05.01.2023
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Одна из главных причин трудностей и в обучении и воспитании некоторых детей – особое состояние психического развития, которое называют задержкой психического развития. Доказано, что эта патология встречается у каждого второго учащегося, который испытывает трудности в освоении школьной программы.
Суть ЗПР заключается в том, что развитие всех психических функций отстает от нормы. В результате ограничиваются познавательные возможности, и ребенок не может успешно справляться с учебными и бытовыми задачами. Обычно эти ограничения становятся заметны при поступлении ребенка в школу.
У ребенка, испытывающего учебные трудности, ведущей деятельностью остается игра, а учебные интересы формируются с большим трудом. Произвольная сфера, предполагающая умение сосредотачиваться, усидчивость при работе над заданием, формируется слабо, поэтому ребенок быстро устает. Из-за того, что не сформированы навыки сравнения, обобщения, анализа, он не может самостоятельно, без помощи педагогов, освоить школьную программу, поэтому становится хронически неуспевающим.
Часто к трудностям в обучении добавляется неспособность освоить навыки письменной и устной речи из-за сложностей, которые ребенок испытывает при смысловом анализе. В результате он плохо овладевает навыками чтения и письма.
К учебным трудностям обычно прилагаются сложности в поведении. Нервная система у таких детей незрелая, отсутствует баланс между процессами торможения и возбуждения. Ребенок либо слишком активен, возбудим, импульсивен и агрессивен – либо, наоборот, замкнут, стеснителен, пуглив. В обоих случаях ухудшаются его отношения с другими детьми. Для выхода из такой ситуации малышу обязательно требуется помощь педагога.
Учитель должен не только знать об особенностях ребенка и ограничениях, связанных с ними, но и уметь оценить потенциал ученика. Важно знать, что при адекватной помощи, которая оказывается индивидуально, они могут правильно усвоить учебную информацию. Школьники с ЗПР имеют благоприятный прогноз, но только в том случае, если им будет оказываться грамотная коррекционная поддержка.
Типы ЗПР
Многолетние исследования позволили определить сущность дефекта, его симптоматику, а также классифицировать ЗПР по характеру имеющихся отклонений и по степени выраженности. Выделены четыре типа задержки развития, которые будут подробно описаны ниже.
ЗПР конституционального происхождения
Задержка психического развития в данном случае обусловлена наследственностью. Для детей характерна незрелость не только психики, но и телосложения, поэтому подобную форму называют гармоническим психофизическим инфантилизмом. Дети отстают от возрастных норм в психическом развитии, преимущественно в эмоционально-волевой сфере, при том что познавательная деятельность относительно сохранна. Ученик заметен с первых школьных дней. Он довольно быстро находит друзей, проявляет любопытство, обычно к нему относятся положительно из-за непосредственности и веселого характера. Перепады настроения случаются, но обычно он весел и быстро забывает обиды.
В то же время, эмоциональные реакции школьника довольно поверхностны. По этой причине учебная мотивация сформирована недостаточно. Дети быстро адаптируются в школе, но не соблюдают правила поведения: они опаздывают на уроки, могут ходить по классу во время урока или разговаривать в полный голос.
Дети часто играют на уроках: они могут забыть взять в школу учебные принадлежности, но при этом никогда не забывают об игрушках. Изучая элементы букв, они могут дорисовывать их, чтобы получились домики или цветочки. Часто поведение такого ребенка становится причиной дезорганизации всего класса.
При таком типе ЗПР у младших школьников они становятся неуспевающими с самого начала обучения. Поскольку ребенку свойственно недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, он выполняет лишь те задания, которые ему интересны. Например, он плохо ведет себя на уроках, но становится заинтересованным и организованным, когда происходит слушание сказок или выполняются задания по рисованию.
Кроме того, для таких детей характерна недостаточная сформированность мыслительных операций, памяти, речи. Несмотря на это, прогноз у такой формы ЗПР в целом благоприятный, если педагогическое воздействие будет оказываться в игровой форме, доступной для школьника. Если установить наличие ЗПР в раннем возрасте и сразу начать коррекцию, а также пойти в школу с 8 лет, проблемы, описанные выше, могут быть исключены.
Если школьный консилиум примет соответствующее решение, ребенок может быть переведен в специальный класс с компенсирующим обучением. Если же такой класс в школе отсутствует, ребенок может быть оставлен в первом классе на второй год. Это не является для него психологической травмой – дети с подобным типом патологии легко найдут общий язык с учениками в новом коллективе. С помощью психолого-педагогической поддержки дети осваивают школьную программу, не испытывая проблем с дальнейшим обучением.
