21.11.2022
ОНР: Уровни общего недоразвития речи у детей
Аббревиатурой ОНР специалисты обозначают общее недоразвитие речи, то есть дефекты, которые отмечаются в формировании всех ее сторон. При этом дети с ОНР страдают речевыми расстройствами, но у них нормальный слух и полностью сохранный интеллект.
Проявления заболевания зависят от того, насколько сформированы различные элементы, входящие в речевую систему. Это могут быть как отдельные дефекты, так и полное отсутствие связной речи. Заболевание выявляется при специальном обследовании, в котором обязательно участвует логопед. Итогом коррекции становится развитие речи, значительное увеличение словарного запаса, формирование правильного звукопроизношения.
Общие сведения о заболевании
При ОНР наблюдается несформированность всех процессов связной речи. На долю этого заболевания приходится около 40% среди всех речевых патологий у детей. Если вовремя не устранить недостатки, в дальнейшем неизбежно разовьются дислексия и дисграфия, которые станут причинами серьезного отставания в учебе. ОНФ может проявляться как самостоятельный дефект или в качестве одного из проявлений дизартрии, алалии и других заболеваний, связанных с недоразвитием речи.
Одна из характеристик общего недоразвития речи – осложненный анамнез пациентов. Часто встречаются родовые травмы, различные внутриутробные патологии, хронические и инфекционные заболевания. Проблема усугубляется недостатком внимания и общения.
Дети с ОНР обычно поздно начинают говорить – не раньше 3 лет, иногда в 5 лет. Речь малопонятная, слова и фразы произносятся с нарушением грамматических правил. Одновременно плохо формируется память, наблюдается недостаточность познавательной деятельности. Кроме того, у многих отмечается слабое развитие крупной и мелкой моторики.
Классификация патологии
Клинические проявления ОНР неоднородны, в связи с чем выделяют три формы патологии:
- Неосложненные. Характерны для детей, имеющих минимальные нарушения мозговой деятельности. При этом у них наблюдается незрелость мышечного тонуса, эмоциональной сферы.
- Осложненные. Наблюдаются у детей, страдающих неврологическими синдромами. Среди них судорожный, церебрастенический и другие.
- Грубое ОНР. Появляется у детей с диагностированными серьезными поражениями некоторых отделов мозга, которые отвечают за формирование связной речи.
Кроме того, выделяют следующие уровни речевого недоразвития:
- Дети, у которых речь отсутствует полностью.
- Пациенты с начальными элементами речи. Для них характерны аграмматизм, крайняя скудость словарного запаса.
- Дети, способные произносить развернутые фразы, но при этом отмечается недостаточное развитие смысловой и звуковой сторон.
- Практически здоровые дети, но имеющие некоторые проблемы в развитии отдельных элементов речи.
Особенности детей с 1 уровнем
Одна из главных особенностей детей с общим недоразвитием речи 1 уровня – несформированность умения произносить фразы. Дети в общении используют лепет, дополняя его жестами и мимикой, которые обычно уместны и понятны окружающим. Наблюдается скудость словарного запаса, в него обычно входят некоторые общеупотребительные слова, а также подражание услышанным звукам. Значения многих слов дети не понимают.
Часто вместо целого слова дети воспроизводят только отдельные его слоги. При этом артикуляция отличается нечеткостью, а многие звуки малыши не могут произнести совсем. Наблюдается нарушение фонематического слуха, и произвести фонематический анализ слова дети не могут. При этом дети не отказываются от общения, но используют для него «свой» язык.
В речи дети практически не используют предложения, либо строят их так, что они состоят из двух слов, напоминающих лепет и представляющих собой сокращение сложных слов. Например, фраза «гав ди» может означать «собака бежит». Однако речь, обращенную в свой адрес, малыш понимает, несмотря на то, что большинство слов, из которых она состоит, сам произнести не может.
Особенности ОНР 2 уровня
На этом уровне недоразвития речи у детей могут использоваться очень простые предложения. При этом они очень бедны по содержанию и по смыслу, а лексический запас также значительно отстает от возрастной нормы. Дети не понимают значения многих слов и заменяют их другими, схожими по смыслу.
