16.11.2022
Почему ребенок заикается?
Заикание – это нарушение ритма речи, а также ее плавности. Чаще всего это заболевание развивается в детстве, им страдают около трех процентов детей в возрасте от 2 до 6 лет. Примечательно, что мальчики заикаются в 4 раза чаще, чем девочки.
У термина «заикание» есть несколько синонимов. Это заболевание называют также логоневрозом, лалоневрозом и логоклонией. Иногда его называют баттаризмом – по имени персидского царя Батта, который тоже заикался. По данным исторических источников, заиканием страдали также некоторые египетские фараоны, древнегреческий философ демосфен.
Механизм появления
Для выбора тактики лечения заикания у детей важно понимать механизм возникновения заболевания. Начинается оно в детском возрасте, когда у ребенка формируется фразовая речь. Алгоритм формирования логоневроза следующий:
- Возбуждение центра Брока, ответственного за речевую активность (находится в левом полушарии), а также других речевых центров.
- Затрудняется нормальная передача нервных импульсов из-за повышенного тонуса речевых центров.
- Происходит дезорганизация работы органов речевого аппарата: одни начинают работать раньше, другие позже.
- Для голосовых связок характерен гипертонус, в результате которого они излишне расслаблены или, наоборот, напряжены.
- Происходят дыхательные судороги, которые вызывают нарушения ритма дыхания, при этом ребенок может ощущать нехватку воздуха.
Все перечисленные изменения сказываются на речи ребенка. Сбивается ее ритм, меняется голос ребенка, теряется плавность речи, ребенок часто делает остановки в речи или повторяет несколько раз одни и те же слоги. Подобные изменения происходят не сразу, перед их появлением заметны другие характерные признаки. Малыш может перестать говорить совсем в течение нескольких дней, после чего начинает заикаться.
Существует три формы заболевания:
- Тонический логоневроз, для которого характерно растягивание отдельных слогов, паузы в речи.
- Клонический логоневроз – это повторения отдельных звуков (например, м-м-м-мама).
- При смешанной форме проявляются характеристики предыдущих.
Заикание отражается не только на произношении, но и на характере ребенка. Он становится замкнутым, боится начинать разговор. Часто наблюдаются тики. Особенности характера детей с заиканием:
- Страх разговаривать при посторонних.
- Впечатлительность.
- Слабая сила воли.
- Частое избыточное фантазирование.
Подобные проявления неудивительны, поскольку речь является главным способом коммуникации. Неумение управлять ею вызывает фобии, в том числе социофобию – боязнь людей. Замкнутость и страх перед общением может привести к одиночеству и депрессии, если вовремя не устранить нарушение.
Причины заикания
Единого мнения, почему дети начинают заикаться, среди ученых нет. В разное время выдвигались разные теории, причем иногда неожиданные. Например, в 16 веке считалось, что причины заикания заключаются в том, что ребенок слишком долго сосет грудь матери, поэтому нужно раньше приучать его есть самостоятельно. В 19 веке было высказано предположение, что заикание связано с эмоциями – страхом, стыдом, гневом. Указание на то, что дефект возникает в период развития речи в детстве, дал И.А. Сикорский.
Современная наука придерживается мнения, что среди причин, которые вызывают логоневроз, есть предрасполагающие и провоцирующие. К предрасполагающим относятся:
- Особенности детского возраста, когда речь находится на этапе становления и особенно уязвима.
- Половые особенности, в результате которых у мальчиков заикание случается чаще, чем у девочек.
- Поражения ЦНС во время внутриутробного развития и при родах. Это могут быть травмы, патологии беременности, преждевременные роды.
- Инфекции мозга, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Хронические заболевания ЛОР-органов.
- ЧМТ.
- Наследственность. В первую очередь, речь идет о наследовании особенностей нервной системы – например, гипервозбудимости. Такие особенности могут передаваться в нескольких поколениях. Примечательно, что у мужчин, которые заикаются, меньше вероятность появления потомства с тем же дефектом, чем у женщин. Например, у заикающихся мужчин сыновья с заиканием рождаются в 20%, у женщин – в 35%.
- Особенности процесса развития речи. Когда речевое развитие только начинается, для детей характерны некоторые дефекты – например, повторение отдельных слогов. Это считается нормой, поскольку в этот период речевое дыхание развито недостаточно, и ребенок пока не может произносить целые фразы. Если во время становления речи и дыхания в развитие речи вмешаются неблагоприятные внешние факторы, дефект может закрепиться.
