21.11.2022
Дизартрия, виды и формы
Дизартрией называют патологию речи, обусловленную поражением мозга и, как следствие, дисфункцией ЦНС. В результате импульсы, посылаемые речевыми центрами, не доходят до речевого аппарата либо доходят в искаженном виде. В результате речь становится невнятной, меняется ее темп, теряется выразительность. В случае тяжелых патологий возможна полная утрата способности говорить. Заболевание может развиться в любом возрасте, но особенно часто встречается дизартрия у детей. При своевременном обращении к специалистам она может быть устранена, а ребенок сможет посещать обычную школу.
Особенности заболевания
Впервые дизартрия как заболевание была упомянута около ста лет назад, тогда подобную группу расстройств называли косноязычием. Позже были выделены два вида – органическое и функциональное. Тогда определили факторы, являющиеся предпосылками к развитию подобных расстройств. Сегодня в науке используется два подхода к изучению дизартрии:
- Нейрофонетический. При этом анализируется речь пациента на основе психолингвистических технологий. Изучаются нейрофонетические симптомы заболевания, клиническая картина при этом исследуется мало.
- Неврологический. Учитываются клинические проявления болезни, определяется зона поражения ЦНС. Нарушения речи изучаются совместно с другими отклонениями, спровоцированными заболеваниями – например, с двигательными дефектами.
Формы дизартрии
Используется несколько принципов классификации дизартрии. Отечественная наука обычно выделяет типы заболевания в зависимости от зоны поражения ЦНС. Правдиной О.В. предложена следующая классификация.
Корковая
Поражаются корковые структуры мозга, отвечающие за возможность говорить. Происходит паралич мышц, участвующих в артикуляции, в результате нарушается последовательность движений органов, которые задействованы в постановке артикуляционных поз. Проявляется нарушением произнесения согласных.
При артикуляции меняется произвольная моторика, при этом дыхательные нарушения отсутствуют. Расстройства речи выражены, часто их следствием становятся сложности при письме и чтении.
Подкорковая
Нарушается мышечный тонус речевого аппарата в результате поражения подкорковых ядер – паллидума и стриатума. Они отвечают за регулировку тонуса мышц и выразительность речи. Пациент не может сохранять артикуляционную позу.
Наблюдаются непроизвольные сокращения мышц, возникают артикуляционные спазмы. Голос меняет силу и тембр, меняются также длительность речи, ее интенсивность, тембр голоса. Иногда случаются непроизвольные выкрики, во время которых больной издает гортанные звуки. Расстройство часто комбинируется с другими речевыми дефектами – например, с заиканием.
Мозжечковая
Поражаются ядра мозжечка, а также проводящие пути. Нарушается синхронность дыхания, артикуляции и работы речевого аппарата. Непроизвольно пациент скандирует во время речи, часто гнусавит. При этом речь лишена эмоциональной окраски.
Координация процесс речи нарушается. Отмечается непроизвольное дрожание языка, больной может издавать отдельные громкие звуки. Речь замедлена и непонятна даже при легкой форме. Отмечается несогласованность в движении мышц, в том числе участвующих в движении, поэтому больному часто трудно удерживать равновесие.
Псевдобульбарная
Поражаются системы, которые проводят нервные импульсы от головного мозга к спинному. Происходит паралич мышц, увеличение их тонуса, при этом мышцы становятся неподвижными. Проявляется смягчением звуков. Подвижность языка ограничивается, человек не может отводить его в сторону или приподнимать.
Бульбарная
Поражаются ядра периферических нервов. Мышцы речевого аппарата парализуются с одной стороны, пациент не может осуществлять движения произвольно и непроизвольно. Речь становится гнусавой. Переключение из одной артикуляционной позы в другую сильно затруднено.
Одновременно появляется обильное выделение слюны, характерны частые поперхивания. Обнаруживаются сложности с произнесением шипящих, свистящих звуков. Дизартрия при этом может быть легкой, а речь понимают окружающие.
Прочие классификации
Еще одна классификация форм дизартрии у детей основана на имеющихся у ребенка логопедических проблемах и степени их выраженности. С этой точки зрения выделяется четыре формы:
- Нарушения выявляются только специалистом. Это, как правило, стертая дизартрия, которая обнаруживается только логопедом. Нередко она не мешает ребенку, выявляется с помощью особых методик и достаточно легко корректируется.
- Речь малыша понятна, но проблемы заметны окружающим.