Страдает грамматика: малыши неправильно употребляют падежи, не могут согласовать разные слова в предложении, неверно используют единственное и множественное число. В речи наблюдается искажение многих звуков и их смешение. Дети не могут проводить звуковой анализ и синтез. Обратить внимание нужно на следующие симптомы:
- Ребенок употребляет слова, искажая их, независимо от контекста, в котором они произносятся.
- Ребенок понимает название предметов, но не может назвать их признаков (например, форму).
- Дети испытывают сложности при выполнении заданий, которые предполагают объединение нескольких предметов в одну группу.
- Многие звуки ребенок произносит нечетко.
- При необходимости употребить слово в нужном числе ребенок справляется только с простыми заданиями и в том случае, если ударение падает на окончание слова.
- Слова в предложениях не согласованы, несмотря на то, что сами простые предложения малыш активно употребляет.
- Часто пропускаются предлоги либо используются неправильно.
- Малыш может составить рассказ по картинке с использованием простых предложений, однако ограниченный словарный запас не позволяет точно описать увиденное. В основном ребенок рассказывает с помощью простых предложений, состоящих из двух членов, причем испытывает сложности, если возникает необходимость поменять их местами.
- Если слово состоит из нескольких слогов, их структура может быть нарушена. Ребенок переставляет слоги местами, искажает их, иногда просто пропускает.
Особенности ОНР 3 уровня
Дети активно используют фразовую речь, но она состоит преимущественно из простых предложений. Речь других людей малыши понимают, но с трудом усваивают сложные грамматические конструкции, также затрудняются с выстраиванием логических связей.
Характеристика ОНР на этом уровне – расширение словарного запаса. В речи ребенка присутствуют почти все части речи, однако названия употребляются не всегда точно. Возможны ошибки в использовании предлогов, изменении слов по падежам, в согласовании отдельных слов друг с другом в процессе построения предожения. Фонематическое восприятие нарушено, но не так выраженно, как при 1 и 2 степенях. Главные проблемы детей с 3 уровнем ОНР:
- Ребенок общается с окружающими при родителях, которые играют роль «переводчиков».
- Многие звуки при самостоятельной речи малыш произносит нечетко.
- Если ребенку сложно произнести какой-то звук, он заменяет его другим. Чаще всего это относится к шипящим и свистящим.
- Многие слова ребенку незнакомы, несмотря на расширение словарного запаса. В речи он употребляет в основном самые распространенные слова, которые слышит ежедневно.
- Страдает грамматическая связь между словами в предложении. При этом ребенок пытается строить сложные конструкции, тем не менее, согласование не всегда получается.
- Несмотря на то, что предложения неправильно построены, ребенок может составить из них связный рассказ.
- Грамматические ошибки, которые делает малыш, не имеют постоянного характера. В одном случае он может допустить их, но в другом построит предложение правильно.
- Ребенок с трудом согласует числительные и существительные. Например, он может говорить «три собакам» или «много птицы».
- При произнесении трудных слов ребенок может пропускать звуки. Также есть сложности с анализом и синтезом – например, трудно выполнить задание, предполагающее подбор слов, которые начинаются на одну букву.
Особенности ОНР 4 уровня
Дети испытывают сложности, если необходимо произнести сложные по составу слова, а также ошибаются при необходимости изменить их. Однако словарный запас на этом уровне недоразвития речи у детей достаточно разнообразен, несмотря на то, что дети не всегда понимают значение слов и предложений. При выстраивании самостоятельной речи они могут пропускать главное, менять хронологию событий или многократно повторять то, что уже говорили, особенно второстепенные детали.
Признаки, характерные для этого уровня детей с ОНР:
- Звуки произносятся правильно, но в целом речь невыразительная и не всегда понятная из-за нечеткой артикуляции.
- Иногда дети пропускают слоги или выстраивают их неправильно, меняют местами.
- Слова, которые обозначают признаки предметов, употребляются с ошибками.
- Словообразование с использованием дополнительных частей слова (например, суффиксов) также страдает.
