07.11.2022
Псевдобульбарная дизартрия у детей
Как и большинство других неврологических заболеваний, псевдобульбарная дизартрия у детей начинает проявляться в раннем возрасте. Это довольно распространенная патология, однако далеко не всем родителям известны ее особенности и проявления.
Что собой представляет заболевание
Причиной заболевания является паралич речевых мышц, в результате которого отмечаются нарушения речевого аппарата. Мышцы или расслаблены (гипотонус), или, наоборот, излишне напряжены (гипертонус). Предпосылкой для этого становятся нарушения пирамидного пути, через который головной мозг отдает команды спинному. Результатом становится сбой в работе мышц, которые участвуют в воспроизведении звуков.
Иными словами, при этом заболевании у ребенка нет физической возможности произносить как отдельные звуки, так и целые слова. Кроме того, он испытывает трудности с выражением своих эмоций. Обычно это состояние проявляется следующими симптомами:
- Ненормальный темп речи – она замедленная или, наоборот, слишком быстрая.
- Произношение неразборчивое.
- Для нижней части лица характерна малоподвижность.
- Рот часто приоткрыт.
- Отмечается непроизвольное подтекание слюны.
Чаще всего псевдобульбарная дизартрия у детей развивается при поражениях ЦНС, а также при ДЦП. Изменения могут фиксироваться у малышей в раннем возрасте, причем они проявляются в нарушениях глотательной функций, а также функций сосания, жевания, при некоторых формах заболевания отмечаются патологии дыхательной функции.
Выраженный дифференциальный признак болезни – паралич мышц языка, гортани и других органов, участвующих в звукоизвлечении, который имеет двусторонний характер. Результатом этого становятся ограниченная подвижность лица и нарушения артикуляции. В некоторых случаях диагностируется преобладание поражения с одной стороны, другие формы характеризуются сохранением непроизвольных движений и невозможностью совершать произвольные.
Причины заболевания
Основная причина, которая приводит к развитию недуга, - органические поражения мозга, которые происходят во внутриутробном периоде, при родах либо в раннем детстве. Среди них, например:
- Внутриутробные патологии. Это гипоксия, разнообразные инфекции, асфиксия. Кроме того, больше предпосылок к развитию заболевания демонстрируют недоношенные малыши.
- Родовые травмы, которые приводят к поражению структур головного мозга и нервных окончаний. Во время трудных родов может возникнуть кислородное голодание, которое приводит к поражению нервных клеток.
- Гидроцефалия.
- ЧМТ, которые провоцируют развитие болезни не только у маленьких детей, но и у взрослых.
- Запущенный отит.
- Резус-конфликт ребенка и матери.
- Энцефалит, менингит и другие инфекции мозга. Главная их опасность – необратимость изменений, которые происходят с нейронными связями, независимо от возраста.
- Наследственность, что обусловлено передачей по наследству типа нервной системы. В связи с этим дизатрия развивается чаще у тех людей, чьи родители также имели это заболевание.
Наконец, значительная доля случаев дизартрии приходится на детей, страдающих ДЦП, поскольку эти заболевания возникают из-за схожих причин.
Проявления болезни
Псевдобульбарная дизартрия у детей проявляется целым комплексом симптомов. Главный среди них – невозможность произносить слова. Речь малышей обычно сбивчивая, непонятная вследствие паралича нервных пар, которые отвечают за артикуляцию. Речь идет о следующих парах:
- 5-я, влияет на лицевой нерв и мимическую мускулатуру.
- 7-я, тормозит работу тройничного нерва, от которого зависит деятельность всех лицевых мышц.
- 9-я, связана с языкоглоточным нервом, который контролирует работу гортани, языка, неба.
- 10-я, контролирует блуждающий нерв, который регулирует работу диафрагмы и системы дыхания.
- 11-я, связана с добавочным нервом, область действия которого – плечи и шея.
- 12-я, влияет на подъязычный нерв, который управляет деятельностью нижней челюсти, кончика языка, а также слюноотделением.
Основной дифференциальный признак заболевания – нарушение речи, которое сопровождается ухудшением мимики. Отмечаются и дополнительные симптомы, самые частые среди которых:
- Непроизвольное сокращение рта в целом или только языка.
