16.08.2021
Коррекция речевых патологий
Как высшая психическая функция речь состоит из двух взаимозависимых компонентов: восприятия звуков на слух (это обеспечивает центр Вернике, расположенный в слуховой коре височной доли) и звуковоспроизведение – речедвигательная функция (за нее отвечает центр Брока, находящийся в нижних отделах лобной доли).
Причин для неправильного развития речи может быть масса, среди них:
патологии, травмы, различные инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, внутриутробные инфекции;
недоношенность;
гипоксия и асфиксия в процессе родов, родовые травмы;
заболевания перенесенные ребенком в первые годы жизни, особенно те воспалительные процессы и травмы, которые могут привести к нарушениям слуха;
генетическая предрасположенность, если подобные случаи уже бывали в семье;
дефекты артикуляционных органов, как врожденные, так и приобретенные;
неблагополучная обстановка в семье, когда ребенок заброшен, не получает должной любви и внимания;
педагогическая запущенность, недостаточность эмоционального контакта и речевого общения.
Сегодня наука предлагает две дополняющие друг друга классификации речевых нарушений, которые рассматривают их с разных аспектов, помогая составить полную картину: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация
Данная классификация, как видно из названия, во многом опирается на медицину и рассматривает две крупные группы речевых нарушений: одна касается устной, другая – письменной речи. Ориентация направлена на исправление дефекта, поэтому в классификации применяется подход от общего к частному.
Нарушения устной речи
Эта группа, в свою очередь, делится еще на две части. Первая – расстройства фонационного оформления высказывания. В нее входят:
Дислалия
Характеризуется неправильным произношением звуков при нормальной иннервации речевого аппарата и наличии слуха. Рассматривают два типа дислалий в зависимости от наличия или отсутствия повреждений периферического речевого аппарата:
- Функциональные дислалии – проявляются в детстве, когда ребенок учится говорить и усваивает систему произношения. Они обусловлены общефизической ослабленностью из-за частых заболеваний во время формирования речевой функции, неблагоприятные условия воспитания, недостаточное развитие фонематического слуха, билингвизм в семье.
- Механические дислалии – могут возникнуть в любом возрасте из-за физических повреждений речевых органов, особенностей строения речевого аппарата (пороки в строении челюстей, зубного ряда, дефекты уздечки языка), неправильное строение губ, твердого или мягкого неба, дефекты формы или размера языка.
Иногда наблюдается комбинированная форма, когда сочетаются функциональные и механические причины. Встречаются следующие нарушения произношения звуков при дислалии:
- пропущенный звук: ыба вместо рыба, астик вместо ластик;
- искаженный звук (правильный заменяется несуществующим в нашей фонетической системе): вместо обычного с ребенок произносит межзубный, вместо р – грассирующий;
- замена сложного для артикуляции звука более легким: уук вместо лук.
Дисфония (афония)
Нарушение или полное отсутствие фонации из-за дефекта голосового аппарата. Афония характеризуется отсутствием фонации, дисфония – нарушениями различных параметров голоса (высота, тембр и т. д.). Они могут проявиться на любой стадии развития, а причинами выступают функциональные, либо органические расстройства голосообразующего механизма. Нарушение может быть как отдельным, так и комбинироваться с другими дефектами.
Брадилалия
Нарушение проявляется в патологически медленном темпе речи, что происходит из-за замедленной реализации артикуляционного акта. Дефект вызван функциональными или органическими причинами, речь при этом звучит вяло и монотонно.
Тахилалия
Противоположность брадилалии, центрально обусловленный патологически ускоренный темп говорения. Может быть также органической или функциональной, происходит из-за ускоренной реализации артикуляционного акта. Человек с тахилалией тараторит, речь бурная, торопливая.
Изменения темпа речи тянут за собой нарушения ее плавности и выразительности.
