Психологи и педагоги уверены: чем раньше начать развивающие занятия с ребенком, тем успешнее он будет в будущем, в том числе в школе. Однако термин «раннее развитие ребенка» при этом далеко не всеми родителями понимается правильно. Многие подразумевают под ним раннее обучение, то есть стремление уже в 3-4 года научить ребенка читать, считать или начать изучение иностранного языка.
Правильное с психологической точки зрения раннее развитие предполагает систематические занятия с малышом 1-3 лет в соответствии с его возрастными особенностями. Это значит, что основное внимание уделяется не обучению, а развитию мелкой моторики, сенсорному развитию, процессу, познания окружающего мира, сенсорному развитию. Именно оно подготавливает ребенка к обучению, не нанося вреда его ментальному здоровью.
Значение сенсорного развития
Слово «сенсорный» берет начало от латинского sensus, которое переводится как «восприятие». Иными словами, на основе своих личных ощущений, полученных через восприятие, ребенок составляет собственное представление об устройстве окружающего его мира, а познание базируется на восприятии предметов и явлений, составляющих его.
Прочие способы взаимодействия – например, мышление или запоминания – строятся на основе восприятия и представляют собой результат переработки созданных им образов. Именно поэтому сенсорное воспитание – это основа раннего развития ребенка. Оно предполагает создание полноценной сенсорной среды, которая поможет ребенку удовлетворить его интерес к изучению окружающего мира. Сенсорное развитие представляет собой узнавание свойств предметов – вкуса, ароматов, формы, цвета и прочих. На основе этой информации формируются память, интеллект, наблюдательность и другие качества, необходимые для успешного развития.
Перечислим несколько важных особенностей сенсорного развития, определяющих его значение в системе подготовки к школе в целом:
- Является фундаментом для интеллектуального развития.
- Формирует чувство прекрасного.
- Расширяет воображение, стимулирует фантазию.
- Развивает внимание и наблюдательность.
- Увеличивает словарный запас.
- Стимулирует стремление учиться.
- Развивает большинство видов памяти.
Главный метод сенсорного развития – это игры, через которые ребенок познает окружающий мир. Взрослый может организовать их везде, даже без специальной сенсорной среды и инструментария – например, с помощью привычных игрушек и обычных бытовых предметов. Играя с ними, малыш учится:
- распознавать величину и форму;
- различать цвета;
- находить сходства и различия;
- понимать свойства разных материалов;
- складывать из нескольких частей целое либо, наоборот, делить целое на части.
Сенсорное развитие ребенка допускает использование самых разных игрушек и игр, которые помогут через органы чувств познакомиться с окружающим миром, например:
- выкладывание узоров из деталей разных форм;
- игры с куклами для формирования отношения к слабым либо к товарищам по игре;
- настольные игры с картинками, которые нужно классифицировать по общему признаку, подбирать по парам либо выполнять другие задания – например, составлять описания;
- стихи и словесные игры, загадки;
- всевозможные пальчиковые игры.
Помимо сенсорного развития, они формируют словарный запас, учат правильному звукопроизношению.
Поэтапное сенсорное развитие
Целенаправленные занятия с ребенком принесут результат только в том случае, если проводить их в соответствии с особенностями определенного возрастного этапа. Перечислим главные нюансы, которые нужно учитывать на каждом из таких этапов.
1,5-2 года
Основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в этом возрасте:
- Знать 3-4 основных цвета и уметь применять это знание. Например, он должен не просто называть их, а сортировать предметы одного цвета.
- Собирание объемных фигур (пирамид из колец, кубиков) в зависимости от их уменьшения. Важно правильно подбирать игрушки, чтобы разница в размерах элементов была действительно заметна.
- Умение соотносить геометрическую фигуру с соответствующей плоской поверхностью. Для его развития используются игрушки-сортеры, предполагающие, что ребенок соотнесет фигуру и отверстие в ящике, соответствующее ей по размеру и форме.