- Ребенка понимают только люди, которые часто с ним общаются. Отмечаются сильные нарушения звукопроизношения, поэтому посторонним людям не всегда ясно, что говорит ребенок.
- Речь непонятна даже близким либо ее нет совсем.
Четвертая степень считается самой тяжелой, может отмечаться полное отсутствие речи. Даже те люди, которые проводят с ним много времени, не всегда могут понять, о чем он говорит.
Эта классификация очень практичная, ее часто используют в своей деятельности не только логопеды, но и психологи. Кроме того, дизартрия у ребенка может классифицироваться на основе синдромологического подхода. В этом случае диагностику проводят совместно логопед и невролог. Определяется основной симптом, затем выявляются соответствующие дефекты в деятельности речевого аппарата.
На основании такого подхода выделяются следующие виды заболевания, связанные с основным симптомом:
- Спастико-паретическая – спастический паралич.
- Атактическая – атаксия.
- Спастико-гиперкинетическая – гиперкинез в сочетании со спастическим параличом.
- Атактико-гиперкинетическая – гиперкинез + атаксия.
- Спастико-ригиндная - ригиндность и спастический паралич.
- Спастико-атактическая - спастический паралич и атаксия.
- Гиперкинетическая – гиперкинез.
- Спастико – атактигиперкинетическая - спастический паралич, гиперкинез и атаксия.
Причины заболевания
Основная причина дизартрии у детей – поражение ЦНС, которое может возникнуть в любом возрасте. В большинстве случаев она врожденная и появляется как реакция на внутриутробные повреждения. Самые частые причины их возникновения:
- инфекции плода;
- патологии внутренних органов матери;
- травмы разного характера при беременности;
- резус-конфликт;
- действие радиации;
- интоксикации, в том числе наркотическими веществами.
Эти факторы особенно опасны в первом триместре. Однако дизартрия может сформироваться и при родах, в результате родовых травм. Ранее именно они считались основной причиной патологии, однако современные исследования опровергают это утверждение. Сегодня считается, что родовые травмы – это вторичные факторы, которые лишь усугубляют дефекты, имеющиеся у плода. Ошибки же, допущенные персоналом при родовспоможении, или другие травмы, часто приводят к развитию ДЦП.
Различные формы дизартрии у детей могут развиваться и в случае, если они родились здоровыми. Причинами в этом случае становятся:
- онкологические заболевания;
- сильные интоксикации;
- травмы;
- инфекции мозга.
У взрослых заболевание развивается по тем же причинам, к которым также добавляется инсульт. В связи с тем, что причины заболевания кроются в патологии мозга, коррекция также должна вестись по двум направлениям. Во-первых, это восстановление ЦНС и устранение главной причины болезни, во-вторых – логопедическая коррекция для восстановления работы артикуляционного аппарата.
Проявления заболевания
Распознать симптомы дизартрии можно с раннего возраста. Родители должны насторожиться, если наблюдают следующее:
- Во время сосания малыш очень слабо захватывает сосок и не удерживает во рту грудное молоко, которое вытекает через рот или нос. Это свидетельствует о слабом развитии сосательного рефлекса.
- Развитие малыша не соответствует возрастным нормам. Он поздно начинает держать голову, садиться и ползать.
- Речь также появляется позже, чем определено возрастными нормами. Артикуляция при этом слабая, произносимые звуки отличаются однообразием.
- Ребенку сложно пить из чашки, жевать.
- Повышенное образование слюны, которую ребенок не сглатывает, поскольку мышцы, участвующие в этом процессе, развиты слабо.
- Постоянно открытый рот.
- Отсутствие интереса к игрушкам, не соответствующие возрасту действия с ними.
- Отсутствие реакции на членов семьи, радости при их появлении. Малыш не гулит, нет активности ножек и ручек.
С возрастом к этим симптомам дизартрии у детей добавляются новые. Ребенок произносит слова по слогам, громкость голоса при этом меняется. Часто наблюдается гнусавость. Малыш не может долго разговаривать, поскольку чувствует усталость от разговора из-за слабых мышц.
Кроме речевых дефектов, обнаруживаются и двигательные. В частности, малыш захватывает предметы слишком сильно либо, наоборот, слабо. В некоторых случаях хватательного рефлекса нет совсем. Ребенок не умеет определять размеры и формы предметов, поэтому испытывает сложности при игре с сортерами. Трудно даются малышу и физические упражнения.
