Высшие психические функции – это особые процессы, формирующие психическую деятельность. К ним относятся память, внимание, воображение, мышление, речь, восприятие. Все они формируются в раннем возрасте, в процессе деятельности, а также под влиянием взрослого, при его направляющей роли. Именно на формирование этих функций направлено раннее развитие детей.
Особенно важными среди них являются внимание и память, поскольку они закладывают базу для формирования других психических функций. Самые первые навыки малыша складываются на основе внимания и память, поэтому на их развитии делается особый акцент в раннем возрасте.
Известно, что обучение детей взаимодействию с окружающим миром начинается с момента его рождения. Уже в первый год они берут игрушки, стараются подражать звукосочетаниям, узнают названия отдельных предметов, с которыми часто взаимодействуют. Для формирования перечисленных навыков необходимо внимание, которое возникает в результате сосредоточения. Однако добиться от ребенка ожидаемых реакций удается не всегда, и часто дети не реализуют доступный им потенциал.
Специалисты выделяют внимание произвольное и непроизвольное. Первое предполагает сознательное сосредоточение на определенных предметах или явлениях. Исследования психологов показывают, что оно формируется только в возрасте до трех лет. Однако для достижения успехов в развитии необходимо также непроизвольное внимание, которое возникает без собственных усилий под влиянием внешних раздражителей.
Существуют специальные приемы, которые помогают устанавливать связи между двумя типами внимания, а также стимулировать на раннем этапе развитие непроизвольного. Дефицит внимания у детей – одна из актуальных сегодняшних проблем, поэтому очень важно уже в раннем возрасте не упустить потенциал, влияющий на развитие и формирование психических функций, среди которых одной из главных является внимание.
Развитие внимания
Под вниманием понимается процесс сосредоточения на предмете или явлении. В основе этого процесса – защитная реакция на внешнее воздействие (например, на свет либо звук) и возникающий ориентировочный рефлекс. Уже в первые три месяца ребенок научается отыскивать источник звука и следить за передвигающимся предметом. А к 6 месяцам он учится дифференцировать звуки и зрительные образы – например, ребенок узнает родителей, понимает тон их обращения. Таким образом, непроизвольное внимание становится основой для ориентировочной деятельности.
Развитие внимания детей предполагает использование приемов, стимулирующих непроизвольное внимание. Главной мотивацией в данном случае становится интерес, возникающий на основе ориентировочной деятельности. Особенно важно правильно использовать эти приемы на втором году жизни малыша, когда происходит сенсорное развитие, и восприимчивость к речевому обучению очень высока.
Приемы стимулирования внимания
Прежде чем перечислить методы, которые применяют психологи, чтобы стимулировать внимание ребенка к обучению, играм и обучающим занятиям, отметим важность правильного выбора материала для таких занятий, в первую очередь картинок и предметов. Внимание привлекает, в первую очередь, все новое. Например, если предложить малышу выбрать одну из двух карточек, найдя изображение, соответствующее произнесенному слову, и одна из этих картинок будет новой для него, он с высокой долей вероятности выберет именно ее. Чтобы ребенок смог выполнить это задание правильно, необходимо убрать эффект новизны, то есть сначала познакомить его с картинкой, а только потом использовать ее в заданиях.
Аналогичная ситуация возможна, если использовать для игр предметы, различающиеся по яркости – ребенок, скорее всего, выберет среди них наиболее яркий. Важно учитывать и эмоции малыша по отношению к изображениям. Например, если ему нравятся машины, он, независимо от того, какой вопрос задал взрослый, выберет карточку с изображением автомобиля.
Какие приемы рекомендуют использовать психологи для развития внимания детей?
- Внезапное исчезновение либо появление предметов.
- Взаимодействие с предметами вместо простого рассматривания.
- Использование динамичных, движущихся предметов.
Важно, чтобы во время речевых занятий внимание ребенка не просто привлекалось, а удерживалось с помощью слов и вопросов взрослого – например, «кто это?», «где птичка?». Таким образом, в занятия включаются элементы непроизвольного внимания, которое связано с интересом ребенка.
Если в первые годы жизни малыш демонстрирует произвольное внимание исключительно в процессе игр, которые целенаправленно организовали взрослые, то к третьему году оно становится устойчивым и проявляется в осознанном интересе малыша к предметам. Сколько их должно быть – зависит от сформированности интереса ребенка и его возраста:
- 1 г. – 1-2;
- 2 г. – 2-3;
- 3 г. – 4-6.
Чем дольше малыш способен заниматься конкретной деятельностью (например, играть в развивающие игрушки), тем более устойчиво его внимание.
Свойства внимания
Основные свойства внимания, которые выделяют психологами, определяются, в первую очередь, возрастом ребенка
Длительность внимания
Факторы, влияющие на способность удерживать внимание на протяжении определенного времени:
- Длительность деятельности увеличивается с возрастом.
- Эффективной будет деятельность, вызывающая у ребенка положительные эмоции.
- Внимание зависит от сложности задания. Наиболее трудными считаются те из них, которые связаны с умением слушать без использования наглядного материала.