ЗаиканиеПри заикании сбивается темпо-ритмическая организация речи. Это является следствием судорог мышц речевого аппарата различного происхождения. Самое частое время возникновения – период становления речи у малыша. Симптомы заикания проявляются с двух сторон – физиологической и психологической.
- Физиологическая симптоматика: судороги разной формы и локализации, нарушения моторики (речевой и общей), мелодики и интонаций речи, бессознательные движения лица и частей тела.
- Психологическая симптоматика: логофобии (когда ребенок или взрослый боится говорить конкретные звуки, слова, либо боится разговаривать в определенной ситуации – отвечать у доски, выступать на публике и т. п.), защитные речевые и моторные уловки, стилевые изменения речи, нулевая, умеренная или выраженная степень фиксированности на дефекте.
По выраженности нарушение классифицируют тремя степенями:
- легкая – человек заикается только при волнении и возбуждении, при высоком темпе речи, когда пытается что-то быстро рассказать;
- средняя – заикание не выражено или проявляется совсем слабо в идиллической привычной обстановке, а при волнении, в необычных обстоятельствах человек начинает сильно заикаться;
- тяжелая – заикание проявляется вне зависимости от условий и эмоционального состояния.
Ринолалия
При ринолалии нарушен тембр голоса и меняется произношения основного числа звуков. Иногда это происходит вследствие физиологического строения органов речевого аппарата, а иногда может быть функциональным отклонением. Голосовыдыхательная струя при говорении выходит не только через рот, но и через нос, где создает носовой резонанс. Речь при данном дефекте неразборчива, выражена назализация или гнусавость, происходят артикуляционные и акустические нарушения. Врожденную органическую ринолалию вызывают следующие отклонения: волчья пасть, заячья губа, расщелины твердого неба, укорочение мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка. Причинами приобретенной выступают полипы, искривления носовой перегородки, аденоиды, фибромы и опухоли носоглотки.
По конструкции ринолалию классифицируют таким образом:
- Закрытая – передняя или задняя; при ней меняется только тембр голоса из-за анатомических препятствий в области носоглотки или полости носа.
- Открытая – изменяется тембр, искажаются звуки по причине отставания мягкого неба от задней стенки глотки при говорении.
- Смешанная – сочетает в себе оба типа.
Дизартрия
Вид речевой паталогии, выражающейся в затрудненном произношении и искажении звуков по причине недостаточной иннервации речевого аппарата, когда поражены ЦНС и периферическая нервная система.
То, насколько сильно выражены проявления, зависит от тяжести и характера поражений. Если в легких случаях речь просто слегка искажена из-за отдельных неправильно произносимых звуков, то в тяжелых, при параличе речедвигательных мышц, она становится полностью невозможной (тогда говорят об анартрии). Локализация поражения тоже может отличаться, в зависимости от этого выделяют корковую, подкорковую, мозжечковую, бульбарную и псевдобульбарную формы.
Дизартрии различают по степени тяжести:
- Первая – неправильное произношение звуков практически незаметно, его может выявить только специалист при обследовании.
- Вторая – хотя окружающие и замечают нарушения, но без проблем понимают речь говорящего.
- Третья – страдает выразительность и темп речи, в ней присутствуют искажения, пропуски и замены звуков. Полностью человека понимают только близкие, а посторонние только частично.
- Четвертая – собственно анартрия, при которой речь или отсутствует вовсе (тяжелая), или выражена небольшой звукослоговой активностью и практически непонятна даже родным (среднетяжелая).
Другая группа расстройств устной речи – нарушения структурно-семантического оформления высказывания, выраженные алалией и афазией.