ЗПР соматогенного происхождения
Дети с такой формой заболевания рождаются здоровыми и у здоровых родителей. Причина задержки развития – заболевания, перенесенные в раннем детстве: различные тяжелые инфекции, аллергия, дизентерия. Болезни, которые протекают тяжело, снижают психический тонус.
Несмотря на то, что интеллект в целом сохранен, дети очень быстро устают на занятиях, становятся непродуктивными. Мозговая дисфункция в сочетании с другими факторами, определяющими ЗПР этого типа, приводят к психическому инфантилизму, при котором интеллект остается сохранным, в то время как эмоционально-волевая сфера незрелая.
Признаки патологии:
- Дети с трудом адаптируются в школе. Они плохо осваиваются в коллективе, могут плакать и скучать по дому. Для таких детей характерны безынициативность, пассивность, неумение себя защитить – их могут обидеть даже младшие дети. При этом со взрослыми они проявляют вежливость.
- Неспособны самостоятельно организовать свои действия, нуждаются в руководстве.
- Сниженная мотивация, отсутствие интереса к занятиям, неумение преодолевать трудности, возникающие в процессе учебной деятельности.
- Могут давать нелепые ответы, если находятся в состоянии утомления.
- Для детей характерны отказы отвечать, которые происходят из-за того, что они боятся дать неправильный ответ.
- Дети становятся вялыми, они много внимания уделяют своему самочувствию. Повышенное утомление вызывает головную боль, боли в области сердца, которые дети используют как повод для отказа от участия в деятельности. При этом учитель не может дифференцировать, когда ребенок действительно болен, а когда его состояние ложное.
- Дети слишком критично относятся к своим ошибкам, остро переживают неудачи.
Все перечисленные особенности становятся препятствием для успешного обучения детей, как и пропуски занятий по якобы болезни. При том, что они не заинтересованы в учебе, такие дети становятся хронически неуспевающими.
Детям, у которых диагностирована ЗПР соматогенного происхождения, необходимо систематическая помощь педагогов и психологов. Наиболее целесообразный вариант – их обучение в школах санаторного типа, а если их нет в регионе – в классах компенсирующего обучения.
ЗПР психогенного происхождения
Соматически такие дети здоровы, у них нормальное физическое развитие, однако большинство из них имеет мозговую дисфункцию. Главная причина психического инфантилизма – социально-психологические факторы, в первую очередь – неблагоприятны условия, в которых они воспитываются.
Примером детей с подобными отклонениями можно назвать многих воспитанников Домов ребенка. В их детстве отсутствовало материнское тепло, а социальная среда, в которой они воспитывались, отличалась однообразием. Эти факторы часто приводят к тому, что темпы психического развития замедляются, в результате снижается интеллектуальная мотивация, поведение становится несамостоятельным, а отношения – инфантильными.
Часто подобная форма ЗПР наблюдается и у детей из неблагополучных семей, к которым относятся также семьи с авторитарным стилем воспитания. Ребенок может расти в ситуации эмоционального отторжения, которое сочетается со вседозволенностью. Аффективность поведения может стимулировать и образ жизни родителей (например, пьянство). Условия, в которых растет ребенок, превращаются в психотравмирующий фактор, который стимулирует формирование психического инфантилизма в аффективной форме.
Это состояние часто становится основой для формирования асоциального поведения, особенно с учетом того, что ребенок растет в атмосфере конфликтов и ссор. Родители подавляют психику ребенка, постоянно травмируют ее, в результате формируются пассивность, несамостоятельность, повышенная тревожность.
В процессе учебной деятельности дети испытывают сложности с анализом, они не могут разделять существенные и несущественные признаки предметов, не могут найти сходства, испытывают сложности с использованием обобщающих понятий. Для интеллектуальной сферы характерна пассивность, детское внимание неустойчиво, им неинтересна продуктивная деятельность.
Для поведения характерны индивидуализм в сочетании с агрессией или, напротив, покорность и желание приспособиться. Все это приводит к формированию дезадаптации. Однако если будет организован индивидуальный подход, а учитель проявит заинтересованность в обучении ребенка, он сможет устранить пробелы в знаниях и обучаться в обычной школе.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Эта форма заболевания обнаруживается обычно в первые недели после поступления в начальную школу. Из-за поздней диагностики усложняется коррекция, поэтому ее эффективность не так заметна, как при предыдущих типах патологии.