- Увеличение секреции слюны.
- Частые спазмы голосовых связок.
- Нарушения процесса сосания у младенцев.
- Медленный темп речи.
- Стремление языка наклониться в одну сторону.
- Гнусавость.
- Трудности с глотанием.
Симптоматика заболевания во многом индивидуальна. Она определяется не только поражениями ЦНС, но и темпераментом малыша, а также обстановкой, в которой он находится.
Типы и проявления заболевания
Псевдобульбарная дизартрия у детей встречается в нескольких формах:
- Паретическая. Отличается гипотонусом мускулатуры, который может сменяться гипертонусом во время произвольных движений. Ребенку трудно не только говорить, но и менять артикуляционные позы, артикуляция не синхронизирована с дыханием. Часто болезнь сопровождается обильной секрецией слюнных желез. Голос у ребенка обычно слабый, речь монотонная и гнусавая.
- Спастическая. Характеризуется гипертонусом мышц неба, языка. Речь у ребенка монотонная, часто наблюдается артикуляция без произнесения слов и звуков. Свойственно напряжение мускулатуры, отмечаются спазмы мышц языка, губ и других органов, участвующих в артикуляции. Проблемы могут проявиться при проглатывании, сосании. Есть сложности с дыханием – оно кажется слабым, плохо выраженным, слова часто произносятся во время вдоха. При спазмах ребенок не удерживает темп речи, поэтому специально использует короткие фразы. Смысл его речи понять можно, но в целом она неразборчивая.
- Смешанная – один из наиболее распространенных типов. Напряжение мышц, расположенных рядом, в этом случае имеет разную степень. Например, щеки могут находиться в гипертонусе, а язык – в гипотонусе. В этом заключается главная сложность заболевания.
- Анартрия – самый тяжелый тип заболевания. Произвольная моторика при таком типе болезни полностью отсутствует по причине глубокого поражения мышц. Лицо ребенка в этом случае похоже на маску, рот постоянно полуоткрыт. Язык остается неподвижным, как и губы. Также отмечаются нарушения глотания и жевания. Четкая речь невозможна, в некоторых случаях ребенок может нечетко произносить лишь отдельные звуки.
Обильное выделение слюны, поперхивание как во время разговора, так и при молчании также являются симптомами заболевания. Они проявляются уже на первом году жизни и относятся к дифференциальным признакам. В случаях, когда ребенок может неразборчиво говорить, особенно нечленораздельно он произносит свистящие, шипящие, причем это характерно для всех форм недуга.
Коррекция псевдобульбарной дизатрии зависит не только от формы заболевания, но и от его степени:
- Легкая. Характеризуется замедленной артикуляция, при том что грубых нарушений нет. Окружающие понимают речь ребенка, несмотря на то, что она смазанная. Мимика сохранена, может присутствовать дисфагия, проявляющаяся поперхиваниями.
- Средней тяжести. Отмечаются выраженные дефекты произношения. Речь нечленораздельна, непонятная для окружающих, а понять малыша способны только люди, которые проводят с ним много времени. Есть выраженные расстройства мимики, нарушения процессов глотания и жевания. Отмечается выраженное слюнотечение.
- Тяжелая. Практически полное отсутствие речи. Рот ребенка всегда открыт, лицо напоминает маску. Язык не двигается, очень заметны расстройства глотания и жевания.
Диагностика болезни
Для постановки диагноза необходимо обратиться к неврологу, в диагностике также участвует логопед, поскольку этим специалистам предстоит серьезная совместная работа. Они должны не только установить диагноз, но и выявить причины появления болезни, поскольку без ее устранения адекватная коррекция псевдобульбарной дизатрии невозможна. С диагностическими целями проводятся следующие исследования:
- Неврологическое обследование. Невролог во время осмотра оценивает моторику мышц и уже на этом этапе обнаруживает нарушения речи, изменения в мимике, гипертонус мышц. Выявляются и другие признаки патологии – например, изменения сосательного и глотательного рефлексов. Невролог может не только выявить патологию, но определить пораженный участок головного мозга.
- Логопедическое обследование. Врач собирает анамнез, в том числе фиксирует сложности, которые наблюдались при беременности и во время родов. В процессе диагностики оцениваются уровень развития органов речи, степень ее сформированности.
