Нарушение звукопроизношения – достаточно частая патология, встречающаяся у дошкольников. Ее причинами являются различные аномалии в формировании речевого аппарата, повреждения мозга, социальная среда, в которой растет ребенок. Главный признак заболевания – неправильное произнесение звуков, например, их замена либо искажение. Коррекция нарушения звукопроизношения предполагает логопедические занятия, а также устранение основной причины дефекта.
Понятие нарушения звукопроизношения
Звукопроизношением в логопедии называют правильное произнесение звуков, которое возможно благодаря правильной артикуляции и деятельности речевого центра. Процесс становления звукопроизношения продолжается на протяжении всего дошкольного периода. Сначала в речи малыш употребляет простые звуки, затем согласные. К 3 годам формируются шипящие и свистящие, к 5 – звуки [л], [р].
Логопеды считают, что окончательно звукопроизношение формируется в 5-7 лет. У этому возрасту ребенок должен правильно воспроизводить все звуки. Если этого не происходит, необходимо обратиться к специалисту для устранения дисфункции.
Виды нарушений звукопроизношения
Чаще всего логопеду приходится сталкиваться со следующими видами нарушений звукопроизношения:
- Нарушение фонетико-фонематического восприятия, при котором у ребенка сохраняется слух, но при этом он не может различать и, соответственно, воспроизводить звуки.
- Дислалия, которая возникает при нормальном состоянии ЦНС и сохранном слухе.
- Дислалия со сниженным слухом.
- Дизартрия, формирующаяся при поражении ЦНС, слух при этом нормальный.
- Ринолалия, представляющая собой нарушения вследствие физиологических дефектов речевого аппарата – таких, например, как волчья пасть или заячья губа.
- Анартрия, характеризующаяся полным отсутствием речи либо очень непонятными звуками, которые не могут разобрать даже близкие.
Устранять нарушения звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, когда они впервые обнаруживаются. Нередко родители не уделяют должного внимания речи ребенка, считая, что это возрастные дефекты, которые со временем исправятся самостоятельно. Бывают и ситуации, когда родители отказываются исправлять дефекты, считая, что в этом заключается оригинальность ребенка.
Однако считать, что нарушения не требуют устранения и могут исчезнуть самостоятельно – большая ошибка. Если не исправлять дефекты, то они осложнят обучение, скажутся на письме и чтении, могут стать причиной комплексов в подростковом возрасте и ограничений при выборе профессии – например, нарушения речи могут стать препятствием для поступления в военное училище. В конечном итоге, от правильности речи во многом зависят и карьера человека, и его успешность во взрослой жизни.
Проявления дефектов
Симптомы нарушения звукопроизношения у детей зависят от формы заболевания:
- Для дислалии характерно нарушение произношения звуков всех групп. Они могут отсутствовать в речи, ребенок может заменять одни звуки другими, искажать их. Если при этом снижен слух, пациент может не различать разные типы звуков – например, употреблять глухие вместо звонких.
- При дизартрии нарушается произношение не только гласных звуков, но и согласных. Также присутствуют дефекты в дыхании, речь кажется невыразительной. Дефекты в этом случае более стойкие, чем при дислалии, и необходима серьезная работа для их устранения.
- Анартрия характеризуется практически полным отсутствием речи, поэтому лечение представляет собой, в первую очередь, устранение неврологических симптомов. Среди них, например, нарушение дыхания, отсутствие мимики и другие.
- Ринолалия обусловлена различными дефектами строения речевого аппарата. Проявляется выраженными нарушениями звукопроизношения, нарушениями письменной речи, гнусавостью, слабым развитием лексико-грамматической стороны.
- Фонетико-фонематические нарушения характеризуются искажением звуков, их смешением, изменением слоговой структуры слова, заменами звуков.
Причины нарушения звукопроизношения
От того, насколько правильно будет определена причина дефекта, зависит успешность коррекции. Самые частые причины нарушения звукопроизношения в виде дислалии:
- Аномалии строения органов, участвующих в звукоизвлечении. Это может быть, например, слишком короткая уздечка, изменения в строении неба и другие аномалии.
- «Сюсюканье» при разговоре взрослых с ребенком.
- Часто дислалия наблюдается у детей-билингвов.
- Снижение слуха.
Причины дизартрии и анартрии – поражения ЦНС, которые отмечаются как у детей, так и у взрослых. Самые распространенные среди них:
- Поражения мозга во внутриутробном периоде.
- Резус-конфликт.
- Родовые травмы.
- ДЦП.
- ЧМТ, инсульты.
Врожденные фонетико-фонематические нарушения чаще всего обусловлены внутриутробными заболеваниями, а также родовыми травмами.
Приобретенные ФФНР возникают чаще всего по следующим причинам:
- Вирусные заболевания, которые особенно опасны на первом году жизни, на фоне несформированного иммунитета.
- ЧМТ, в том числе ушибы и сотрясения.
- Генетическая склонность.
- Эмоциональные потрясения, стрессы, которые особенно часто встречаются в неблагополучных семьях.
Ринолалия возникает в связи с физиологическими дефектами, в числе которых:
- «заячья губа»;
- «волчья пасть»;
- патологические образования, расположенные под языком;
- укороченное мягкое небо;
- несмыкание неба со стенкой глотки из-за его ослабления или паралича;
- недостаточная развитость артикуляционных мышц, встречающаяся у детей, которые часто болеют.
Патология может быть и приобретенной, развивающейся как следствие механических повреждений. Еще одна причина – опухоли языкоглоточного либо блуждающего нерва.
Даже самые серьезные дефекты в большинстве случаев устранимы, если правильно определить их причину и подобрать соответствующий способ коррекции. Кроме того, важен комплексный характер лечения, к которому подключаются неврологи, логопеды и другие специалисты. Именно такой подход практикуется в нашем Центре в Москве. Проблемой занимаются сразу несколько специалистов, которые составляют индивидуальную программу коррекции для каждого пациента. Это позволяет добиться высоких результатов и обеспечить эффективность принятых мер.
Методы лечения
Терапевтические мероприятия зависят от того, какое заболевание вызвало патологию. Кроме того, обязательно проводятся занятия с логопедом для устранения дефекта. Основные принципы, которых придерживаются наши специалисты при коррекции нарушений звукопроизношения:
- Если обнаружена патология мозга, назначаются препараты для улучшения мозгового кровотока.
- В случае, когда причиной дефектов становятся хронические заболевания, задача специалиста – снизить тяжесть симптомов, уменьшить количество рецидивов.
- Обязательно проводятся логопедические занятия. Их задача – не только исправить недостатки речи, но и находить ошибки в произношении других детей.
- При коррекции используются компенсаторные возможности детского организма.
Очень важен индивидуальный подход к пациенту и правильный выбор пособий, упражнений, материалов для исправления произношения. Важно, что целью коррекции в нашем Центре является не только устранение дефектов речи, и стимулирование мышления детей, развитие их интеллектуальных способностей для успешного обучения в школе.
Необходимо постоянно заниматься с детьми в период, когда формируется их речевая функция. Домашние занятия заключаются в чтении книг, разучивании стихов, в процессе которого необходимо исправлять допущенные ребенком ошибки. Кроме того, очень важно рано обратиться к специалисту для устранения причин дисфункции и лечения вызвавших ее заболеваний.
Логопед не только составит индивидуальную программу коррекции нарушений звукопроизношения, но и даст рекомендации родителям по самостоятельным занятиям с ребенком дома. Комплекс мероприятий не только устранит дефекты, но и повысит качество жизни ребенка и успешность его обучения в школе.