Ранние проявления психических заболеваний у детей и подростков
Развитие любого общества во многом зависит от психического здоровья детей. Чем раньше будут выявлены психические расстройства, тем более эффективной будет врачебная помощь и успешней – адаптация в школе.
К сожалению, необходимо признать, что уровень организации ранней диагностики сегодня недостаточный. Во многом это связано со страхом родителей перед обращением к детскому психиатру, поскольку часто это связано с общественным осуждением. Из-за поздней диагностики психическое здоровье детей быстро ухудшается, заболевания прогрессируют, пациент становится инвалидом. При появлении любых отклонений в психическом здоровье необходимо как можно раньше обращаться к специалистам.
В задачи психиатров входит также профилактика развития психических расстройств у детей. Она должна начинаться еще с периода беременности матери, поскольку на вероятность развития психических отклонений во многом влияет наследственность. Также важен возраст женщины, течение беременности, вредные привычки и другие факторы. Кроме того, на психическое здоровье влияют инфекции, которые плод перенес внутриутробно. В частности, их следствием может стать гиперактивность и СДВГ.
В течение всей жизни дают о себе знать и «этапы ранимости», когда нарушается равновесие в организме, в том числе психическое. Именно в такие периоды высок риск развития психических заболеваний при наличии провоцирующих факторов. Первый из таких периодов – начало внутриутробной жизни, далее полгода после появления на свет, 2-4 года, 7-8 лет и 12-15 лет. Если в первом периоде на плод будут воздействовать токсикозы, вредные привычки, не исключены серьезные врожденные патологии.
Примечательно, что эпилепсия, шизофрения, возникающие в раннем детском возрасте, обычно имеют злокачественный характер – под их влиянием психика быстро распадается. Именно поэтому крайне важно вовремя диагностировать болезни и подобрать методы их коррекции.
Невропатия
Невропатией называют синдром, связанный с врожденной нервностью. Первые проявления видны уже в грудном возрасте:
- беспокойство по ночам при дневной сонливости;
- частые срыгивания;
- плаксивость при смене обстановки.
Частый симптом заболевания – «закатывание». Так называют сильный крик как проявление недовольства, при котором на вдохе напрягаются мышцы гортани, лицо становится бледным, губы синеют. Состояние может продолжаться до одной минуты, прекращается с глубоким вдохом.
Дети с невропатиями часто страдают аллергией, отличаются болезненностью. В дошкольном возрасте при неблагоприятных ситуациях и травмах могут возникать тики, недержание мочи, заикание, расстройства аппетита. Невропатии относят к группе резудуально-органических расстройств, которые возникают в результате внутриутробных поражений мозга и сопровождаются задержками развития и неврологическими симптомами.
Гиперкинетические расстройства
Такие психические расстройства у детей называют также гипердинамическим синдромом. Он возникает обычно в 3-7 лет и проявляется высокой активностью, подвижностью, неспособностью усидеть на месте, которая сопровождается несобранностью, неумением сосредоточить внимание. Чаще всего этот синдром проявляется у мальчиков.
Первые признаки видны уже в дошкольном возрасте, однако распознать их непросто, поскольку существует несколько вариантов нормы со схожими проявлениями. Дети с гипердинамическим синдромом постоянно двигаются, бегают, не могут долго сидеть. Они постоянно хватают любые предметы, которые оказываются в поле зрения, задают очень много вопросов и не дожидаются на них ответов.
Такое поведение приводит к тому, что дети конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Они плохо ведут себя на занятиях, вследствие чего не способны в полном объеме усвоить учебную школьную программу. В 90% синдром отмечается при органических поражениях мозга, которые возникли внутриутробно или в ранние периоды жизни. Например, причиной может стать родовая травма, менингоэнцефалиты, которые случились в первые годы жизни ребенка.
Привычные патологические действия
Самые распространенные повторяющиеся действия, которые возникают у детей с психическими патологиями, - сосание пальцев, кусание ногтей, дергание волос, онанизм, раскачивания в определенном ритме. Отличительные черты таких действий – произвольность, понимание привычек как отрицательных, способность на время отказаться от них. При этом дети не стремятся преодолеть эти привычки и сопротивляются, если это пытаются сделать взрослые.
