Задержка психического развития – это отставание в формировании развитии основных психических процессов, которое у детей преодолевается с помощью коррекции и специального обучения. При ЗПР недостаточно развиты:
- мелкая моторика;
- речевые функции;
- внимание;
- процессы саморегуляции;
- память.
Патология характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, низкой школьной успеваемостью. В диагностике и коррекции принимает участие несколько специалистов, включая врачей, психологов и педагогов. Дети, страдающие ЗПР, нуждаются в специальной организации обучения и в медицинском сопровождении.
Общая информация
Задержкой психического развития называют обратимые изменения в интеллектуальной, эмоциональной сферах, которые сопровождаются трудностями в обучении. Среди детей ЗПР страдает около 15-16%. ЗПР – не медицинская категория, а педагогическая, однако в коррекции принимают участие и врачи – прежде всего, это специалисты-неврологи, специализирующиеся на работе с детьми.
Психические функции у детей развиваются с разной скоростью, поэтому о задержке психического развития обычного говорят, когда ребенку исполняется 4-5 лет, но в некоторых случаях еще позже – во время школьного обучения. Часто детям 5-5,5 лет, имеющим отставание в развитии, в заключениях указывают ЗПР или ЗППР, под которыми понимается несоответствие возрастной норме.
Позже формулировка может корректироваться, и не исключено, что будет поставлен медицинский диагноз «умственная отсталость». Чтобы дифференцировать ЗПР и умственную отсталость, клиническим психологом проводится тест Векслера. Характерные черты ребенка с ЗПР:
- незрелость мыслительных операций;
- нарушение процессов восприятия;
- проблемы с произвольным вниманием (сниженный объем, неспособность концентрироваться и переключаться);
- сокращение объема слухоречевой памяти;
- игровые интересы преобладают над познавательными (эта особенность проявляется только после 7 лет с началом процесса обучения).
- IQ, в соответствии с тестом Векслера, - 80-89 баллов (этот показатель определяется только после 5 лет).
Причины ЗПР
Задержку психического развития в равной степени вызывают биологические и социальные факторы. Биологические причины ЗПР – это локальные поражения ЦНС либо их остаточные явления. Из-за них отдельные участки мозга созревают неравномерно, что привозит к замедлению и нарушению психического развития. Чаще всего биологическими причинами ЗПР становятся:
- Различные патологии во время беременности (например, гипоксия, инфекции, ФАС и другие факторы, которые вызывают перинатальную энцефалопатию).
- Ряд соматических заболеваний (рахит, тяжелый грипп, эпилепсия, ЧМТ).
- В некоторых случаях ЗПР может быть наследственной.
Социальные факторы – это влияние среды, в которой растет ребенок, на его развитие. Они могут сочетаться с биологическими, возникшими в результате органических причин. Обычно дети, у которых диагностируется ЗПР, растут при гиперопеке или, наоборот, безнадзорности, если в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, в условиях дефицита общения. Также ЗПР может развиваться на фоне дефектов зрения и слуха, при патологиях речи, которые возникают в условиях дефицита общения и получаемой ребенком информации.
Классификация
Коррекция задержки психического развития зависит от формы патологии. Существует несколько классификаций, рассмотрим одну из них, в соответствии с которой выделяют 4 типа ЗПР:
- ЗПР конституционального генеза, вызванная замедленным развитием ЦНС. Характерен для такой формы ЗПР инфантилизм, как психический, так и психофизический. В первом случае поведение ребенка соответствует более младшему возрасту, во втором – страдает не только психическая и эмоциональная сферы, но и физическое развитие, которое не соответствует возрасту. Такие дети эмоционально нестабильны, они искренни и непосредственны, характерен сниженный объем памяти и внимания. Даже во время учебе в школе преобладающими интересами являются игровые.
- ЗПР соматогенного генеза возникает из-за тяжелых соматических заболеваний, которые вызывают задержку созревания ЦНС. В анамнезе у таких детей – почечная либо сердечно-сосудистая недостаточность, пневмонии, астма и другие заболевания. У детей отмечается сенсорная депривация, обусловленная длительным нахождением в лечебных учреждениях. Для них характерны астенический синдром, сниженный объем памяти, поверхностное внимание плохая работоспособность, гиперактивность.
- ЗПР психогенного генеза формируется из-за социальных факторов и неблагоприятных условий, в которых развивается ребенок. Среди них жестокое обращение, гиперопека, дефицит внимания. Эти факторы формируют импульсивность, психологическую неустойчивость. Из-за повышенной заботы ребенок становится безынициативным, эгоцентричным, безвольным.