ЗПР церебрально-органического происхождения имеет в основе поражение ЦНС и изменения в созревании структур головного мозга. Наиболее распространенные причины таких поражений:
- патологии при беременности, в том числе перенесенные матерью инфекционные заболевания, тяжелый токсикоз;
- родовые травмы;
- асфиксия плода;
- тяжелые болезни, перенесенные ребенком в первый год жизни, особенно инфекции головного мозга;
- ЧМТ.
Одно из характерных проявлений этой формы ЗПР – церебральная астения, для которой свойственны быстрая утомляемость, непереносимость долгой езды на автомобиле, снижение концентрации внимания и памяти. У детей снижена познавательная деятельность, по этому показателю они приближаются к олигофренам. Дети усваивают информацию фрагментами, часто становятся хронически неуспевающими уже на первом году обучения.
К отставанию в интеллектуальном развитии добавляется эмоциональная незрелость с более выраженными проявлениями, чем у детей с другими типами ЗПР. Проявления психической незрелости:
- некритичность;
- несамостоятельность;
- снижение мотивации;
- внушаемость;
- быстрая утомляемость.
Дети не умеют строить взаимоотношения, не контролируют эмоциональные реакции в отдельных ситуациях. Ведущим мотивом деятельности является игра. Поведение часто заторможенное или, наоборот, слишком возбудимое. Выделяют несколько разновидностей этой формы ЗПР, в зависимости от того, насколько поражены ткани мозга, они будут описаны ниже.
Тормозной вариант органического инфантилизма
К этому типу относят детей, для которых свойственна умственная утомляемость. Они часто отключаются во время уроков, несмотря на то, что внешне могут выполнять учебную деятельность – например, читают, но смысла прочитанного текста не понимают. Изменения, однако, можно заметить и внешне – например, ребенок часто кладет голову на парту, а концу 3 урока полностью не может включиться в работу. Очень важно правильное составление расписания уроков, чтобы предметы, требующие умственного напряжения, чередовались с более простыми.
Прочие характеристики детей с такой патологией:
- слабые способность к выстраиванию ассоциаций;
- обедненный словарный запас;
- склонность замыкаться при сложностях.
Очень важно, чтобы педагог, работающий с такими детьми, проявлял не только профессиональные, но и личностные качества. Для обучения школьников в ЗПР необходимо терпение, способность учитывать реактивные возможности ребенка. Эти же качества требуются и от родителей. Они, помимо прочего, должны организовать режим дня, чтобы ребенок мог отдохнуть после учебной деятельности. Важно обеспечить полноценное питание, возможности для прогулок и игр перед тем, как ребенок приступит к выполнению домашнего задания.
Как правило, такие дети понимают свое отставание в учебе, поэтому для них характерен сниженный эмоциональный фон, заниженная самооценка, нередко – нелюбовь к школе вплоть до отвращения. Педагоги и родители должны предъявлять к нему адекватные требования, стимулировать, хвалить за успехи.
Неустойчивый вариант органического инфантилизма
Подобная форма наблюдается при гиперактивном типе ММД. Дети кажутся импульсивными, с высокой двигательной активностью. Они не могут сидеть на месте, постоянно отвлекаются, а поступки кажутся бессмысленными. Он может постоянно что-то трогать, ломать пачкать вещи.
Ребенок не может долго сосредотачиваться на умственной работе, подчиняться дисциплине. Ему трудно сосредотачиваться, действовать целенаправленно. Особенно сложной для него оказывается деятельность, требующая самоконтроля и внимания.
Внешняя расторможенность сопровождается повышенной утомляемостью, возникающей вследствие умственной деятельности. При этом, когда он устает от умственного труда, он переключается на физическую деятельность – например, начинает отвлекаться и отвлекать одноклассников, может ходить по классу во время урока. Попытки учителей выработать усидчивость оказываются неэффективными – он боится, пытается себя сдерживать, но это приводит только к аффективным вспышкам.
Подобное поведение вызывает неприязнь со стороны одноклассников и учителей. Однако важно понимать, что дело не в нежелании ребенка подчиняться правилам, а в том, что они в силу своих особенностей не могут соответствовать требованиям дисциплины.
Исследователи считают, что одна из причин трудностей в обучении у детей с подобным типом ЗПР – недостаточное развитие систем, которые отвечают за возможность целенаправленно удерживать внимание. Ребенок не способен концентрироваться на чем-либо в течение длительного времени и последовательно выполнять определенные действия. Это обусловлено недостаточностью высших психических процессов.
