Речь – основное средство общения людей, однако она важна не только поэтому. Без развития речевых функций невозможно полноценное развитие интеллекта у ребенка. Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда малыш начнет разговаривать, отслеживают появление новых звуков, слогов и слов. С появлением вербальной коммуникации в виде связной речи становится легче общаться с ребенком, понимать его. Спокойнее становятся и сами дети - очень многие малыши расстраиваются и капризничают из-за того, что взрослые не могут их понять.
А что делать, если разговаривать вроде бы уже пора, но любимое чадо до сих пор молчит? Многие родители, столкнувшиеся с проблемой, задаются вопросом – какова возрастная норма, до скольки лет можно спокойно ждать и не предпринимать специальных усилий, а когда пора насторожиться и начать серьезно заниматься этим вопросом? Часто их успокаивают знакомые рассказами о том, как у них или у кого-то ещё ребенок молчал до трёх или четырех лет, а сейчас все хорошо. Однако, существует усредненная норма, которая говорит нам о том, что ребенок 2-4 лет должен иметь активный словарный запас из 20-150 слов. Конечно, большую роль играют личные особенности характера, темперамент, которые задают свой темп развития высших психических функций, речи в том числе. Но если родителей что-то тревожит, специалисты нашего Центра советуют обратиться к специалистам по задержке речевого развития.
Есть большое количество причин, по которым у ребенка задерживается развитие речи: от сложной беременности, проблем в родах до педагогической запущенности и стресса. Прежде чем заниматься проблемой, нужно понять, что мешает развитию – ведь задержка может быть как сама по себе, так и следствием серьезных нарушений. В любом случае коррекцию лучше начать раньше, чем позже, так как с возраста трёх лет речь оказывает большое влияние на когнитивные функции, и чем больше времени теряют родители, тем больше вероятность того, что задержка не в лучшую сторону повлияет на адаптацию ребенка в обществе, его умственное развитие, а впоследствии и на успеваемость, самооценку и т. д.
Часто ребенку просто не хватает импульса, чтобы начать говорить, и специалист легко подберёт метод или из комплекс, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Если этого не сделать, то скорее всего со временем задержка речевого развития перейдет в общее отставание, ведь из-за "молчания" будут недостаточно развиваться мышление, воображение, память.
В первую очередь малышу необходимо пройти комплексную диагностику и выявить причины задержки. Уже в зависимости от них будет зависеть, кто из специалистов потребуется. Это может быть дефектолог, логопед, нейропсихолог, детский психолог, а в сложных случаях сразу несколько.
Специалисты и используемые ими методики по запуску речи
Речевой невролог
При первой встрече врач знакомится с ребенком и его родителями. Специалист выслушивает жалобы, смотрит историю болезни, даёт оценку неврологическому статусу малыша, первично обследует пациента. Если доктор видит такую необходимость, то проводит электроэнцефалографию (ЭЭГ). В результате этих действий он уже может определить причины возникновения заболевания, назначить дальнейшее обследование и лекарства, если нужно.
Речевые неврологи нашего Центра используют в работе экспертные протоколы лечения. Врачи подбирают лекарства с максимальной осторожностью, в соответствии с диагнозом, выбирая такие препараты, которые не дают побочных действий. В период терапии невролог обязательно оценивает динамику и эффект от назначений и корректирует схему приема препаратов при необходимости, так как без наблюдения в динамике лечение не принесет ожидаемых результатов.
Логопед-дефектолог
После заключения речевого невролога в работу с ребенком включается логопед-дефектолог. Он назначает индивидуальную программу коррекции. Специалисты нашего центра имеют квалификацию, которая позволяет всесторонне исправлять речевые нарушения.
Индивидуальный маршрут занятий включает в себя такие действия как:
- Логопедический массаж – используется для работы с детьми, которые неправильно произносят звуки из-за сниженного тонуса мимической мускулатуры и речевого аппарата. Метод помогает быстрее поставить звуки ребенку и сформировать правильную речь.
- Занятия по развитию речи нужны для того, чтобы развить коммуникативные навыки ребенка. Малышу намного легче общаться со взрослыми и сверстниками, когда он умеет с помощью устной речи понятно доносить свои мысли до собеседника. На занятиях специалист использует дидактические игры, чтобы развить правильное речевое дыхание, фонематические процессы и восприятие речи на слух, занимается с ребенком артикуляционной гимнастикой. Все эти усилия расширяют объем понимания речи, как активного, так и пассивного словарного запаса, вырабатывают правильное произношение звуков, помогают сформировать фразовую речи и в целом активизируют речевую активность.
- Занятия по развитию диалогической речи проходят в форме непринужденного игрового общения. Они необходимы, если ребенок замкнут, имеет сниженную самооценку. С помощью занятий специалист помогает ему преодолеть эти проблемы, развить навыки общения.
- Занятия по активизации речевой коммуникации по игровым методикам формируют навыки речевой деятельности за счет активизации речевых зон полушарий головного мозга. Для этого специалист создает ситуации, которые мотивируют ребенка взаимодействовать с другими людьми, вырабатывают положительные эмоции к общению. Занятия обучают ребенка коммуницировать, обогащают его словарный запас и речевую среду в целом, развивают эмоциональное восприятие, учат различать базовые эмоции, такие как злость, радость, страх и т. д.