- Длительность занятий зависит также от участия анализаторов. Наиболее долгими будут те из них, которые связаны со сменой различных видов активной деятельности – например, физкультурные и музыкальные. Меньше удерживается внимание, если занятия связаны с необходимостью лепить, рисовать и другой деятельностью, в которой задействованы руки. Еще короче – рассказы с картинками, самые короткие – рассказы без показывания картинок.
Концентрация
Под концентрацией понимается сосредоточенность на предмете, явлении, объекте. Она также связана с возрастными особенностями: чем меньше ребенок, тем быстрее он переключает внимание на иную деятельность. Однако при этом могут возникнуть ситуации, когда ребенка требуется специально переключать, причем надо сделать это так, чтобы он понял, зачем его отвлекли. Очень часто взрослые не учитывают этого и требуют выполнять действия быстро – например, отвлечься от рисования, чтобы пойти ужинать.
Чтобы ребенок выполнил то, что от него требует взрослый, одного только слова недостаточно. Важно, чтобы он мог закончить начатую деятельность и предложить интересную установку для переключения на другую – это тоже формирует умение концентрироваться. Если же ребенок часто отвлекается в процессе деятельности, важно проанализировать факторы, которые мешают ему сосредоточиться, и устранить их.
Распределение внимания
Одна из самых сложных характеристик внимания – способность распределять его между несколькими объектами. Умение формируется не только в дошкольный период, но и во время обучения в начальной школе.
Маленьким детям трудно совершать одновременно сразу несколько действий. Во время физических занятий это проявляется в том, что им сложно танцевать, совершая одновременные движения ногами и руками. Если же говорить о речевых занятиях, то ребенку трудно одновременно понимать вопросы, которые задает взрослый, отвечать на них и рассматривать картинки. В связи с этим ребенок часто совершает ошибки на таких занятиях, поскольку зрительные и слуховые раздражители его психика разводит. Например, если взрослый показывает ему картинки и задает вопрос, он может просто не услышать вопроса и из картинок выбирать самую яркую.
Чтобы этого не случилось, занятия с детьми раннего возраста предполагают исключение зрительных раздражителей. Для этого нужно молча показывать картинки не одновременно, а друг за другом, только после этого спрятать их и задать вопрос – например, «где машина?». Это позволяет избежать одновременного действия нескольких факторов и дает ребенку возможность правильно справиться с заданием.
Развитие памяти
Память формируется на базе заложенных природой условных рефлексов. Например, самый первый среди них – расположение ребенка под грудью, следующий – сосательные движения. В целом, в раннем детстве формируется сразу несколько видов памяти – например, обонятельная, двигательная, вкусовая и другие.
Кроме того, память может быть кратковременной и долговременной. В первом случае она предполагает сосредоточение с целью запомнить, во втором речь идет об информации, которая хранится в памяти долго. Также память может быть оперативной или промежуточной – с определенным сроком хранения. Наконец, у памяти есть несколько фаз:
- Запечатление, которое обеспечивается вниманием.
- Хранение на протяжении всей жизни.
- Припоминание - фаза, выражающаяся узнаванием или воспроизведением. В самые первые месяцы формируется способность узнавать окружающие предметы или людей – например, родителей. Воспроизведение же развивается еще в дошкольный период, и во многом именно на нем строится обучение, поскольку ребенок учит слова или способы поведения, подражая родителям и другим значимым взрослым.
Как и внимание, детская память непроизвольна. Развитие памяти детей основано на понимании следующих фактов:
- Основа навыков – повторение. Чем меньше возраст ребенка, тем больше повторений в обучении ему требуется. Например, в первый год для формирования навыков необходимо не меньше нескольких повторений в день. На втором году навыки формируются при 3-4 повторениях в неделю, на третьем – до 4 раз ежемесячно. С учетом этого выстраивается, например, план развивающих занятий в ДОУ.
- Память определяется эмоциональными переживаниями. Дети надолго запоминают праздники, посещение интересных мероприятий, концертов или занятия, которые сопровождались положительными эмоциями. Однако и отрицательные переживания запоминаются очень ярко – например, обиды, нанесенные им родителями, или негативный опыт посещения врача.
Развитие памяти у детей происходит через заучивание несложных стишков, пересказ знакомых им сказок, словесное описание картинок. В целом же не только память, но и внимание – своеобразные основы, на которых базируется процесс познания, поэтому очень важно проводить соответствующие занятия и создавать условия, подходящие для их стимулирования и развития.
Для полноценного развития этих функций необходима ранняя помощь психолога и педагога, поскольку эти специалисты знают особенности протекания процессов формирования познавательной деятельности у дошкольников и младших школьников и могут их корректировать. Кроме того, очень важно, чтобы занятия были не разовыми, а системными. Задания при этом могут усложняться – например, выполняться в более быстром темпе. Наибольшая эффективность достигается, когда упражнения предлагаются в комплексе и представляют собой стройную последовательную систему.
Комплексная помощь, которую мы предлагаем, открывает широкие возможности, в том числе, для обнаружения на ранних этапах отклонений в развитии и их коррекции. Столь же важно и исправление вторичных нарушений, которые имеют социально-эмоциональные причины и могут мешать адаптации малыша в обществе, нарушая нормальный процесс его психического развития. Положительная динамика в этих случаях достигается благодаря ранней помощи психолога, системному и комплексному подходу на основе знаний особенностей формирования детской психики.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.