- В раннем возрасте встречается в основном сосание пальца, обычно это большой палец на руке. Если вовремя не устранить эту привычку, возможно изменение прикуса.
- Произвольные раскачивания называют яктацией. Обычно они случаются, когда ребенок засыпает или просыпается. При раскачиваниях ребенок получает удовольствие, а если взрослые мешают ему, реагирует криком и плачем.
- Обкусывание ногтей называют онихофагией, часто эта привычка возникает в подростковом возрасте. При этом дети часто обкусывают не только ногти, но и кожу, что вызывает воспалительные процессы.
- Онанизм – раздражением руками половых органов, прижимание к ним предметов, сжимание ног. В раннем возрасте эти действия носят игровой характер и не вызывают сексуального возбуждения. Однако уже в 8-9 лет у детей, страдающих невропатиями, мастурбация может сопровождаться возбуждением, которое проявляется учащением сердечного ритма, покраснением лица. Сексуальное возбуждение в сочетании с оргазмом приводит к закреплению привычки.
- Выдергивание волос (трихотилломания) как на голове, так и на бровях. Часто ребенок при этом испытывает удовольствие. Обычно привычка формируется у девочек в школьном возрасте, нередко она становится причиной местного облысения.
Детские страхи
В детском возрасте страхи возникают довольно часто, их причинами становятся внешние ситуации, причем чем младше ребенок, тем легче они формируются. Например, в раннем возрасте причиной страха может стать практически любой новый объект, который появляется внезапно. В связи с этим врачам необходимо дифференцировать нормальные страхи от тех, которые имеют патологическую природу. Признаками вторых являются:
- Отсутствие видимых причин для их появления.
- Несоответствие интенсивности страха силе воздействия явления.
- Длительное существование.
- Изменение общего состояния – например, нарушение аппетита.
Все страхи, возникающие у детей, можно разделить на три группы:
- Навязчивые имеют понятное содержание. Например, это могут быть страх заразиться, испачкаться, боязнь закрытых помещений, страх отвечать устно, страх смерти. С такими страхами дети обычно борются.
- Страхи сверхценного содержания не воспринимаются детьми как чуждые, поэтому они не стремятся преодолеть их. Среди них, например, боязнь темноты либо животных, страх перед одиночеством, боязнь учителя или наказаний. Боязнь школы может стать причиной категорического отказа от ее посещения.
- Бредовые страхи сопровождаются боязнью угрозы, которой на самом деле не существует. Она, по мнению ребенка, может исходить от людей животных и даже от неодушевленных предметов. Дети становятся тревожными, подозрительными, они боятся обыденных вещей и звуков – например, шума воды или света лампы. Такие страхи обычно не связаны с психотравмирующими ситуациями.
Патологические фантазии
Патологическое фантазирование как симптом психических расстройств у детей обычно связано с развитым, но измененным творческим воображением. При этом патологические фантазии обычно достаточно стойкие, причудливые, часто они не имеют ничего общего с реальностью.
Чаще всего фантазирование проявляется игровым перевоплощением: ребенок «превращается» в животное, сказочного персонажа, фантастическое существо. Такое состояние может продолжаться несколько часов или дней, при этом своим поведением ребенок имитирует объект перевоплощения.
Еще одна форма – однообразные манипуляции с различными предметами, которые не используются обычно во время игр. При попытках оторвать ребенка от этой деятельности он выражает сильное недовольство.
Чем старше ребенок, тем более образным становится его фантазирование. Персонажей, которых представляют дети, они наделяют именами, придумывают для них истории и приключения. Мальчики часто фантазируют на темы, связанные с военными действиями. Иногда фантазии могут иметь садистский характер – ребенок представляет сцены насилия, разрушений, стихийных бедствий.
У подростков фантазирование может проявляться в форме самооговоров. Обычно они имеют приключенческий или детективный характер – например, мальчики рассказывают, как они участвовали в нападениях, ограбления, автоугонах. Подростки имитируют доказательства этих фактов – например, пишут родственникам записки якобы от бандитов. Предметом самооговоров девочек в подростковом возрасте часто становится изнасилование.