При дизартрии не развита мелкая моторика. Дефекты в работе двигательного отдела мозга приводят к тому, что ребенок не может захватывать мелкие предметы. При легких формах дизартрии часто достаточно упражнений на развитие мелкой моторики, чтобы малыш начал нормально говорить.
Дети, которые имеют патологии периода внутриутробного развития, независимо от наличия симптомов, должны состоять под наблюдением невролога. Если явственные отклонения в развитии отсутствуют, ребенка снимают с учета, а наблюдение над его состоянием перекладывается на родителей. При появлении первых симптомов заболевания они должны сразу же обратиться к врачу.
Диагностика
В большинстве случаев дизартрия диагностируется в 4-5 лет, поскольку считается, что до этого возраста нечеткое произнесение отдельных звуков является нормой. Однако если симптомы дизартрии у детей, описанные выше, проявляются раньше, не нужно ждать наступления этого возраста, чтобы обратиться к врачу.
Диагноз ставится совместно логопедом и неврологом. Осмотр у логопеда проводится по следующему алгоритму:
- Оценка нарушений, присутствующих в речи ребенка. Специалист смотрит, как и в каком темпе говорит малыш, анализирует его словарный запас и реакцию на обращения к нему.
- Физиологическое развитие. Задача логопеда – оценить дыхательную функцию, развитие речевой мускулатуры.
- Изучение работы мышц лица, мимики.
- Анализ произношения, интенсивности звуков, ритма речи.
- Анализ письменной речи ребенка, если диагностика проводится в возрасте старше пяти лет.
Лечение заболевания
Лечение дизартрии у детей всегда имеет комплексный характер. Оно требует, в первую очередь, устранения основного заболевания, которое привело к развитию дефекта. Терапия объединяет логопедические занятия, применение лекарственных средств, а также мероприятия по реабилитации.
Медикаменты используются для лечения основного недуга, в этом случае показы ноотропы, которые активизируют деятельность мозга. Точную схему приема препаратов подбирает врач, ориентируясь на возраст малыша и особенности течения болезни. Комплекс для лечения дизартрии у детей включает следующие мероприятия:
- Подбор лекарственных средств, облегчающих состояние и уменьшающих выраженность симптомов болезни.
- Занятия с логопедом для формирования речевых навыков. Они включают упражнения на мелкую моторику, специальный массаж, дыхательную гимнастику. Также специалист корректирует произношение звуков, формирует выразительность речи, стимулирует речевое общение.
- Гимнастика для дыхания, благодаря которой малыш начинает быстро вдыхать и медленно выдыхать. Благодаря этому дыхание становится плавным и удобным для разговора.
- Массаж под контролем врача. Дома можно массировать кончики пальцев для стимулирования мелкой моторики. Также проводится логопедический массаж для активизации мышц, участвующих в речи.
- Физиотерапевтические процедуры и ЛФК. Приступать к любым физическим нагрузкам можно только после того, как будет получена консультация от лечащего невролога.
При появлении любых тревожных симптомов, описанных выше, необходимо обращаться к врачу. Специалист назначит лечение и порекомендует мероприятия, которые родители смогут проводить дома. В их числе:
- Массаж языка и гимнастика. Например, его можно показывать, поворачивать в разные стороны, прятать. Можно предложить ребенку облизывать губы или перекатывать языком сахар между щеками.
- Гимнастика для нижней челюсти. Предлагается удерживать во рту предмет – например, марлевую повязку, которая не поранит слизистую, но поможет провести занятие.
- Гимнастика для щек с помощью их надувания, сдувания, имитации сосания.
- Упражнения на постановку речевого дыхания.
Немало усилий приходится приложить и для воспитания малышей, для преодоления психологических проблем. Осознавая свой недуг, они часто замыкаются в себе, не могут дружить со сверстниками. Важно, чтобы родители сохраняли эмоциональный контакт с ребенком, поддерживали его и помогали справиться со сложностями.
Лечение дизартрии – всегда длительное и сложное. Даже если разработать программу комплексной корректировки, эффекта можно ждать довольно долго. Однако отчаиваться не стоит: при правильном подходе и адекватном подборе терапии дети смогут общаться со сверстниками и посещать обычную школу. Составить программу коррекции дизартрии в Москве для малышей любого возраста готовы наши специалисты, которые помогут малышу справиться с недугом и не чувствовать себя отличающимся от сверстников. Чем раньше родители обратятся к специалистам, тем выше шансы на успешное излечение.