Трудности, возникающие во время обучения в школе вследствие биологических причин, по международной классификации болезней относятся к ряду проблем, связанных с обработкой когнитивной информации. Речь идет о расстройствах, подразумевающих дисграфию, дислексию и дискалькулию.
Характеристиками таких отклонений являются:
- раннее возникновение;
- врожденность (эти нарушения не могут возникать вследствие перенесённых травм и инфекций головного мозга);
- специфичность или первичность (нарушения не могут возникнуть вследствие особенностей обучения, умственной отсталости или других заболеваний).
- чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия);
- обработка образов различных модальностей (записывать услышанное);
- ориентация в пространстве (невозможность найти нужное место, соотнести скорость своего движения со встречным потоком);
- слабая концентрация, влекущая невозможность доведения дела до конца, а также строить планы на будущее;
- быстрая утомляемость из-за задач, превышающих по сложности интеллектуальные возможности ребенка.
- стеснительность;
- гиперактивность;
- недружелюбие;
- плохая память;
- девиантное поведение;
- бесцельность действий.
- Повторном написании знаков, а также повторных действиях при решении математических примеров.
- Невнимательном изучении условий задачи или упражнений, трудностями в планировании алгоритма решения. При работе с текстами проблема выражается в неумении составить план рассказа и выявить основную мысль повествования.
- Импульсивности при устном счете. Такое поведение может привести к ошибкам в простых заданиях (при это этом вполне вероятно, что более сложные будут решаться верно). На письме это приводит к несоблюдению простейших правил.
- затруднения в ориентации на рабочих поверхностях (нахождение начала строки в тетради, продолжение записи на доске за другим учеником);
- плохой почерк, вызванный трудностями поддержания определенного размера и наклона букв (также возможна неровность почерка с левой стороны – из-за сужения поля зрения слева);
- ошибки в знакомых словах и конструкциях, правильное написание которых отображено на доске;
- смешивание букв, пропуск пробелов и т.д.
- нейропсихолог;
- логопед;
- дефектолог;
- детский психолог.
Большая часть нарушений происходит из-за затруднений сенсорной интеграции у ребенка.

Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на успеваемость
Даже незначительные расстройства сенсомоторной интеграции у ребенка могут стать причиной получения плохих отметок в школе. Само понятие «сенсорная интеграция» обозначает ряд процессов по обработке и упорядочиванию поступающей в мозг информации. Благодаря правильной интеграции человек способен сложить определенные представления как о себе самом, так и об окружающем мире.
В случае, когда процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (при этом неврологи признают ребенка здоровым), маленький ученик может столкнуться с проблемами восприятия школьной программы. Это связано с тем, что новая деятельность может ставить перед психикой сложные задачи, которые ранее никогда не выполнялись. Для успешного их выполнения важно иметь высокий уровень развития сенсорной интеграции.
Следует отметить, что сбои могут отразиться не только на когнитивных процессах, но и на поведении – к примеру, при повышенном стрессе от неуспеваемости. В этих случаях ребенок может начать прогуливать, у него могут развиваться психосоматические реакции, часто заметно снижение самооценки. С течением времени проблемы только усугубляются, поскольку быстрого метода устранить проблемы в обучении не существует.
Основные проблемы, которые видят родственники и учителя
Проблемы в обучении у ребенка могут быть вызваны разными причинами – даже такими, которые у других детей в принципе не возникают из-за использования мышечной и зрительной памяти. Однако при нарушениях интеграции мозг не упорядочивает полученные сенсорные данные, а потому ребенок может испытывать трудности с автоматическим воспроизведением по памяти особенностей правописания или же последовательности арифметических действий. Волевые усилия и постоянные повторения в этом случае не помогут – напротив, скорее принесут вред из-за ограничений самостоятельного получения сенсомоторного опыта и развития необходимых мозговых структур.
Практические трудности, с которыми сталкиваются дети во время школьного обучения:
Форма всех этих нарушений будет различной в каждом индивидуальном случае. Встречаются также ситуации, когда в ряде сфер нарушения незаметны – однако явно проявляются в других.
Снижение уровня успеваемости в результате нарушения сенсорной интеграции не относится к психоэмоциональным проблемам, поэтому смена воспитательного подхода не поможет. К сожалению, многие педагоги и родители не учитывают это и вместо актуальных и полезных действий фокусируются на усилении воспитательных методик. Часто это приводит к диаметрально противоположному результату – у ребенка еще сильнее снижается мотивация учиться, развивается неуверенность в себе и снижается самооценка (что ведет к трудностям с адаптацией в коллективе).
Поведенческие показатели нарушения сенсорной интеграции:
В большинстве случаев воспитательные методы корректировки не несут пользы, поскольку проблемы кроются в биологических особенностях, а не психологических.
Подход Центра Неврологии и Педиатрии к проблемам обучения строится на четком диагностировании недоразвитых функций и учете нейропсихологических особенностей ребенка. За каждый когнитивный процесс отвечает определенный отдел мозга, и это значит, что каждую проблему можно «отследить».
Классификация трудностей обучения базируется на подробном изучении имеющихся у ребенка проблем в свете типологии допускаемых ошибок. Основные категории трудностей связаны с:
1. Моделированием и контролем действий. Проблемы проявляются в:
2. Переработкой аудиальных данных (анализом звуков). Проблемы проявляются в путанице близких по звучанию букв (з-с, б-п), что может испортить как письмо, так и произношение.
3. Холистической (правополушарной) стратегии обработки данных (звуковых, визуальных, зрительно-пространственных). Нарушения этого типа вызываются недостаточной развитостью функционала правого полушария мозга (оно отвечает за формирование целостных образов, а также за ориентацию в пространстве). Основными проблемами данного типа являются:
Все указанные ошибки носят циклический характер, что приводит к неравномерной работоспособности ребенка. Для предотвращения когнитивной перегрузки и угасания интереса к учебе рекомендуется составить план работы, основанный на дробной и кратковременной нагрузке.

Методы коррекции
Первым этапом в коррекции любого недуга является диагностика, направленная на выявление проблем и составление индивидуальной коррекционной программы. Проведением диагностики занимается специалист-нейропсихолог.
Для повышения школьной успеваемости и сглаживания недостатков поведения необходимо развивать основу сенсомоторики – высшие психические функции (мышление, память и внимание). Если работать с ребенком через силу и принуждение, результата не будет – данные функции нельзя улучшить только лишь силой воли и желанием ребенка (т.к. они относятся к нейрофизиологическим, а не психологическим). Эффект дадут лишь те методики, которые работают через процессы естественного познания мира – игры, бег, прыжки и другие виды деятельности, развивающие сенсомоторную сферу.
При наличии дислексии и дисграфии могут потребоваться занятия с логопедом-дефектологом.
В Центре Неврологии и Педиатрии диагностика проходит за 1 час. После этого этапа специалисты составляют коррекционную программу для ребенка. В ней могут быть рекомендации по посещению таких специалистов, как:
Для улучшения качества предлагаемой помощи рекомендуется принести на прием имеющиеся медицинские документы, такие как медкарта, результаты ЭЭГ и допплерографии, а также другие обследования, которые имеются у родителей.
Последние статьи
Диагностика и лечение в Москве и МО
В клинике «Медицинский центр» представлены услуги для детей и взрослых. Запишитесь на прием к терапевту или узкому специалисту. Доктор выслушает вас, направит на обследование, а затем подберет индивидуальный план лечения. Если нужно, мы приедем к вам домой в любую точку города и осмотрим всю семью.