Подростки обычно сами верят в то, что их фантазии реальны. Они очень убедительно и красочно рассказывают о случившемся, что нередко становится поводом для обращения родственников в полицию. Патологические фантазии являются проявлением многих психических заболеваний.
Системные неврозы
Неврозы органов – отдельная группа патологий, к которым относятся невротические заикания, различные тики, а также энурез, энкопрез.
Заикание
Заикание – это нарушение плавности и ритма речи, которое обусловлено судорогами мышц, участвующих в извлечении звуков. Причинами невротического заикания являются:
- Психические травмы – обычно это сильный испуг, волнение, изменение привычного образа жизни (например, начало посещения дошкольного учреждения), длительное существование ситуаций, являющихся психотравмирующими (скажем, продолжительные конфликты в семье).
- Семейная наследственность, когда кто-то из членов семьи страдает расстройствами речи.
- Перегрузка информацией, попытки ускорить речевое развитие ребенка вопреки его готовности, билингвальность в семье, чрезмерная требовательность родителей к правильному произношению.
Обычно заикание усиливается во время стрессовых ситуаций, волнения, при необходимости общаться с незнакомыми людьми. Если обстановка привычная, при разговорах с членами семьи оно менее заметно. Как правило, заикание комбинируется с другими расстройствами. Это могу быть нарушения сна, энурез, страхи и прочие. Часто они возникают не параллельно, а перед тем, как появляется заикание.
Тики
Тиками называют обычные простые движения, которые становятся автоматическими. Среди них может быть облизывание губ, открывание рта, дергание плечами или головой, мигание, покашливание. Причиной появления становятся обычно долго длящиеся психотравмирующие ситуации, а также острые травмы, заставляющие ребенка переживать испуг. Также причинами могут стать внешние раздражители и подобные тики у окружающих – во втором случае ребенок им подражает.
Тики, как правило, возникают во время травмирующей ситуации либо спустя некоторое время. Реакция фиксируется мозгом, затем к ней присоединяются другие проявления. Это могут быть излишняя плаксивость, повышенная раздражительность, необоснованные страхи, нарушения сна.
Энурез
Термином называют произвольное мочеиспускание, которое возникает неконтролируемо, обычно во время сна. О невротическом энурезе говорят, если его причиной становятся психотравмирующие факторы. Важно понимать, что в раннем возрасте энурез является естественным физиологическим проявлением, патологическим он становится в случае, если не исчезает после 4 лет. Энурез может быть первичным или вторичным:
- Первичный энурез обусловлен задержкой формирования системы контроля мочеиспускания. Он развивается с младенчества и существует без промежутков, проявляясь не только во время сна, но и в периоды бодрствования.
- Вторичный энурез появляется после периода опрятности, когда ребенок может контролировать мочеиспускание.
Проявления невротического энуреза определяются обстановкой, в которой находится ребенок, и состоянием психоэмоциональной сферы. Например, при ссорах или разводе родителей, при физическом наказании случаи энуреза у ребенка учащаются. Если же психотравмирующая ситуация прекращается, случаи недержания мочи становятся реже.
Дети болезненно относятся к своему надостатку. Этому способствует тот факт, что невротический энурез обычно возникает у боязливых, впечатлительных детей с неуверенностьбю в себе и высокой тревожностью. Энурез только усиливает эти качества и становится причиной множества психологических комплексов, чувства неполноценности, тревожности. Поскольку они боятся ночного недержания, они плохо засыпают, спят некрепко, но при этом не просыпаются для мочеиспускания.
Невротический энурез не появляется как единичное расстройство, обычно он сочетается с другими проявлениями:
- страхами;
- плаксивостью;
- раздражительностью;
- капризностью.
При диагностике необходимо дифференцировать невротический и неврозоподобный энурез. Второй возникает как следствие перенесенных заболеваний. При нем недержание мочи не связано с психотравмирующими ситуациями. При обследовании пациентов с неврозоподобным энурезом на ЭЭГ могут отмечаться органические поражения, признаки гидроцефалии. Кроме того, ребенок не реагирует на недержание мочи, не стыдится его, в отличие от случаев невротического энуреза.