Помимо предрасполагающих причин заикания, существуют провоцирующие факторы, которые запускают механизм заболевания. Примечательно, что они опасны лишь в том случае, если существует благоприятная среда для формирования логоневроза, то есть предрасполагающие факторы. В этом случае спровоцировать заикание могут:
- Сильные психологические травмы, страх. Особенно часто дети начинают заикаться после сильного испуга, однако резкие положительные эмоции тоже могут стать причиной недуга.
- Хронический стресс. Обычно это неблагоприятная атмосфера в семье или в детском коллективе, где ребенок проводит значительную часть времени.
- Ложное заикание, о котором говорят, если ребенок начинает заикаться, подражая близким людям, имеющим тот же дефект.
- Насильственное переучивание левшей.
- Изучение с раннего возраста нескольких языков. В период, когда дети только начинают осваивать родной язык, изучение иностранного становится серьезной нагрузкой для детской психики.
- Чрезмерное увлечение гаджетами в 2-3 года.
- Чрезмерная нагрузка на речевой аппарат из-за неправильно построенных занятий с родителями. Например, они могут навязывать ему освоение материала, к которому детское мышление и речь пока не готовы.
В зависимости от того, какой фактор стал стимулом развития логоневроза, выделяют невротическую и неврозоподобную формы заболевания.
- Невротический логоневроз появляется из-за сильной психологической травмы. Такие дети отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью, высокой тревожностью, имеют нарушения сна. Проблема усугубляется давлением со стороны родителей и эмоциональной перегрузкой ребенка.
- Неврозоподобный лалоневроз возникает из-за поражения мозга в результате инфекций, травм. Речь детей в этом случае монотонная, а судороги, возникающие в процессе разговора, особенно заметны при переутомлении малыша.
Особенности заикания у левшей
Существует немало свидетельств того, что заикание часто развивается у левшей, которых переучивали для овладения правой рукой. Множество взрослых, перенесших в детстве подобный опыт, заикались в детстве или продолжают заикаться и сейчас. Например, известна история мужчины, которого в детстве переучили из левши в правшу, после чего он стал заикаться. Однако ребенок заболел полиомиелитом, правую руку у него парализовало, в результате чего он снова овладел левой – и сразу избавился о заикания.
Большинство ученых сходятся во мнении, что переученная леворукость является причиной заикания у детей. Однако механизм этой связи трактуют по-разному:
- Одни ученые считают, что источник заикания кроется в особенностях работы полушарий мозга. Одно из них у каждого человека является доминирующим, а нервные пути перекрещиваются у основания, поэтому преобладающим для левшей является правое полушарие, а для правшей – наоборот. Если происходит переучивание леворукости, усиливается левое полушарие, что нарушает природную, естественную для этого человека работу мозга и приводит к заиканию.
- Другая группа ученых считают, что логоневроз формируется из-за психического напряжения, возникающего при переучивании. Например, известны ситуации, когда для того, чтобы отучить ребенка писать левой рукой, ее привязывали к туловищу, что, конечно, являлось сильнейшим стрессом для малыша. В прежние годы использовались и другие жестокие методы – например, приклеивание тетради к правой стороне парты. Такие испытания, как и стресс, становятся причиной невроза, который в итоге сопровождается заиканием.
Сегодня нет необходимости переучивать детей, однако в некоторых детских учреждениях и в семьях все еще используются суровые методы, что также провоцирует развитие заикания.
Влияние семьи
Главная среда существования и развития для любого ребенка – это семья. Именно благодаря близким людям можно устранить заболевание, но также их поведение нередко становится стимулом его возникновения. Значительная роль в формировании заикания отводится атмосфере в семье и используемой модели воспитания.
Причины заикания у детей с этой точки зрения – авторитарный стиль воспитания, а также сильная эмоциональная связь матери и ребенка. Как правило, малыша не воспринимают как личность, стремятся навязать ему стиль поведения, требуют безоговорочного послушания, не считаются с его правами. Родители уделяют ребенку много внимания, но при этом полностью игнорируют его возрастные потребности.
