В возрасте 6-7 лет ребенок переходит на новый жизненный этап: он поступает в школу, и ведущей деятельностью становится не игровая, а учебная. Чтобы успешно справиться с этими переменами и адаптироваться к учебному процессу, ребенок должен обладать определенными навыками.
Один из них – речевая готовность к школе, которая во многом определяет скорость и успешность процесса адаптации. Именно благодаря речи происходит общение, познание, коммуникация первоклассника со сверстниками и учителями. Очень важно, чтобы при поступлении в первый класс уровень речи ребенка был развит настолько, чтобы он мог освоить школьную программу и социализироваться в новом коллективе.
Что влияет на успеваемость?
Школьная успеваемость ребенка зависит от того, насколько к моменту начала обучения сформированы определенные навыки. Самые важные среди них:
- развитый слух;
- соответствующее возрасту физическое развитие;
- познавательная активность, любознательность;
- правильная работа ЦНС;
- сформированная моторика;
- правильные базовые представления об окружающем мире;
- готовность адекватно коммуницировать с одноклассниками.
- Выделение звуков на фоне одного слова (например, есть ли в слове «кочка» звук Ч?).
- Выделение звуков в конце либо в начале слова (Какой звук первый в слове «собака»? На какой звук оканчивается слово «стул»?).
- Определение, в каком месте слова находится тот или иной звук (В каком месте слова «банка» находится звук [н] – в конце, в начале или в середине?»).
- Точный подсчет количества звуков, образующих слово.
- Способность называть по порядку все звуки, которые образуют слово.
- При устной речи ребенок может долго подбирать правильные слова.
- Испытывает трудности с называнием предметов.
- В большом количестве использует слова-паразиты.
- Активно жестикулирует, заменяя жестами нужные слова.
- Правильно называть предметы и действия, быстро и четко подбирая слова.
- Использование в речи слов, которые имеют обобщающее значение.
- Правильный подбор слов по отношению а заданному обобщению и их группировка (например, школа – класс, доска, парта, урок, учитель).
- Характеристики предметов (сахар – сладкий, небо – голубое).
- Подбор действий, характерных для тех или иных предметов (собака – лает, бегает, кусает).
- Употребление синонимов (смелый – отважный, мужественный, храбрый).
- Употребление антонимов (смелый – трусливый, умный – глупый).
- Понимание многозначных слов в разных контекстах (коса у девочки и коса для травы).
- Использование в устной речи метафор. Быстрый подбор однокоренных слов (дождь – дождливый, дождевик, дождевое).
- Понимание значения фраз, имеющих переносное значение, использование их в речи (например, «сломя голову»).
- Способность выстраивать предложения с пониманием связи между образующими их словами.
- Быстрый поиск ошибок в предложениях, умение исправлять их.
- Составление предложений с использованием опорных слов и картинок.
- Пересказ текста с сохранением его смысла.
- Умение строить простые предложения и правильно связывать слова в них.
- Свободное поддержание разговора на соответствующую возрасту тему.
- Пересказывание сказок, пользуясь своим лексическим запасом.
- Рассказ о событиях из жизни, фильмах, художественных произведениях.
- Понимание сути явлений и событий в соответствии с возрастом.
- Развернутые описания окружающих предметов.
При этом готовность к школе определяется не только в первом классе, но и более поздних этапах. Она предполагает не набор определенных навыков, в готовность к их постоянному развитию. Отсутствие таких навыков может привести к появлению проблем и в более позднем возрасте.
Значение речевой готовности к школе
Речевое развитие, выполняющее не только коммуникативную, но и интеллектуальную функции, – один из основных навыков и показателей уровня мышления, в том числе при подготовке к школе. Оно демонстрирует уровень общего развития, способности мыслить логически, коммуникативных навыков.
В 5-6 лет, то есть в возрасте, который непосредственно предшествует началу учебы, ребенок должен сделать значительный скачок в освоении языка. Это связано с необходимостью запомнить много новых слов, овладеть понятиями, научиться связно и понятно излагать свои мысли, используя имеющийся лексический аппарат.
Недостаточное речевое развитие – одна из самых частых причин неуспеваемости в начальной школе, а также неспособности ребенка стать к школьному возрасту сознательной и развитой личностью. Без сформированной готовности успеваемость по всем предметам невозможна, как и выстраивание нормальных коммуникаций со сверстниками.