Еще один дефект, от которого нужно дифференцировать невротический энурез – недержание как способ протеста у детей. В этом случае оно появляется только днем и в ситуациях психотравмы. Кроме того, такой энурез возникает, когда ребенок очень недоволен чем-либо.
Энкопрез
Еще один симптом нервно-психических заболеваний детей – непроизвольные испражнения, которые называют невротическим энкопрезом. Аномалия встречается нечасто, примерно в 10 раз реже, чем энурез. Причиной, как правило, становятся длительные психотравмирующие ситуации, излишняя строгость родителей. Также спровоцировать заболевание могут невропатические состояния.
Об энкопрезе говорят, если испражнения на белье начинают появляться у детей со сформированными навыками опрятностями. При этом позывов к дефекации обычно нет, испражнения происходят непроизвольно, и ребенок может какое-то время не замечать их, до появления запаха. При этом реакцией ребенка на заболевание становится стремление к чистоте, которое может казаться чрезмерным.
Расстройства сна
Количество сна, необходимое организму, меняется в зависимости от возраста:
- первый год жизни – 16-18 часов;
- 7-10 лет – от 10 до 11 часов;
- 14-16 лет – от 8 до 9 часов.
Кроме того, с возрастом сон происходит в ночное время, потребности в дневном сне дети в школьном возрасте уже не испытывают. Для того чтобы диагностировать расстройство сна, необходимо учитывать не только его длительность, но и глубину, которую определяют по скорости просыпания под воздействием раздражителей, а также продолжительность засыпания.
Расстройства сна обычно возникают из-за травмирующих ситуаций, которые возникают вечером – наказаний, ссор родителей, страхов, просмотров определенных фильмов и передач. При невротических расстройствах нарушено засыпание, глубина сна, появляются ночные страхи, которые сопровождаются частыми пробуждениями. Может отмечаться хождение во сне, разговоры.
О нарушениях засыпания говорят, когда период перехода ко сну длительный. Засыпание в этом случае может продолжаться до 2 часов и сопровождаться различными страхами, патологическими действиями, повторениями определенных ритуалов (например, многократное пожелание доброго сна игрушкам).
Нередко при невротических расстройствах отмечается хождение и разговоры во сне. Обычно они определяются сновидениями и являются отражением травмирующих факторов. В отличие от нарушений сна, возникающих при эпилепсии, невротические длительные и при них не фиксируются изменения сознания.
Психическое недоразвитие
Признаки умственной отсталости у детей появляются уже в 2-3 года. Например, у них не развивается фразовая речь, не формируются навыки самообслуживания. Малыши не интересуются предметами, которые их окружают, играют в однообразные игры. В дошкольном возрасте в речи отсутствуют развернутые фразы, дети не могут связно описать сюжеты.
Дети не участвуют в играх со сверстниками, не испытывают высших эмоций (жалости, сочувствия). В начальной школе они не усваивают учебную программу, не имеют достаточное количество бытовых знаний (например, домашнего адреса или времен года), не могут понимать переносное значение. Для диагностики этого расстройства привлекаются педагоги и воспитатели детских садов.
Психический инфантилизм
Раннее психическое заболевание, при котором отмечается задержка развития психических функций, особенно эмоционально-волевой сферы, называют психическим инфантилизмом. Его проявления:
- несамостоятельность;
- стремление к удовольствию как главная мотивация;
- ведомость, внушаемость;
- игровые интересы вместо учебных;
- отсутствие чувства ответственности;
- неспособность к напряжению воли для преодоления сложностей.
Также отмечается недостаточное развитие моторики, сложности в формировании двигательных навыков (например, рисования) и трудовых. Причина таких нарушений – экстрапирамидная система слишком активна, в то время как пирамидальная, наоборот, отличается незрелостью. Также отмечается интеллектуальное отставание – ребенок не может долго сосредотачивать внимание, испытывает сложности с запоминанием, не испытывает интереса к школе, учится с трудом.