- ЗПР церебрально-органического генеза, возникающая по причине поражения головного мозга легкой степени. Нарушения затрагивают лишь некоторые сферы либо проявляются сразу в нескольких. Для такой формы ЗПР характерны эмоционально-волевые и познавательные нарушения, отсутствие ярких эмоций, внушаемость, обеднение воображения, двигательная расторможенность и другие признаки.
Особенности детей с ЗПР
Интеллектуальная сфера
Нарушения интеллекта выражены в легкой степени, однако они затрагивают все психические процессы. Например, для восприятия характерны замедление, неточность, фрагментарность, сложности с составлением целостных образов. Зрительное восприятие при этом сформировано лучше, а вот слуховое страдает, поэтому устное объяснение материала должно сопровождаться наглядностью.
Внимание отличается неустойчивостью, поверхностностью – он может отвлечься на любые сторонние стимулы, ему трудно сосредоточиться и сконцентрироваться. При переутомлении проявляются гиперактивность и СДВГ.
Для памяти характерна мозаичность запоминания. У детей с ЗПР преобладает наглядно-образная память, вербальная развита слабее. Неточность восприятия приводит и к замедленному развитию образного мышления. Дети неспособны к абстрактно-логическому мышлению без помощи со стороны взрослых. Возникают трудности со многими мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением. Они не могут делать выводы и структурировать информацию.
Речь
Коррекционные занятия для детей с ЗПР во многом направлены на исправление речи. Для нее характерны:
- Нарушения слуховой дифференциации.
- Сниженный словарный запас.
- Искажение артикуляции.
- Трудности с построением связных высказываний.
- Неспособность осуществлять контроль над грамматической стороной речи.
ЗПР может сочетаться с дислалией, задержками речевого развития, дислексией и дисграфией.
Эмоциональная сфера
Характерна эмоциональная лабильность, быстрая смена настроения, безволие, отсутствие инициативы. У некоторых детей отмечается агрессивность, могут возникать аффективные реакции, наблюдается повышенная тревожность.
Часто такие дети замкнутые, они играют в одиночку, причем для игр характерна стереотипность, бедность фантазии, элементарные сюжеты. Из-за отставания в развитии моторики ребенок кажется неловким, с нарушенной координацией, часто возникают тики. Чтобы эти изменения были обратимыми, необходимы специальные коррекционные занятия ЗПР.
Диагностика
Для диагностирования ЗПР необходимо всестороннее обследование, в котором принимают участие невролог, нейропсихолог, психиатр, логопед, дефектолог. В процессе диагностики производится:
- Анализ жизненных обстоятельств, изучение анамнеза.
- Диагностика речи.
- Нейропсихологическое тестирование.
- Изучение медицинской карты.
- Исследование познавательных способностей в процессе беседы с ребенком.
Также требуется медицинское обследование для выявления органических поражений мозга – прежде всего, у психиатра и невролога. Проводится МРТ, ЭЭГ и другие инструментальные исследования. Дифференциальная диагностика ставит целью отделить ЗПР от аутизма и олигофрении.
Коррекция ЗПР
Коррекция задержки психического развития предполагает мультидисциплинарный подход, поскольку в ней участвуют неврологи, логопеды, психологи, дефектологи, нейропсихологи. Занятия начинаются в дошкольном возрасте и проводятся на протяжении длительного времени.
Детям с ЗПР рекомендовано посещение специальных ДОУ, коррекционных школ или отдельных коррекционных классов в образовательных учреждениях. Среди особенностей их обучения – дозированность материала, присутствие наглядности, повторение, перемена деятельности, использование технологий, направленных на сохранение здоровья. Особое внимание уделяется развитию следующих сфер:
- Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.
- Эмоциональная и сенсорная сфера, для развития которой используются арт- и сказкотерапия, игровая терапия.
- Коррекция речевых нарушений, работа с логопедом.
Коррекционные занятия для детей с ЗПР в нашем Центре проводят нейропсихологи, дефектологи, психологи. При необходимости ребенок может быть направлен к медицинским специалистам для назначения медикаментозной терапии в соответствии с обнаруженными нарушениями.
Прогноз и профилактика
Отставание темпа развития обратимо, и его можно преодолеть, если вовремя обратиться к специалистам. Для детей характерна обучаемость, и если коррекционная работа организована правильно, будет наблюдаться положительная динамика. Дети могут усваивать знания и умения, но для этого им нужна постоянная помощь педагогов. После окончания школы дети с ЗПР могут получить среднее специальное образование, а в некоторых случаях – даже высшее.
Профилактика ЗПР заключается в планировании беременности, в исключении факторов, которые могут неблагоприятно сказаться на ее течении. Также необходимо проводить профилактику развития инфекционных заболеваний, создавать благоприятные условия для развития ребенка. При подозрении на задержку развития необходимо немедленно обращаться к профильным специалистам.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.