15.11.2022
Исправление звукопроизношения
Правильная речь – это не просто средство коммуникации, но еще и проявление звуковой культуры. Ее воспитание – одна из важных задач родителей и педагогов дошкольников, поскольку именно этот возраст является наиболее благоприятным для ее решения.
Ребенка с рождения окружает множество звуков, и самые важные среди них – речевые, звучащие в словах. Именно речь обеспечивает коммуникацию ребенка с взрослыми, познание окружающего мира, его понимание, овладение правилами поведения. Различать звуки малыш начинает, слыша слова, которые произносят взрослые и пытаясь их повторить.
Уже в 3-4 года он может различать дефекты в речи других людей и исправлять их, а к 5 годам малыш умеет критически относиться не только к чужой речи, но и к собственной. Неточности в своей речи ребенок воспринимает критически, и их наличие может стать причиной нежелания общаться или участвовать в играх. Кроме того, нарушения в произношении звуков влияют на процесс освоения чтения и письма, поэтому исправление звукопроизношения у детей должно начинаться до того, как малыш будет учиться читать и писать.
Правильное произношение зависит от многих факторов. Это речевое внимание, дыхание, развитие голосового аппарата и другие. Все эти компоненты необходимо целенаправленно тренировать, чтобы они достигли нужного уровня развития. Ответы на вопросы, какие методы коррекции звукопроизношения применяются, сколько времени займет эта работа, как заниматься с ребенком дома, мы собрали в этой статье.
Сроки исправления дефектов
Чаще всего дефекты проявляются при произношении свистящих, шипящих, сонорных звуков. В этом же порядке они закрепляются в речи при целенаправленных занятиях. Перечислим факторы, влияющие на сроки этих занятий.
Индивидуальные и возрастные особенности
Дети могут быть замкнутыми, стеснительными, испытывающими смущение перед незнакомыми людьми, и в этом случае логопеду до начала целенаправленных занятий придется потратить время, чтобы расположить к себе малыша. Кроме того, эффективность логопедических работ по звукопроизношению зависит от уровня развития мышления, памяти, внимания.
В некоторых случаях причиной дефектам становятся аномалии органов, которые принимают участие в звукопроизношении – например, языка или неба. В подобных ситуациях также потребуется дополнительное время на подготовку артикуляционного аппарата к полноценной работе.
Регулярность занятий
Логопед строит занятия с малышом в игровой форме, но при этом ребенок все равно получает умения и навыки, требующие закрепления как дома, так и на следующих занятиях. Поэтому если в посещениях занятий отсутствует регулярность, полученные навыки и умения теряются, а темп работы с логопедом замедляется.
Участие родителей
Работа даже с самым опытным логопедом долго не даст эффекта, если родители не принимают участие в ней и не занимаются с ребенком дома. Исправление звукопроизношения у детей представляет собой не просто обучение, а выработку условного рефлекса, поэтому оно должно проводиться постоянно. Кроме того, эта работа будет тем успешнее, чем больше поддержки и положительных эмоций получает малыш, и обеспечить их – задача, в том числе, и родителей.
Степень сложности дефекта
Нарушение звукопроизношения обуславливается следующими речевыми диагнозами:
- Дислалия – дефекты речи при нормальном слухе. Считается, что это достаточно легкий диагноз, и коррекция не займет много времени, при условии соблюдения описанных выше условий. Однако и в этом случае есть особенности, поскольку может быть нарушено произношение только одной группы звуков (простая дислалия) или нескольких (сложная дислалия). Разумеется, для исправления сложной требуется больше времени. Кроме того, иногда дислалия имеет органический характер, то есть ее вызывают дефекты в строении органов, участвующих в звукопроизношении. Работы с логопедом в таких ситуациях недостаточно, необходимо обращаться также в ортодонту и хирургу.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие, которое появляется из-за нарушения восприятия фонем. Эта патология проявляется стремлением ребенка заменять, смешивать звуки либо пропускать их. Коррекционная работа в этом случае занимает обычно больше времени, чем при дислалии.
- Дизартрия – нарушения звукопроизношения по причине поражения ЦНС. Обычно этот дефект встречается у детей, которые пережили родовую травму либо находились под влиянием неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития. Сегодня это нарушение очень распространено. Оно проявляется нарушениями в произнесении ранних звуков (например, М или П), межзубным произношением. Работа с детьми, страдающими этими заболеванием, требует много времени и усилий со стороны педагогов и родителей.