- Инструментальные исследования для выявления патологий мозга как основной причины заболевания. Проводятся энцефалография, МРТ, КТ, которые позволяют выявить дегенеративные и опухолевые патологии.
- Изучение сосудов головного мозга, поскольку одной из причин развития болезни может быть ухудшение кровотока.
После сбора всех необходимых данных и точной установки диагноза врачи подбирают тактику лечение и разрабатывают программу коррекции.
Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии
Лечение предполагает целый комплекс мер, в нем участвуют сразу несколько специалистов. Это не только невролог, логопед, но и массажист, физиотерапевт, врач ЛФК. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии всегда сопровождает устранение патологии, которая стала базовой причиной заболевания, и сопровождается полномасштабной программой реабилитации. Комплексное лечение включает:
- Устранение источника, которое зависит от причины заболевания. Например, если это инфекции головного мозга, то проводится терапия антибактериальными средствами. Если причиной стали гематомы или опухоли, то необходима хирургическая операция. Тактика лечения в каждом случае определяется индивидуально.
- Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии направлена на устранение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции, с этой целью делается логопедический массаж. Также в программу включается артикуляционная и дыхательная гимнастика, работа с произношением сложных для ребенка звуков. Только после этого специалист начинает работу над выразительностью речи.
- Реабилитация с целью фиксации и закрепления эффекта от лечения. Назначаются массажи, физио- и рефлексотерапия. При необходимости поведение ребенка корректирует психолог. Чаще всего реабилитация дополняется назначением лекарственных средств – например, витаминов и ноотропов.
Продолжительность лечения псевдобульбарной дизартрии у детей зависит от типа и особенностей заболевания и от того, насколько выражены нарушения. Как правило, коррекция требует проведения нескольких курсов лечения.
Профилактика и прогноз
Прогноз определяется степенью выраженности заболевания и его формой. Если болезнь имеет легкую степень, а коррекция начата своевременно, речь может быть значительно улучшена благодаря занятиям со специалистами. В этом случае ребенок сможет развиваться и обучаться наравне со сверстниками. При этом, однако, вероятнее всего, потребуется помощь специалистов и в дальнейшем, они помогут адаптироваться к учебному процессу. Если заболевание имеет среднюю или тяжелую степень тяжести, рекомендовано обучение в специальных школах под контролем логопедов и при постоянных занятиях с ними.
Если коррекция начата несвоевременно, высока вероятность развития серьезных интеллектуальных и психологических расстройств. Кроме того, не избежать проблем с обучением, с освоением чтения и письма. У детей, страдающих ДЦП, прогноз также определяется тяжестью этого заболевания. При адекватной терапии речь может быть значительно улучшена.
Главный метод профилактики заболевания – предупреждение патологий, при которых оно развивается. Необходимо грамотно подходить к планированию беременности, исключать влияние внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на развитие плода. Важно исключить вредные привычки, травмы, любые перегрузки. Необходимо отказаться от контактов с больными, являющимися переносчиками инфекций, и исключить контакт с токсичными веществами, способными вызвать отравление.
Во время беременности необходимо проходить все плановые диагностические обследования, наблюдаться у гинеколога, выполнять его назначения и советоваться при необходимости принимать какие-либо лекарства. Кроме того, не стоит отказываться от кесарева сечения, если к нему есть показания: это поможет избежать родовых травм.
Родителям, заметившим нарушения глотания, сосания, жевания у младенца, не стоит игнорировать эти тревожные симптомы. Не исключено, что придется пройти обследование, обратившись к неврологу, после которого будет назначено лечение, позволяющее избежать тяжелых последствий.
В старшем возрасте важно следить за разговором малыша, за особенностями его речи, за тем, как он выговаривает слова и насколько они понятны. Главное – вовремя обнаружить болезнь, а специалисты с помощью передовых методов лечения помогут подготовить ребенка к нормальному обучению в школе.
В нашем Центре есть все условия для коррекции с привлечением опытных специалистов. С малышами занимаются опытные неврологи и логопеды, занятия проходят в игровой форме, без напряжения, и ребенок сам не замечает, как его речь становится понятной, четкой и правильной.