того, это тяжелые заболевания, ослабление организма вследствие рахита, болезни ЦНС. На речь ребенка также влияют дефекты речи взрослых, которые его окружают, поскольку он начинает им подражать. Это заикание, нечеткое произношение отдельных звуков и другие нарушения. Отсутствие общения с ребенком с помощью речи также негативно сказывается на его развитии.
Симптомы ОНР
Несмотря на то, что ОНР возникает по разным причинам, речевое недоразвитие проявляется схожими симптомами:
- Первые слова ребенок произносит поздно – не раньше 3 лет, иногда ближе к 5 годам.
- Нарушена грамматика, а также фонетическая сторона речи.
- Ребенок понимает слова, обращенные к нему, но не может озвучить собственные мысли.
- Речь невнятная, непонятная.
Чтобы понять, существует ли дефект, необходимо знать нормы развития речи у детей, которые описываются ниже.
Нормы речевого развития у детей
Самая первая детская речь – это гуление, которое наблюдается в 1-8 месяцев. Термином называют протяжные звуки, которые издает малыш – например, «гуууу». В речи в этот период преобладают гласные.
На смену гулению около 6 месяцев приходит лепет, который проявляется повторяющимися слогами. Они не хаотичны – таким способом малыш называет увиденные им предметы и людей. В этот же период формируется артикуляция, а также интонации – по ним, например, можно различить, когда ребенок радуется или что-то требует.
Первые слова
Как правило, самыми первыми словами, которые произносит ребенок, становятся глаголы, которыми он выражает свои просьбы – например, «дай». Нередко понять то, что имеет в виду малыш, могут только люди, которые много общаются с ним.
Около 1,5 лет малыш начинает складывать из слов фразы, которые пока нельзя назвать предложениями в привычном понимании. Количество слов неуклонно увеличивается, расширяется словарный запас.
Начало грамматики
В 2-3 года ребенок строит предложение, используя опорный принцип: одно слово является опорным, остальные – второстепенными. Одновременно в предложении начинает прослеживаться грамматическая связь: ребенок учится менять слова по родам, числам, падежам. При этом у него получается далеко не все, и некоторые отклонения, особенно склонение по падежам, считаются возрастной нормой.
Главное, чтобы к 3 годам речь ребенка была понятная даже посторонним людям. Еще одно важное изменение в этом возрасте – появление внутренней речи: ребенок начинает думать словами на родном языке.
Контекстная речь
В 3-5 лет ребенок может произносить полноценные фразы и достаточно большие отрывки, с помощью которых он общается с собеседниками. В этот период активно пополняется словарный запас, ребенок начинает использовать части слов – например, менять их с помощью приставок и суффиксов. Слов, которые он образует при этом, может не существовать в языке, однако именно такое словотворчество свидетельствует о том, что ребенок активно осваивает язык.
Понимание речевых норм
В 5-6 лет малыш начинает говорить связно и развернуто, используя несколько предложений для выражения своих мыслей. Важно, что, излагая события, он придерживается логической последовательности – это демонстрирует формирование логического мышления.
Еще раз обобщим нормы речевого развития детей:
- 1 год – не менее двух слов. Под словом в данном случае понимается комплекс звуков, обозначающих конкретный предмет или человека.
- 2 года – произносит простые фразы (например, «Мама, дай!»). В речи появляются звуки [т], [д], [п], допускается пропуск слогов, если слово сложное.
- 3 года – в речь включаются понятные общеупотребительные слова, увеличивается количество согласных. Малыш не нарушает слоговую структуру слов или делает это только в сложных для него словах, иногда смешивает звуки, являющихся близкими артикуляционно.
- 5 лет – звукопроизношение полностью сформировано. Ребенок может оценить не только собственное произношение, но и чужое, нарушений слоговой структуры в речи нет. Начинается освоение грамматики, системой которой малыш должен овладеть к школьному возрасту.
Важно понимать, что выделенные периоды речевого развития достаточно условны, поскольку его сроки для каждого индивидуальны, они зависят как от условий, в которых воспитывается ребенок, так и от состояния его здоровья. Часто встречаются ситуации, что понимание чужих слов (пассивная речь) значительно опережает их произнесение (активная речь). Такое опережение считается нормой до 2-2,5 лет.
Диагностика ОНР
Чтобы диагностика была информативной и позволила обнаружить истинную причину ОНР, к ней должны подключаться разные специалисты. Среди них невролог, нейропсихолог, логопед, однако иногда может потребоваться консультация других врачей – например, хирурга или отоларинголога.
Однако важнейшую роль в постановке диагноза играет обследование у невролога. Он сможет понять, в какой области находится пораженный участок – именно этот фактор является ведущим в определении формы расстройства речи. Невролог делает заключение, указывая в нем форму и степень нарушения.
Эти данные в дальнейшем использует логопед-дефектолог, который проводит коррекцию недоразвития речи. Он делает собственную диагностику с учетом анамнеза и данных осмотра речевого аппарата, оценивает степень нарушения, общается с малышом и предлагает программу коррекции.
Коррекция ОНР
Коррекционная программа разрабатывается индивидуально с учетом причины, вызвавшей заболевание. Например, если ОНР является следствием дизартрии, в первую очередь необходимо устранить проблемы, которые вызывает это заболевание и только потом начинать логопедическую коррекцию.
Во всех случаях коррекция недоразвития речи – это комплекс мероприятий, в которых участвуют логопед, нейропсихолог, невролог. Программа охватывает несколько направлений:
- Развитие подражания, благодаря которому ребенок повторяет услышанные звуки.
- Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи.
- Занятия на общую моторику, координацию движений.
- Тренировка артикуляционного аппарата с помощью специальной гимнастики и логопедических упражнений.
- Занятия на общее развитие мышления – памяти, восприятия, внимания.
При обнаружении перечисленных выше симптомов необходимо обращаться к специалистам как можно раньше. Наш Центр в Москве работает с самыми маленькими пациентами. Дефектолог, логопед, психолог проведут тщательное обследование ребенка и выявят причины ОНР. На основе полученных данных будут сформированы рекомендации по устранению проблемы и разработан план занятий. Такая система работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка обеспечивает эффективность коррекции и помогает успешно устранять дефекты речи.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.