Этапы логопедической работы
Исправление звукопроизношения у детей при работе с логопедом состоит из следующих этапов:
- Подготовка. Задача – умение отличать на слух звуки, произношение которых нарушено, формирование подвижности губ и языка для правильного произнесения. Логопед учит ребенка и его родителей упражнениям артикуляционной гимнастики, которые выполняются ежедневно перед зеркалом.
- Постановка звука. Логопед использует методы не только подражания, но и механического воздействия. Без него не обойтись, например, при постановке звука Р, который не удается поставить только с помощью подражания. В этом случае необходима длительная подготовка артикуляционного аппарата, благодаря которой формируется умение совершать правильные движения языком.
- Закрепление. Звук, который поставил логопед, необходимо включать в речь ребенка для того, чтобы его правильное произнесение стало автоматическим. Это делается в определенной последовательности: сначала звук включается в слоги, затем в слова, только после этого – в отдельные фразы и предложения. На этом этапе очень важны занятия с родителями на основе рекомендаций, которые даст логопед. Они проводятся каждый день либо через день, но не менее 20 минут.
- Дифференциация. Этот этап можно исключить, если ребенок может свободно включать в свою речь звук, который был поставлен, и не смешивать его с другими – обычно с теми, на которые он заменял этот звук до начала коррекции. Однако так бывает не всегда, и логопеду часто приходится продолжать работу, стремясь к тому, чтобы малыш дифференцировал звук, не смешивая его с другими.
Рекомендации для родителей по домашним занятиям
Логопедические работы по звукопроизношению обязательно должны подкрепляться занятиями с родителями, а также их поддержкой. Дадим несколько рекомендаций, следование которым поможет быстрее исправить дефекты:
- Важна психологическая подготовка ребенка к занятиям. Он должен понимать, почему важно учиться говорить правильно, запастись терпением. Оно потребуется и взрослому, равно как внимание к малышу и заинтересованность в его успехах.
- Необходимо оборудовать отдельное удобное место для занятий. Здесь нужно расположить стол и два стула. Важно помнить, что малышу трудно концентрировать внимание, поэтому вокруг не должно быть предметов, которые отвлекали бы его.
- Не демонстрируйте ребенку нежелание заниматься. Если на занятие нет времени или неподходящее настроение, лучше перенести его.
- Не начинайте заниматься, если ребенок устал или перевозбужден – результат от упражнений в этом случае будет скорее отрицательным.
- Давайте ребенку достаточно времени на выполнение каждого упражнения, не торопите его.
- Не теряйте терпения, добиваясь, чтобы малыш правильно произносил нужный звук во время упражнений – например, в словах, которые нужно повторять за взрослым или называть, глядя на картинки.
- Не кричите на ребенка, если у него не получается правильно выполнить упражнение. Договоритесь с ним, что он постарается сделать это задание еще раз, более внимательно и вдумчиво.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, это понижает его самооценку и отбивает охоту заниматься. Нужно помнить, что каждому требуется разное время на выработку правильного произношения.
- Хвалите малыша за любое достижение, даже самое маленькое.
Кроме того, очень важно, чтобы ребенка окружала правильная речевая среда, чтобы он слышал литературную речь, поскольку малыш очень тонко улавливает все нюансы произношения, которые слышит. Если у ребенка нет дефектов, подобной речевой среды будет достаточно. Чтобы он автоматически освоил правильное произношение.
Это касается не только семьи, но и дошкольных учреждений, сотрудникам которых очень важно помнить о том, что дети усваивают нюансы речи, подражая им. Они должны быть образцом правильного произношения, вопреки воздействию, которое на речь ребенка может оказывать окружение за пределами дошкольного учреждения.
Важное условие формирование правильного произношения – отказ взрослых от сюсюкания, от подделки под детскую речь. Благодаря этому ребенок быстрее усвоить произношение, а недостатки, свойственные детской речи, исчезнут из нее.
Главная ответственность за исправление звукопроизношения у детей ложится на взрослых, которые их окружают. Поскольку именно развитие речи является самым сильным стимулом для общего развития ребенка, взрослые должны следить за ней и способствовать устранению дефектов.
Ребенок, который хорошо говорит, более коммуникабельный, он быстрее вступает в контакт с окружающими. Если в речи его дефекты, это может привести к замкнутости, поскольку затрудняет общение с людьми. Одна из главных задач обучения родному языку – формирование чистой и правильной речи.