- Дети испытывают трудности при необходимости согласовать существительные и прилагательные, а также употребить слово во множественном числе (например, «собаков»).
Все перечисленные нарушения не постоянны и встречаются лишь периодически. В целом речь такого ребенка приближается к возрастным нормам.
Коррекция ОНР у детей
Работа с общим недоразвитием речи предполагает привлечение нескольких специалистов, в числе которых психологи, логопеды, педагоги. Она невозможна и без активного участия в этом процессе родителей. Важно, чтобы они помогли выявить дефекты на ранней стадии – в этом случае они будут полностью устранены. Коррекция общего недоразвития речи строится с учетом пределов возможностей на каждом из уровней. Работая с ними, логопед ставит определенные цели для каждого уровня и выбирает эффективные методы их достижения.
Первый уровень
Цель коррекции – научить ребенка понимать речь, активизировать его самостоятельную речевую функцию, развить мышление и память. Большое внимание уделяется грамматической составляющей. Ребенок должен понимать словосочетания, короткие фразы. Проводится работа с моторикой, также создается речевая среда, способствующая развитию речи. Принципы логопедической работы:
- Формирование мыслительных функций.
- Развитие моторики.
- Развитие умения понимать слова и словосочетания.
- Навыки правильной артикуляции.
- Формирование умения складывать простые предложения.
- Создание речевой среды.
2 уровень
Цель – развитие речевой активности, умению строить фразы, работа со звукопроизношением. Логопед работает над уточнением значения слов, учит формировать обобщения. Проводятся занятия по нормализации моторных функций. Упражнения направлены на понимание словоизменений, членов предложения, на развитие фразовой речи. Педагог готовит ребенка к освоению звукового синтеза и анализа. При первых двух уровнях дети даже после коррекции могут обучаться только в специализированных школах. Принципы логопедической работы:
- Формирование мыслительных функций.
- Расширение словарного запаса, понимание синонимов и антонимов, частей речи и их связей в предложении.
- Развитие моторики.
- Работа над звукопроизношением.
- Развитие умения понимать слова и словосочетания.
- Формирование слоговой структуры.
- Работа над фразовой речью с помощью заучивания фраз, стихов, создание текстов из предложений.
- Начало освоение навыков звукового синтеза и анализа.
3 уровень
Цель – развитие связной речи, расширить словарный запас, отработать произношение звуков. Педагоги готовят ребенка к обучению грамоте. Проводится работа по освоению грамматических средств, правильному использованию частей речи. Логопед проводит упражнения для развития фонематического слуха и навыков словообразования. Дети могут учиться в обычных школах, но в коррекционных классах. Принципы логопедической работы:
- Формирование мыслительных функций.
- Увеличение словарного запаса.
- Развитие грамматических навыков, умения правильно строить предложения, использовать разные синтаксические конструкции.
- Работа над развитием артикуляции и звукопроизношением.
- Формирование навыков анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.
- Работа над постановкой связной речи с умением планировать высказывание, определять его связное содержание, использовать грамматически правильные конструкции.
- Изучение основ грамоты.
4 уровень
Речь малыша по итогам занятий должна быть приближена к возрастной норме, логопед готовит его к обучению в обычной школе. Уделяется внимание звукопроизношению, расширению словарного запаса, фонематической составляющей. Отрабатываются навыки развернутой речи, основы чтения и письма, изучаются элементы грамоты. Итогом занятий становится связная речь на основе умения планировать высказывания. Дети могут учиться в обычной школе.
К коррекции общего недоразвития речи могут подключаться и другие специалисты. В некоторых случаях назначается лекарственная терапия, массаж, могут быть назначены сеансы у остеопата.
Количество детей, которым требуется коррекция ОНР, сегодня увеличивается. Однако при раннем обнаружении проблемы и правильном подходе к лечению в большинстве случаев удается подготовить ребенка к обучению и усвоению знаний и навыков в рамках основной или коррекционной программы школы. Специалисты нашего центра готовы работать с проявлениями ОНР любого уровня при активном содействии со стороны родителей.