2-3 года
Этот период стоит выделить отдельно, поскольку именно в 2-3 года развитие восприятия у детей происходит наиболее активно, и малыш открывает для себя множество явлений и предметов окружающего мира. Стремясь познать его, он пробует все на вкус, ломает игрушки и бытовые предметы, рисует на обоях, исследует содержимое всех емкостей, которые находятся в доме. Родители и другие родственники, окружающие ребенка, должны целенаправленно заниматься его сенсорным воспитанием и помогать малышу сориентироваться в сложном мире. Благодаря развитию восприятия в этом возрасте ребенок должен:
- Знать шесть основных цветов, называть их и использовать в играх – например, сортировать предметы в соответствии с цветом.
- Различать основные геометрические фигуры – например, без труда находить среди игрушек куб или шар.
- Понимать величину предметов, выделять среди них большие, маленькие и средние.
- Строить пирамиду из колец как в прямой последовательности (от большего к меньшему), так и в обратной.
- Собирать пазлы, состоящие минимум из четырех элементов.
- Сортировать предметы на основании общих признаков (по форме, цвету либо размеру).
Методы сенсорного развития
Чтобы ребенок накапливал знания об окружающем мире, необходимо формировать соответствующую среду, которая поможет ему в этом. Начать стоит с консультации со специалистом, который проведет сенсорную диагностику и выявит индивидуальные особенности ребенка. Перечислим некоторые методы, которые можно использовать для занятий с малышом дома:
- Пример родителей – один из самых важных методов любого воспитания. Именно родители должны демонстрировать малышу, например, правила обращения с предметами, учить, как правильно держать карандаш или ложку.
- Разнообразные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которое становится одним из главных условий развития мышления в целом.
- Дидактические игры, которые позволяют преподнести сведения об окружающем мире в игровом формате, интересном для ребенка.
Отдельное внимание стоит уделить игрушкам для сенсорного развития. Их главная особенность – стимулирование у ребенка желания совершить с ними какое-либо действие. Например, мяч малыш захочет бросить, машинку – покатать, а кубики – сложить в пирамидку. Именно благодаря таким игрушкам ребенок получает представление о свойствах предметов, об их формах и материалах. Подходящие для занятий игрушки:
- Мягкие, сшитые из материалов разных фактур.
- Сортеры и конструкторы, в том числе самые простые – например, матрешки либо кубики.
- Различные мозаики.
- Пластиковые, деревянные либо металлические конструкторы.
Занятия с использованием этих игрушек не требуют от родителей специальной подготовки, но помогают пробудить у ребенка интерес к окружающему миру и стремление изучать его.
Сенсорные нарушения
О наличии сенсорных нарушений говорят, когда диагностируются отклонения на том участке нервной системы, который отвечает за функции восприятия. Чаще всего это нарушения в работе органов чувств (слуха, зрения), а также:
- нарушения в развитии речи;
- отсутствие реакции на некоторые раздражители – например, на звук и свет;
- сложности с совершением произвольных движений;
- отсутствие адекватной реакции на информацию, которая поступает через органы слуха;
- нарушения вестибулярных функций;
- чрезмерные эмоциональные реакции даже на незначительные события;
- неспособность долго заниматься одним видом деятельности;
- агрессивность, повышенная тревожность.
Причинами сенсорных нарушений обычно становятся заболевания. Это травмы позвоночника, серьезные инфекционные болезни (в том числе те, которыми болела мама при вынашивании), различные патологии во время беременности или при родах. Часто подобные проблемы встречаются у детей, которые были рождены раньше срока.
Сенсорные нарушения не просто обедняют жизнь ребенка, но лишают его важнейших источников получения информации об окружающем мире. Это приводит к тому, что он отстает от сверстников в умственном и физическом развитии, к развитию комплексов, которые усугубляют и без того непростую ситуацию. Насколько выраженным будет это отставание, во многом зависит от того, на каком этапе были обнаружены нарушения и насколько своевременно началась сенсорная коррекция.
Наши специалисты начинают работу с детьми, у которых были обнаружены сенсорные нарушения, с полноценной диагностики, которая позволяет выявить степень дефектов, их причины и подобрать подходящие методы коррекционной работы. Это индивидуальные упражнения, которые проводятся в игровой форме и помогают конкретному ребенку преодолеть нарушения, чтобы воспринимать окружающий мир во всей его полноте и разнообразии.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.