Алалия
При этом заболевании у детей с полноценным слухом и невредимым интеллектом отсутствует или недоразвита речь. Причина кроется в заболеваниях мозга, травмах, которые произошли до 3 лет ребенка (в так называемый доречевой период). Иногда области больших полушарий мозга, отвечающие за речь, повреждаются в процессе родов. Выделяют три типа алалии:
- Моторная – развивается в связи с нарушением функции речедвигательного центра (центр Брока). При моторной (или экспрессивной) алалии ребенок нормально понимает обращенную к нему речь, но его собственная фразовая речь формируется поздно (в 4 года и позже), с неправильным построением предложений с точки зрения грамматики, отличается бедным и медленно пополняющимся словарным запасом. Часто на предречевом этапе отсутствует лепет. Иногда сопровождается и психическими проявлениями: сложностью с концентрацией внимания, сниженной работоспособностью, двигательной расторможенностью, нарушениями интеллектуального развития.
- Сенсорная – развивается в связи с нарушением функции речеслухового анализатора (центр Вернике). Слух при этом сохранен, но ребенок плохо понимает речь других, не различает звуки, фонетическая сторона речи грубо нарушена. Из этого вытекает и резкая ограниченность собственной речи, ребенок не может долго сосредоточиться и не прислушивается к тому, что ему говорят. Он коверкает слова, путает похожие звуки, часто не отзывается, когда его зовут по имени, хотя реагирует на окружающие шумы. Слуховое внимание рассеяно. В интеллектуальном плане иногда встречается недоразвитие, от небольших задержек до олигофрении.
- Сенсомоторная – наиболее тяжелая форма, так как повреждения касаются и центра Брока, и центра Вернике, то есть нарушены одновременно и способность понимать речи и говорение при первично сохранном интеллекте. Из-за этого часто ошибочно ставят диагноз «аутизм». Коррекция сенсомоторной алалии дольше и сложнее: в первую очередь ребенка нужно научить понимать обращения, и только потом заниматься воспроизведением речи.
Афазия
Полная или частичная утеря ребенком речевой функции, которая происходит уже после формирования речи из-за нейроинфекций, травм и опухолей мозга. Выделяют всего шесть форм афазии в зависимости от локализации повреждения:
- акустико-гностическая;
- акустико-мнестическая;
- семантическая;
- афферентная моторная;
- эфферентная моторная;
- динамическая.
Две большие группы нарушений письменной речи связаны с трудностями в чтении (дислексия) и в письме (дисграфия).
Дислексия
Избирательное специфическое нарушение, мешающее ребенку полноценно овладеть способностью чтения. Ребенок неправильно узнает буквы, испытывает сложности со сложением их в слоги, а слогов в свою очередь – в слова. Из-за этого он не может правильно прочитать слово, не понимает или не до конца понимает прочитанное. Различают пять типов дислексии:
- Фонематическая – возникает из-за нарушенного формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ребенок при чтении путает фонетически близкие звуки, ему сложно запомнить буквы, которые обозначают похожие звуки. Иногда наблюдается чтение по буквам, трудности со слиянием их в слоги.
- Аграмматическая – нарушается грамматическая структура слова в процессе чтения, путаются части слова: окончания, приставки, суффиксы.
- Семантическая – при этой форме ребенок читает все правильно с технической точки зрения, но при этом не понимает или недопонимает прочитанное. Проявляется на уровне слов, предложений, текста.
- Оптическая – выражено в путанице графически похожих букв в процессе чтения, иногда проявляется зеркальное чтение.
- Мнестическая – ребенок воспринимает отдельно звуки и буквы, ему сложно понять, как они соотносятся, и запомнить.
Избирательное специфическое нарушение, мешающее ребенку полноценно овладеть письмом. Он пропускает, заменяет, смешивает буквы, искажает состав слов, строение предложений. Различают пять форм дисграфии:
- Акустическая – выражается в замене на письме букв, которые обозначают похожие по произношению звуки (шипящие-свистящие, мягкие-твердые и т. д.) при правильном произношении.
- Артикуляторно-акустическая – проявляется, когда ребенок пишет, как произносит, а произносит неправильно, то есть замены, отсутствие звуков в устной речи переносятся на письмо.
