11.08.2022
Аутизм у детей
Расстройствами аутистического спектра называют целую группу похожих патологических неврологических состояний, в которую входят такие состояния, как синдром Аспергера, аутизм и атипичный аутизм.
Врачи не знают точно, по какой причине возникает заболевание, но есть несколько предположений. Вот какие факторы могут спровоцировать его:
- гормональные нарушения;
- поражения ЦНС;
- перенесенные инфекционные заболевания;
- влияние генномодифицированных продуктов.
Знание точной причины могло бы предотвратить развитие болезни. Но чаще всего диагноз уже существует, поэтому гораздо важнее правильно назначить и вовремя начать лечение, а причина возникновения отходит на второй план. Возможности ранней диагностики аутизма у детей в Москве гораздо шире, чем на периферии: в частности, в нашей клинике работает дружная команда специалистов с большим опытом работы с такими пациентами.
Признаки аутизма у малышей
Обычно первые симптомы родители и врачи замечают уже в возрасте до двух лет. На формирование ребенка с РАС могут влиять три типа проблем:
- социальные;
- в сфере общения;
- в сфере поведения и воображения.
Какие особенности должны привлечь внимание и побудить обратиться к детскому психоневрологу? Это может быть излишняя пассивность, которую сложно списать на природный темперамент, нарушенный режим сна и бодрствования, избирательность и привередливость в еде. Стоит насторожиться и в том случае, шум вызывает неадекватную реакцию, например, крик, стремление заткнуть уши и т. п. Особенно показательна ситуация, когда сочетаются несколько признаков.
Окончательный диагноз ставят в 2-3 года, когда клиническая картина становится более характерной и однозначной. Это выражается в следующем:
- Отсутствие эмоционального контакта, даже когда с малышом пытаются общаться близкие родственники. Он не откликается на имя, избегает встречаться взглядом с другими людьми, отстраняется. Отсутствует жестикуляция, иногда ребенок даже никак не выделяет маму и папу из окружающих.
- Социальная дезадаптация. Аутятам сложно пребывать в обществе, им тревожно и некомфортно. Они не умеют играть с другими, не различают эмоции и гораздо спокойнее чувствуют себя, находясь в одиночестве.
- Агрессия и аутоагрессия. Расстройство, прикосновения, доставляющие дискомфорт, могут вызывать вспышки гнева, направленные в т. ч. на себя самого.
- Нарушения речи. Речь не является средством коммуникации, проявляется эхолалия – автоматическое неконтролируемое повторение слов окружающих, без осознания их смысла.
- Консервативность. Для детей с РАС очень важна стабильность, привычный распорядок, который повторяется изо дня в день. Когда что-то вмешивается привычное течение, проявляется целый спектр переживаний, от неприятия до агрессии.
- Сложности с длительной концентрацией внимания. Сосредоточение на чем-либо дольше минуты вызывает серьезные затруднения, за исключением стереотипное поведения.
- Стереотипное (стимминговое) поведение. Оно выражается в затяжном повторении одного и того же действия: крутить колесо, прыгать, строить и разрушать башню из кубиков и т. д. Стимминг бывает визуальным, аудиторным, тактильным, вкусовым, обонятельным или вестибулярным.
- Придирчивость в еде и предпочтение определенных продуктов.
Симптомы могут быть как все, так и некоторые, и даже единичные, поэтому очень важно создавать для каждого пациента персональный план реабилитации после тщательного исследования его состояния на момент начала лечения. Оно включает в себя определение:
- насколько хорошо проходит адаптация к непривычным условиям;
- насколько развиты речевая, двигательная и сенсорная сферы;
- особенностей интеллекта, которые выявляются в игре;
- коммуникативных навыков, поведенческой, моторной,перцептивной базы и т. д.
Этапы психологической коррекции
Доктор психологических наук, автор более десятка работ на тему расстройств аутистического спектра Ольга Никольская предлагает следующие этапы коррекции заболевания:
- Установка эмоционального контакта.
- Стимулирование взаимодействия.
- Преодоление страхов.
- Купирование негативных форм поведения, включая агрессии и аутоагрессии.
- Формирование целенаправленного поведения.
Коррекция преследует ряд задач, среди которых социализация, развитие коммуникативной и двигательной активности, обогащение эмоционального опыта, расширение кругозора, пробуждение интереса к миру вокруг и общению, сенсорное развитие, формирование основных навыков самообслуживания. К сожалению, РАС не излечиваются, но поддается исправлению. Аутист может сам себя обслуживать, играть, общаться с окружающими во взрослом возрасте и стать частью общества.
К сожалению, из-за неопытности в этом вопросе многих участковых педиатров большое количество детей с легкими формами РАС вообще не диагностируются, а у остальных начало терапии затягивается и теряется драгоценное время. Так, по данным фонда «Выход» лечение аутизма у детей в Москве должны получать более 20 тысяч маленьких пациентов, хотя официальная статистика показывает менее 3 тысяч случаев. Международные исследования также подтверждают, что РАС в той или иной форме есть у каждого 54-го ребенка. Если вы заметили один или несколько симптомов, обратитесь в наш Детский медицинский Центр Неврологии и Педиатрии. Команда профессиональных врачей проведет тщательное обследование и диагностику, и при выявлении болезни разработает индивидуальный план коррекционных занятий и терапию, в том числе, при необходимости, медикаментозного. Для каждого пациента мы ведем дневник достижений, который помогает оценивать положительную динамику терапии. Все специалисты работают в тесном контакте с родителями, ведь успех достигается только в результате согласованных сплоченных действий. Для запись позвоните нам или заполните форму обратной связи, и мы запишем вас на прием в ближайшее время.
Стоимость по направлениям:
невролог - от 4500 руб.
психиатр - от 4500 руб.
нейропсихолог - от 4 000 руб.
психолог от 3500 руб.
логопед от 3500 руб.