Нарушение школьных навыков
Подобные нарушения обычно отмечаются у детей 6-8 лет. Некоторые их проявления:
- Дизлексия – нарушение навыка чтения. Ребенок не узнает буквы, не может соотнести их графические изображения со звуками, заменяет звуки при чтении. Кроме того, он читает слишком быстро или слишком медленно, неправильно расставляет ударения, проглатывает слоги.
- Дисграфия – нарушение навыка письма. Ребенок не может соотносить устные звуки с их написанием, не умеет писать изложения или диктанты. Он заменяет буквы, пропускает буквы и слоги, может расчленять слова либо, наоборот, писать несколько слов слитно. Присутствует зеркальное написание, часто предложения соскальзывают со строки.
- Дискалькулия – нарушение навыков счета. Ребенок не понимает структуру чисел, испытывает трудности с пониманием понятия числа. Он не может производить операции с цифрами, особенно с десятками. Возникают трудности с написанием многозначных чисел, часто они пишутся зеркально. Дети могут путать лево и право, с трудом определяют расположение предметов относительно друг друга.
Депрессия
Депрессия у детей проявляется двигательными и вегетативными нарушениями. В возрасте до трех лет причиной депрессии обычно становится разлука ребенка с матерью. Ее проявления:
- плач без причины;
- отказ от игр;
- апатия и вялость;
- двигательное беспокойство;
- нарушения сна;
- частые болезни;
- ухудшение аппетита.
В дошкольном возрасте могут наблюдаться также энкопрез, энурез. Дети ходят с опущенной головой, не двигают руками, разговаривают тихо, в различных частях тела может ощущаться боль. В младшей школе появляются следующие симптомы:
- вялость;
- агрессивность;
- обидчивость;
- стремление уйти из дома;
- отсутствие интереса к играм;
- сложности в учебе.
Могут снова возникнуть привычки, которые были у детей в младшем возрасте – например, обгрызание ногтей или сосание пальцев. В подростковом возрасте отмечается неуверенность в себе, подавленное настроение, иногда появляются идеи самоуничтожения. Главные признаки депрессии у подростков:
- Интеллектуальная апатия.
- Моторная заторможенность.
- Ощущение подавленности.
Также отмечаются физические проявления – нарушения стула, сна, снижение аппетита, боли в разных областях тела. Детям свойственна повышенная тревожность, они переживают за свое здоровье, стремятся пройти множество медицинских обследований. Может появиться интерес к употреблению алкоголя или наркотиков, подростки становятся правонарушителями, для многих свойственны суицидальные мысли.
Бродяжничество
Проявляется в уходах из дома или интерната, нередко сопровождается многодневным бродяжничеством. Чаще всего этот симптом проявляется у мальчиков. Бродяжничество может быть следствием сильной обиды или страха перед наказанием. Если отмечается психический инфантилизм, причиной бродяжничества может стать страх перед трудностями, возникающими в учебе.
Если подростку свойственны истероидные черты, побег может быть связан с желанием привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Еще одна причина – желание получать новые впечатления, участвовать в приключениях. Уходы, однако, могут быть и импульсивными, не имеющими конкретного мотива. Для таких случаев используют термин дромомания – непреодолимое стремление уйти из дома. При этом дети могут ночевать в ужасных условиях, уезжать в другие города.
При дромомании дети возвращаются домой не самостоятельно, а с посторонними лицами либо с сотрудниками полиции. Они могут долго не испытывать голода и жажды. Уходы их дома приводят к нарушению социальной адаптации, снижению успеваемости и формированию асоциального поведения (наркомания, алкоголизм).
Дисморфофобия
Термином называют переживания ребенка по поводу несуществующего физического недостатка. Чаще всего подобные отклонения возникают у девочек в подростковом возрасте. Они могут быть недовольны недостатками лица, телосложения, чрезмерным или недостаточным половым развитием.
