Не только родители, но и педагоги нередко скептически говорят о необходимости нейропсихологической подготовки к школе. Это происходит, в первую очередь, от недопонимания самого термина и необходимости не однобокой, а комплексной подготовки, которую обеспечивают занятия с нейропсихологом.
Что предполагает комплексная подготовка
Эффективная подготовка к школе включает пять компонентов, развитие которых обуславливает успешность ребенка в школе, его физическое и ментальное здоровье, а также способность адаптироваться к новым условиям:
- физический;
- интеллектуальный;
- социальный;
- эмоционально-волевой;
- психологический.
Традиционная подготовка к школе проводится, как правило, только на интеллектуальном уровне – ребенка учат писать, читать, считать. Однако буквы и цифры – лишь верхушка айсберга, причем это символические системы, для понимания которых, а не механического зазубривания, необходимо абстрактное мышление. До него мозгу необходимо дозреть, пройти несколько этапов развития. На каждом из этих этапов есть свои особенные задачи развития, нарушать логику которых нельзя – а именно так и происходит при слишком раннем интеллектуальном развитии.
Сегодня психологи часто употребляют понятие «агрессивная интеллектуализация», под которой понимается раннее развитие, предполагающее «натаскивание» ребенка раньше, чем его мозг будет готов к усвоению информации и формированию навыков. В нашей практике нередко встречаются ситуации, когда родители с 3 лет учили с ребенком буквы, несмотря на то, что его мозг не был готов к этому. В результате энергии лишись те структуры мозга, которые в этот период, напротив, должны были активно развиваться – в данном случае отвечающие за сенсорное и двигательное развитие. Ребенку, которому до 5,5 лет не обеспечено должное сенсорно-моторное развитие, быстро переутомляется, не может долго сидеть на уроках, выстраивать адекватное общение. Это значит, что успехов в обучении не будет, несмотря на то, что с раннего возраста малыш знает буквы.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Ответ на поставленный вопрос не может быть однозначным, поскольку мозг каждого ребенка развивается индивидуально, что обусловлено воспитанием, окружением, психофизиологическими особенностями. Однако есть и общие законы, на которых строится нейрофизиологическая подготовка к школе, предполагающая не только развитие умения писать и читать, но и формирование базы для выполнения более сложной деятельности.
Подготовка к школе вовсе не означает, что в 3-4 года нужно научить ребенка считать, читать и писать. Нейрофизиологи практикуют комплексный подход - с развитием моторики, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, фонематического слуха, в соответствии с особенностями мышления на каждом возрастном этапе. Это позволяет спокойно, без принуждения получить необходимые для поступления в первый класс интеллектуальные навыки, учиться легко и с удовольствием.
Нейрофизиологическая подготовка к школе должна начинаться не перед поступлением в первый класс, а намного раньше, однако речь идет не о механическом заучивании цифр и букв, а о правильной подготовке базы для этого. Например, в 3-4 года формируются пространственные представления, которые необходимы для быстрого и легкого усвоения счета. Однако работа над их развитием начинается с самого простого – представлений о своем теле. После этого формируются навыки понимания тела в пространстве, лишь затем переходят к квазипространству.
Зачем нужна диагностика?
Отделы мозга каждого ребенка развиваются по-разному, особенности существуют у всех без исключения детей, а у некоторых – еще и нарушения. Подготовка начинается с диагностики, в процессе которой специалист выявляет, какие отделы мозга сформированы хорошо, а какие – недостаточно. На основе полученных данных нейропсихолог принимает решение, каким функциям необходимо уделить максимальное внимание.
Нейропсихологическая диагностика позволяет составить персональный план развития, цель которого – коррекция слабых сторон с опорой на сильные. Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный маршрут, конечной целью которого становится готовый к школе, здоровый, уверенный в себе и успешный в обучении ребенок.
Принципы разработки индивидуальных программ
Нейропсихологи условно делят мозг на три блока, в соответствии с которыми диагностируются и трудности, испытываемые ребенком, и слабые стороны развития.
- Энергетический блок
Включает подкорковые и стволовые элементы. Дети, у которых недостаточно развиты эти структуры, склонны к быстрому утомлению, из-за усталости они не в состоянии справляться со всеми задачами, несмотря на развитые мыслительные способности. Отмечается эмоциональная нестабильность, частые смены настроения, малыши воспринимают все слишком близко к сердцу. При этом они отличаются выдающимся умом, хорошей памятью, но практически не имеют возможности продемонстрировать эти способности из-за усталости и частых болезней.
- Блок обработки информации
Включает височные и затылочные области. В эту группу входят трудности, связанные с получением и анализом информации, которые обуславливаются недостаточным развитием сенсорных систем. Для детей характерна фрагментарность восприятия и несформированность навыков обработки информации, поступающей через органы чувств. Например, они не могут вычленить звуки на общем фоне, испытывают трудности с распознаванием контуров предметов, цветов, ритма. В связи с этим часто возникают пунктуационные ошибки, поскольку малыш не может вычленить ритмическое отделение одного предложения от другого.
- Блок контроля над деятельностью и ее программированием
Включает лобные отделы. Дети отличаются неусидчивостью, неспособностью контролировать свое поведение, неумением правильно организовывать время. Речь таких ребят обычно бедная, они стремятся к максимальному упрощению любой деятельности, часто пропускают буквы при написании слов. Им трудно действовать в соответствии с инструкцией, полностью и до конца выполнять задания.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить все перечисленные проблемы и составить программу для коррекции каждого из трех перечисленных блоков.
- Развитие первого блока направлено на активацию энергетического ресурса, чтобы ребенок на протяжении урока смог сохранять включенность в работу. На это направлены дыхательные упражнения, развитие моторики и координации движений, самомассаж.
- Развитие второго блока предполагает коррекцию зрительного, тактильного, слухового восприятия, пространственных представлений и памяти. Например, для улучшения зрительного восприятия предлагается собирать предмет из частей, конструировать, узнавать предмет по отдельному фрагменту. Для развития памяти используются графические диктанты, для формирования правильных пространственных представлений – игры вроде «Зеркало».
- Развитие третьего блока предполагают задания на внимание, настольные и подвижные игры, прыжки со скакалкой, игры с мячом. В процессе этих занятий у детей параллельно формируются коммуникативные навыки.
Кроме того, в программу коррекции включаются упражнения на развитие базовых навыков, необходимых для успешного обучения в школе. В их числе:
- Навыки самоконтроля.
- Развитие психических процессов, необходимых для учебной деятельности.
- Улучшение коммуникативных способностей.
- Развитие умение слушать и понимать на слух.
- Умение концентрироваться на выполнении заданий.
- Стабилизация эмоционального фона.
Таким образом, главная цель нейропсихологической подготовки к школе – не просто механическое заучивание цифр и букв, а формирование умения учиться, мотивации, коррекция слабых сторон в развитии с опорой на сильные. Одновременно у ребенка развиваются предпосылки для формирования умений читать, писать, считать.