Источником хронического стресса у ребенка становятся ссоры и скандалы в семье. Особая роль в формировании логоневроза отводится физическому насилию, атмосфере диктатуры. Она усугубляется, когда родители, сталкиваясь с заиканием у ребенка, выбирают неверный путь и не принимают болезнь, стараются не замечать ее либо, напротив, насильно давят на ребенка, угрожают, если он не начнет говорить правильно. Все это мешает избавлению от заболевания и усугубляет его.
Еще одна ошибка родственников малыша – чрезмерный контроль над его речью, повышенная тревога, которая передается и ребенку. В такой ситуации заболевание будет только прогрессировать, а ребенок станет замкнутым, обретет множество психологических проблем. Учеными неоднократно проводились обследования родителей детей с заиканием, в ходе которых было выяснено, что они испытывают растерянность, чувство вины, ощущение безнадежности. Очень важно, чтобы родители обращали внимание не только на малыша, но и на свое психологическое состояние, которое передается ребенку.
Выяснено, что существует несколько моделей поведения родителей, которые столкнулись с логоневрозом у детей. Они воспринимают его, как:
- Препятствие, которое обязательно нужно преодолеть.
- Болезнь, возникающая потому, что ребенок слабый.
- Незаслуженное наказание для всей семьи.
- Пятно на репутации семьи.
- Проявления трудного характера ребенка.
- Отсутствие дефекта – пройдет само.
Все перечисленные позиции мешают лечению заикания у детей, поскольку являются деструктивными. Особенно опасно то, что дети во всем подражают взрослым, поэтому начинают относиться к своей проблеме неадекватно, что также осложняет коррекцию.
Единственная правильная реакция на заикание – сплочение всей семьи, создание благоприятной атмосферы в доме, поддержка ребенка, но без гиперопеки и чрезмерного давления. Родителям важно помнить, что именно от них во многом зависит, сможет ли малыш избавиться от дефекта.
Лечение
Коррекция начинается с выяснения причины появления проблемы. Для этого необходимо обращаться, в первую очередь, к неврологу. Если он обнаружит неврологические проблемы, ребенку будет назначено соответствующее лечение. Если же невролог не выявит проблем своего профиля, лечение заикания у детей будет проводить логопед. Основные методы коррекции:
- Дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Логопедический массаж.
- Логопедическая ритмика, то есть коррекция не только речи, но и эмоциональной, двигательной сфер.
К занятиям могут подключаться нейропсихологи, задача которых – ритмизация речи. Особое внимание при диагностике и лечении уделяется мышечному тонусу, поскольку нарушение речи во многом определяется мышечными спазмами. Часто они возникают во время негативных эмоций или после сильного напряжения. Практически у всех детей, страдающих логоневрозом, отмечается высокий тонус мышц плеч и шеи, поэтому их голова слегка выдвинута вперед.
Если у заикания есть психологические причины, к занятиям с логопедом подключают психотерапию. Специалист поможет обнаружить страхи малыша и преодолеть их. Психотерапия необходима также, если заикание возникает из-за проблем в семье. Специалисты нашего центра, например, проводят занятия и беседы с родителями, активно практикуют песочную терапию. Все это помогает преодолевать не только проблемы в семье, но и перфекционизм родителей, завышенные ожидания, нежелание принимать ребенка таким, какой он есть.
Рекомендации для родителей детей с логоневрозом:
- Разговаривать с малышом тихо, шепотом, используя жесты.
- Отказаться от посещения шумных мероприятий, просмотра мультфильмов.
- Обеспечить спокойствие, отсутствие конфликтных ситуаций.
- Взрослым не рекомендуется смотреть телевизор при ребенке.
- Поддержка режима дня, составленного так, чтобы ребенок не уставал и имел возможность полноценно отдыхать.
- Создание уюта в доме.
- Не применять резкие движения в присутствии ребенка.
- Аккуратно поправлять разговор малыша – чтобы он говорил спокойно, размеренно.
- Поддерживать тактильный контакт с ребенком.
- Хвалить малыша, использовать меньше критики.
- Больше танцевать, проводить занятия под спокойную музыку.
Заикание может стать источником серьезных психологических проблем у детей. Оно становится причиной замкнутости, страха перед общением. Чтобы этого не случилось, важно вовремя начать лечение заикания у детей в сочетании с созданием в семье благоприятной атмосферы, благодаря которой ребенок станет уверенным в себе и в своем успехе.