- Связанная с нарушением анализа и синтеза языка – выражается в слитном написании слов, которые должны писаться отдельно (особенно предлоги), и раздельном написании того, что должно писаться слитно (например, корень и приставка).
- Аграмматическая – вызвана несформированностью лексико-грамматического строя, что проявляется в виде аграмматизмов при письме на различных уровнях: от слова до целого текста.
- Оптическая – вызывает ряд нарушений письма, связанных с неправильным написанием букв, их слиянии и замене при графическом сходстве. Часто проявляется зеркальное написание: слова слева направо, зеркальное отображение.
Эта классификация учитывает функциональные аспекты речи, соотношение видов устной и письменной речевой деятельности, структуру речевой системы. Все нарушения разделяются на две группы – нарушение средств общения и нарушения в их применении.
Нарушение средств общения
В первой группе различают:
Общее недоразвитие речи (ОНР)
В него входят сложные расстройства, которые приводят к неправильному формированию ее звуковой и смысловой сторон, т.е. нарушения наблюдаются как в фонетике, так и в лексике и грамматике. Речь идет о дефектах различной природы: афазии и алалии, ринолалии, дизартрии. У всех этих патологий есть общие черты:
- речь появляется с приличным запозданием;
- наблюдается ограниченность словарного запаса;
- непонятное произношение;
- предложения неправильно строятся грамматически;
- речь ребенка с ОНР сложна для понимания, особенно посторонними людьми.
Выявляют три уровня развития в зависимости от тяжести проявлений:
- Первый уровень – отсутствующая речь (безречевые дети). Вместо фраз для коммуникации используются звукоподражания, лепет, жесты и мимика. Самые частые слова заменяются отдельными слогами (например, «ма» вместо «мама»).
- Второй уровень – на нем добавляются постоянные, хоть и искаженные, но относительно понятные слова. Несмотря на небольшой словарный запас, ребенок в состоянии построить простые предложения из 2-4 слов. Часто он неправильно употребляет грамматические конструкции, не согласует части речи, пропускает слова.
- Третий уровень – наиболее легкие нарушения. Ребенок общается развернутыми предложениями, хотя беспрепятственное общение затруднено из-за фонетико-фонематического недоразвития и пробелов в лексике и грамматике.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Дефекты речи, которые являются следствием нарушенного восприятия и произношения, мешают правильному формированию произносительной системы. Вот, как это состояние проявляется:
- Отсутствие дифференциации пар или даже групп звуков при произнесении. Ребенок плохо различает определенные звуки, может заменять несколько звуков одним, например «тянки» вместо «санки», «тясы» вместо «часы», «тяпка» вместо «шапка». То есть, единственный мягкий «т’» заменяется сразу три звука: с, ч и ш.
- Замена звуков. В этом случае ребенок идет по пути наименьшего сопротивления и заменяет сложные для себя звуки теми, которые проще артикулировать. К примеру, вместо «шишки» он произносит «сыски» или «фыфки» (ш заменяется с или ф), а вместо «рука» – «лука» (р → л).
- Смешение звуков. При смешении нет стабильного употребления звуков, в одних ситуациях (например, изолированно) звуки употребляются верно, а в других – заменяются на схожие по артикуляции.
Нарушения в применении средств общения
В основном, в этой части классификации рассматривается заикание, когда при правильно сформированном речедвигательных органов человек испытывает сложности при общении из-за судорог мышц речевого аппарата. Также сюда относятся сочетанные дефекты, когда к заиканию добавляется общее недоразвитие речи.
Для достижения поставленных в коррекции целей расстройствами речи должны заниматься не только такие специалисты как логопеды и психологи, но и врачи – неврологи, психиатры, так как подобные нарушения выступают не как изолированные явления, а как результат сбоя в организме. Не менее важно активное участие родителей. В нашем Центре Неврологии и Педиатрии коррекционная работа построена именно таким образом – совместные усилия специалистов и родственников, особенно своевременные, помогут выявить и исправить речевые нарушения у ребенка.