- Занятия по развитию внимания помогут, если ребенок не может долгое время концентрироваться на определенном занятии. Специалист помогает расширить объем внимания, сформировать навыки длительного удержания внимания на одном деле, учит правильно переключаться с одного занятия на другое и распределять внимание. На занятиях развивается воля, стабилизируется нейродинамика психических процессов.
- Занятия по развитию когнитивных способностей положительно влияют на мышление ребенка. Специалист работает с размерами, цветами, формами, учит малыша узнавать и различать предметы с помощью тактильных ощущений. В процессе ребенок взаимодействует с различными вспомогательными материалами: карточками, формирующими логические цепочки, сортерами, паззлами и др. С их помощью он обучается сравнивать, обобщать, находить аналогии, расширяет знания об окружающем мире, развивает речь и познавательную активность.
- Занятия по развитию навыков адаптации в социуме формируют адаптивные механизмы и помогают ребенку чувствовать себя более уверенно, общаться с окружающими, правильно вести себя в незнакомых местах и с незнакомыми людьми, как детьми, так и взрослыми, адекватно реагировать на происходящее вокруг.
- Занятия по развитию мелкой моторики необходимы всем детям. Они развивают не только общую и мелкую моторику, но и активизируют речевые зоны коры головного мозга, улучшают навыки письма. В процессе специалист занимается с малышом массажем и пальчиковой гимнастикой, ребенок лепит из глины и пластилина, рисует разными средствами (пальчиковыми и обычными красками, мелками, пастелью, карандашами), учится рисовать ровные горизонтальные и вертикальные линии, соединять опорные точки, тонировать и т. д. Кроме того, в занятиях используются игры с мелкими деталями, конструкторы, шнуровки и другие вспомогательные материалы.
- Песочная терапия – это метод, в основе которого лежат занятия со специальной песочницей. В нашем Центре их используют специалисты разного профиля (психологи или логопеды), в зависимости от того, какие задачи перед ними стоят. Есть много различных техник, методик и игр, использующих песок. Ребенок с их помощью снимает эмоциональное возбуждение, расслабляется, учится переключать внимание и сосредотачиваться на процессе, познает мир. Так как при этом задействуется тонкая моторика, занятия расширяют словарный запас, развивают восприятие речи и собственную связную речь.
- Логоритмика – это занятия, стимулирующие речевое развитие, которые сочетают музыку и движения. Помимо непосредственной функции, они положительно влияют на общую и мелкую моторику, расслабляют ребенка, развивают музыкальный слух, ритмичность движений, учат правильно дышать.
Многие специалисты не знают, как работать с малышами младше четырех лет, которые еще не разговаривают, и не берутся за них. Но часто стимулировать развитие речи после этого возраста уже не настолько эффективно, необратимо страдает интеллектуальное развитие, поэтому коррекция должна начинаться как можно раньше. В нашем Центре специалисты и логопеды работают с совсем маленькими детками, как только родители замечают проблемы с речью.
Нейропсихолог
Отсутствие речи негативно влияет не только на коммуникацию и взаимопонимание, часто у неговорящих детей страдает поведение, восприятие, моторика, внимание. Например, они отвлекаются, не могут долго сосредотачиваться на одном занятии, не воспринимают изображения в плоскости (картинки в книжках). Эти особенности свидетельствуют о различных дисфункциях в мозге и требуют коррекции.
Нейропсихолог работает с самыми разными видами нарушения развития: расстройства аутистического спектра, РДА, СДВГ, различные задержки развития и т. д. Для этого он использует методы и занятия, которые подбирает индивидуально под каждого маленького пациента, чтобы перестроить функциональные системы мозга, запустить речь и добиться формирования базиса развития высших психических функций:
- мозжечковую стимуляцию на оборудовании Balametrics
- занятия по методу замещающего онтогенеза
- занятия по развитию высших психических функций, сенсорного восприятия
- когнитивную и поведенческую коррекцию
- стимулирование стволовых и подкорковых функций
Детский психолог
Часто случается так, что задержку речевого развития провоцируют психогенные факторы, поэтому ребенка с этой проблемой обязательно должен осмотреть психолог. Он оценит психическое развитие и его соответствие возрасту, обнаружит проблемы в отношениях между родителями и ребенком, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Родители должны понимать, что возможно придется изменить тип воспитания и начать по-другому взаимодействовать с ребенком, если необходимо преодолеть сложности.
Лечебный массаж
Тактильные ощущения очень важны при работе с детьми, которые имеют нарушения развития. При массаже шейно-воротниковой зоны улучшается кровоснабжение головного мозга, в том числе и те участки, отвечающие за речь, и в целом оказывается положительный эффект на нервную систему и общее состояние организма. При работе с логопедом-дефектологом и нейропсихологом вводят массаж, чтобы повысить результативность занятий.
Кому подходит программа по запуску речи
Данный курс дает отличные результаты при работе с малышами с такими нарушениями, как:
- задержка речевого, психоречевого и психического развития;
- СДВГ и гиперактивность;
- различные типы алалии (сенсорная, моторная, смешанная);
- расстройства аутистического спектра;
- ранний детский аутизм, атипичный аутизм, развитие по аутистическому типу;
- речевой негативизм.
Программа эффективна не только для неговорящих детей, она подходит малышам, которые находятся на любом этапе становления речи. Если все сделать правильно и пройти полноценное комплексное обследование, то задержку речевого развития удастся быстро скорректировать и не упустить время.