Одна из разновидностей этого симптома – страх перед недостаточностью функций организма. Например, ребенок может бояться не удержать газы в кишечнике, испытывать страх перед запахом изо рта. Эти переживания оказывают влияние на поведение подростков, которые стремятся изменить внешность, стесняются общаться со сверстниками, отказываются гулять. Дети усиленно занимаются физическими упражнениями, могут посещать косметологов, принимать медицинские препараты (например, гормоны роста).
Если переживания, связанные с недовольством своей внешностью, возникают периодически, они считаются нормальным явлением. Если они становятся стойкими, причем необоснованными, влияют на поведение, мешают социальной адаптации подростка, надолго ухудшают настроение, то такие проблемы требуют помощи психотерапевта.
Анорексия
Невротическое расстройство аппетита, связанное с его значительным снижением. Нервная анорексия часто возникает у девочек подросткового возраста и проявляется отказом от пищи для снижения веса. Девочки при этом уверены, что масса их тела избыточна, поэтому они стремятся исправить этот недостаток. На первых этапах отказ от еды сопровождается повышенным аппетитом и перееданием (булимией).
В дальнейшем переедание сопровождается рвотой, что вызывает нарушения в работе ЖКТ. Подростки очень внимательно относятся к калорийности продуктов и часто стремятся есть в одиночестве, чтобы незаметно избавиться от пищи. Дополнительно для снижения веса они прибегают к изнурительным физическим тренировкам, принимают слабительные средства, ставят клизмы, вызывают рвоту искусственно.
При этом дети, страдающие анорексией, могут перекармливать сестер и братьев, испытывать интерес к кулинарии. Также для них характерна раздражительность, агрессивность, нервная возбудимость. Постепенно исчезает подкожно-жировая клетчатка, у девочек пропадает менструация, выпадают волосы, изменяется биохимия крови, нарушается работа внутренних органов.
Анорексия может возникнуть не только в подростковом возрасте, но и намного раньше – это так называемая первичная анорексия. Причиной становятся травмирующие факторы – разлука с родителями, физические наказания, недостаточное внимание, уделяемое ребенку. Первичная анорексия обычно возникает, если родители насильно кормят ребенка в случае его отказа от еды. Также поводом может стать перекармливание или негативные эмоции во время еды (например, испуг). Способствующим развитию анорексии фактором становится повышенная возбудимость и нестабильность регуляции. Кроме того, определенная роль принадлежит болезненности ребенка.
Внешние факторы, определяющие развитие анорексии, - это чрезмерная тревожность родителей относительно питания ребенка, использование различных способов отвлечь ребенка при его отказе от еды (например, разных сказок, историй, уговоров), избалованность с удовлетворением всех капризов.
Клинические проявления:
- Ребенок очень избирателен в еде или отказывается от нее полностью.
- Малыш долго ест, не глотает пищу, а перекатывает еще во рту.
- Во время еды может появляться рвота.
Чаще всего невротическая анорексия непродолжительна – он может продолжаться 2-3 недели. Но в некоторых случаях она приобретает длительное течение и сопровождается полным отказом от еды, который сопровождается значительным снижением веса.
Синдром раннего детского аутизма
Термином называют целую группу синдромов разного происхождения (внутриутробное поражение мозга, инфекционные заболевания, токсические или наследственные поражения), которые отмечаются у детей в любом возрасте в нескольких нозологических формах.
- Чаще всего синдром проявляется в 2-5 лет. Он характеризуется нарушениями сна, отсутствием аппетита, страхом перед всем новым. Любое изменение обстановки, ставшей для ребенка привычной, может вызвать протест. Такая же реакция возникает, если родители меняют режим дня ребенка.
- Психическое здоровье детей грудного возраста должно насторожить, если они не оживляются при виде матери, не улыбаются родителям, не реагируют на внешние раздражители.
Для детей с этим синдромом характерно однообразие поведения. Они длительно совершают одинаковые действия, которые со стороны могут показаться игрой. Например, дети часами перебирают бумагу, расставляют игрушки, не позволяя никому трогать их и менять порядок. Подобные действия, как и повышенный интерес к предметам, которые обычно не вызывают особого интереса для детей, свидетельствует о возможном наличии синдрома раннего детского аутизма.