Что понимается под речевой готовностью
Отсутствие сложностей с письмом и чтением в начальной школе возможно только при условии сформированности основных компонентов речи. В их числе:
Умение слушать окружающих и понимать смысл услышанного
Если такого умения нет, ребенок будет испытывать трудности с восприятием устной информации, которую излагает учитель. В этом возрасте ребенок должен научиться действовать в соответствии с получаемой от преподавателя инструкцией, что невозможно при отсутствии развитого умения слышать.
Сформированная фонетико-фонематическая сторона речи
Под этим понимается умение произносить звуки в разном темпе и с разной интонацией, в зависимости от смысла фразы, а также менять громкость речи вплоть до шепота. Если у ребенка не сформирована фонетическая сторона речи, неизбежны проблемы на уроках русского языка, поскольку он будет писать слова так же, как произносит их, в том числе с заменой или пропуском букв.
Способность различать на слух звуки
Нормой считается ситуация, когда ребенок хорошо слышит слово, распознает на слух все его звуки и умеет в процессе письма обозначать их буквами. Если такая способность не сформирована, это обязательно отразится на письме. Например, первоклассник может написать не «банан», а «панан», если он не умеет отличать глухие звуки от звонких.
Языковой синтез и анализ
Под этим навыком понимается умение ребенка разделять слово на звуки и, наоборот, собирать из звуков слова. Проявляется следующими умениями:
Синтаксический и слоговый анализ
Под слоговым анализом понимается умение разделять слова на слоги и подсчитывать их. Кроме того, ребенок должен правильно составлять слова из отдельных слогов (синтез). Синтаксический анализ – это умение находить слова в предложении, определять их последовательности и число. Синтаксический синтез – это, в свою очередь, способность составить связное предложение из отдельных слов, предложенных учителем.
Словарный запас
Важный показатель, определяющий речевую готовность к школе – запас слов, который он имеет к началу обучения. Есть определенный критерий – 3500-4000 слов, которые ребенок не просто знает, но и понимает их значение, а также употребляет в речи. В школе словарный запас определяется по умению связно излагать мысли, отвечая на вопросы учителя, писать сочинения и изложения, составлять рассказы по предложенным картинкам. Если словарный запас будет недостаточным, опытный учитель сразу же заметит это. Признаки подобной проблемы:
Нередко дети с бедным словарным запасом понимают слова неправильно, особенно это касается образных выражений, фразеологизмов, слов с двойным смыслом. В пример можно привести фразу «потерять смысл», услышав которую, ребенок начинает думать, что слово «смысл» означает вещь, которую можно потерять.
Еще один признак бедного словарного запаса – стремление упрощать слова, заменять их более простыми синонимами. Например, вместо слова «крошечный» ребенок будет говорить «маленький. Особенно это становится очевидным при пересказе: непонятные школьнику слова, которые употребляет автор, он заменяет на простые и знакомые.
Ведущую роль в формировании словарного запаса играют родители, ведь он складывается именно в общении с ними. Педагоги и психологи рекомендуют родителям разнообразить свою речь при общении с ребенком, употреблять метафоры и сложные слова с обязательным последующим разъяснением их смысла.
Таким образом, с точки зрения словарного запаса речевая готовность к школе определяется по следующим умениям:
Даже если ребенок имеет хорошую технику чтения, соответствующую возрасту, он может не понимать смысла прочитанного и не справляться с учебными заданиями из-за недостаточного словарного запаса.
Грамматический строй
Под этим критерием понимается умение правильно образовывать слова и использовать их в нужной форме. Еще один признак – изменение слов по родам, падежам, склонениям для построения предложения. Прочие умения, позволяющие определить речевую готовность к школе по этому показателю:
Связная речь
Под этим критерием понимаются умения строить развернутые высказывания как во время урока, так и для озвучивания своих мыслей, желаний. Если это умение не сформировано, ребенку будет очень трудно успешно учиться. Этот критерий предполагает оценивание готовности к школе по следующим умениям:
Существует два пути для формирования перечисленных навыков. Во-первых, это соответствующая речевая среда, в которой ребенок растет и развивается, во-вторых – образовательная деятельность, позволяющая усовершенствовать базовые навыки.
Ребенок с хорошо развитой речью не просто успешно осваивает школьную программу, но и быстрее адаптируется к школе, эффективно коммуницируя с одноклассниками и учителями. Речевая готовность к школе позволяет правильно выражать свои желания и мысли, задавать вопросы. И наоборот, невнятная, несформированная речь усложняет общение, поэтому процесс обучения будет сопровождаться серьезными трудностями.
Специалисты
*Предложение не является публичной офертой , актуальную стоимость услуг уточняйте по телефону регистратуры
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.