Особенности поведения сказываются на отношениях не только с учителями, но и со сверстниками. Для детей с ЗПР свойственны возбудимость, импульсивность, аффективные реакции. Они могут начать драку или сломать предмет, попавший к ним в руки в момент агрессии. Все это ухудшает коммуникацию со сверстниками, ребенок часто становится изгоем в классе.
Педагоги должны сделать все возможное, чтобы коллектив принял ребенка. Для этого необходимо проводить психологические тренинги для формирования продуктивного взаимодействия. Если этого не сделать, то в подростковом возрасте ребенок начнет искать референтную группу, которая признает его значимость. Такой поиск может привести его в асоциальную компанию, для участников которой характерно дивиантное поведение.
В то же время нужно учитывать, что двигательная расторможенность с возрастом будет уменьшаться. Если вовремя обеспечить ребенку принятие и организовать грамотную коррекцию, высока вероятность, что нарушения будут исправлены.
Гиперактивный вариант ММД особенно часто проявляется в младшем школьном возрасте, в подростковом же его проявления более стертые, поэтому важно начать коррекцию, когда ребенок еще маленький. При этом возможно назначение медикаментозного лечения – в первую очередь, лекарственных средств, которые влияют на обменные процессы в ЦНС.
Характеристика основных групп детей с ЗПР демонстрирует, что это явление отличается неоднородностью. Несмотря на различия, для детей характерны общие черты:
- недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы;
- снижение уровня познавательной деятельности;
- нарушение поведения, вплоть до девиантных форм;
- несформированность готовности к освоению знаний.
Диагностика
Особенно сложной считается диагностика ЗПР церебрально-органического генеза, однако независимо от формы патологии проводится опрос родителей. В процессе беседы врач узнает о течении беременности и родов, а также о фактах, которые могли оказать влияние на формирование ЗПР. Родители должны проинформировать специалиста об особенностях поведения ребенка в общественных местах.
В процессе диагностики обязательно осматривается сам ребенок, проводятся тесты, которые позволяют выявить уровень развития психических процессов. Одним из этапов становится нейропсихическая диагностика, которая позволяет определить особенности заболевания и его форму.
Лечение и профилактика
Лечение начинается после того, как будут выявлены индивидуальные особенности детей с ЗПР, обычно это происходит в дошкольном возрасте. Лечение должно продолжаться до тех пор, пока ребенок не сможет обучаться наравне со сверстниками. При этом привлекается несколько узких специалистов, в том числе:
- психологи;
- логопеды;
- неврологи;
- педиатры;
- психиатры;
- дефектологи.
Основную роль играет мотивация взрослых и их вовлеченность в процесс коррекции ЗПР. Очень важна их помощь ребенку, поскольку основная нагрузка по решению проблемы ляжет на них. Коррекционная работа с детьми, имеющими ЗПР церебрально-органического генеза, должна проводиться в специальных школьных или дошкольных учреждениях. Важно, чтобы они работали по образовательным программам VII типа.
Для коррекционного обучения используются учебники для общеобразовательных школ, но специальные программы, в соответствии с которым количество изучаемого материала сокращается. Также сокращается продолжительность занятий, что связано с психофизическими особенностями детей.
Для профилактики необходимо тщательное планирование беременности, соблюдение графика обследований во время ожидания ребенка. Кроме того, рекомендуется:
- предотвращать развитие инфекционных заболеваний у детей в раннем возрасте;
- обеспечить благоприятную атмосферу в процессе воспитания малыша и его взросления;
- обращаться к врачу при любом подозрении на отставание ребенка в развитии.
Чем раньше будет обнаружена патология и начато лечение, тем больше шансов, что ребенок сможет обучаться наравне со сверстниками.
Прогнозы
Полностью избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического происхождения невозможно, поскольку причиной в этой случае становится органическое поражение ЦНС. Однако можно минимизировать проявления патологии, если вовремя начать коррекции совместными усилиями специалистов и родителей.
Дети воспринимают информацию медленнее, чем сверстники, но они обучаемы, если получат помощь со стороны взрослых. Важно постоянно отслеживать поведение ребенка и его реакции на получаемую информацию. В случае обнаружения отклонений нужно обращаться к специалистам. Адекватная коррекция поможет ребенку догнать сверстников в подростковом возрасте.