09.01.2023
ЗПР и умственная отсталость: общее и различия
Разницу между умственной отсталостью и задержкой психического развития людям, которые никогда не сталкивались с этими проблемами, не всегда видна. Однако это разные заболевания с принципиальными отличиями. Главное среди в том, что дети с ЗПР при своевременной коррекции могут стать полноценными членами общества, тогда как у малышей, страдающих умственной отсталостью, психической прогресс невозможен. Есть, однако, и третий вариант, когда ЗПР, не замеченная и не вылеченная вовремя, усугубляется, превращаясь в УО.
Дети с ЗПР
Задержкой психического развития называют пограничное состояние: это не норма, но и не умственная отсталость. Болезнь выражается замедлениями темпов развития, характерных для конкретного возрастного периода. При этом страдают все функции психики – внимание, речь, эмоционально-волевая сфера и другие.
Дети отличаются ограниченностью интеллектуальной деятельностью, предпочтениями к играм, быстрой усталостью от выполнения интеллектуальных задач. Поведение ребенка не соответствует биологическому возрасту, однако при правильной и своевременной коррекции он способен адаптироваться к социальным условиям и повысить уровень своего развития.
Причины, которые вызывают ЗПР, могут быть биологическими и социальными. Первая группа – это внутриутробные заболевания, инфекции, травмы при родах, недоношенность, генетические отклонения и тяжелые инфекции в раннем возрасте. Социальные факторы, определяющие формирование ЗПР:
- педагогическая запущенность;
- отсутствие целенаправленного воспитания;
- регулярные психические травмы;
- ограниченность жизнедеятельности.
В зависимости от того, какие причины вызвали ЗПР, болезнь проявляется в нескольких формах:
- Встречается у детей, имеющих инфантильный тип телосложения. Как правило, их поведение определяется яркими эмоциями, что характерно для ранней стадии развития ребенка. Малыши охотно вовлекаются в игры, особенно подвижные, стремятся творчески проявить себя. В школе им трудно соблюдать дисциплину по причине сниженной способности к контролю над своим поведением. Если вовремя не принять мер и не начать коррекцию, нельзя исключать социальной дезадаптации в будущем.
- Возникает на фоне хронических соматических заболеваний, которые вызывают упадок сил и снижение активности деятельности. Для детей характерна робость, склонность к сомнениям, неуверенность в себе. Основное заболевание становится причиной гипероперки со стороны родителей, что только усиливает инфантилизм. Дети отличаются эмоциональной нестабильностью, они не могут долго концентрировать внимание. Для этой группы характерна высокая тревожность и пониженная самооценка.
- Развивается как следствие педагогической запущенности. Изначально их нервная система нормальна, как и физическое здоровье. Однако при недостатке необходимой для развития информации и общения со значимыми взрослыми нужные умения и навыки у них не развиваются. Эта форма характеризуется так называемым мозаичным мышлением. Для него характерны отрывочные знания, которые не подкреплены личными переживаниями. В знакомых ситуациях дети могут проявлять себя очень сообразительными, высказывать интерес. Но в условиях развития при дефиците внимания его поведение становится бесконтрольным, он не может совладать с импульсивностью и эмоциями. Кроме того, гиперопека формирует эгоцентризм, склонность к безделью. В целом для ребенка характерны развиты психические функции, но при этом может не уметь читать, писать или выполнять математические действия.
- Эта форма заболевания обусловлена поражением ЦНС при беременности, во время родов или на первом году жизни. Инфантилизм ребенка проявляется во всех сферах. Характерны высокая нервная возбудимость, нарушения сна, примитивность эмоций. Несмотря на то, что игра у таких детей преобладает над учебой, она обычно однообразная. Условно таких детей можно разделить на две группы. Для одних характерна импульсивность, для вторых – напротив, страхи, робость.
В целом ЗПР – это не тотальное недоразвитие, а лишь замедление нормального темпа развития. При своевременной профессиональной коррекции большинство изменений обратимы.
Умственная отсталость
Умственной отсталостью называют недоразвитие психической деятельности. Чаще всего оно спровоцировано генетическими заболеваниями, травмами, сильными инфекциями, в том числе внутриутробными.
Для заболевания характерны следующие особенности:
- Тотальное поражение нервно-психических функций. В первую очередь, страдает речь: у детей очень скудный словарный запас, они не могут выстраивать грамматические конструкции. Эмоции у таких малышей однообразные, часто им трудно их контролировать.
- Изменения мышления. У ребенка недоразвиты самые базовые психические процессы – память, внимание, восприятие, речь.
Среди форм УО самой распространенной является олигофрения. Это повреждение мозга, имеющее необратимый характер, приобретенное или врожденное. Выделяют три типа олигофрении, которые различаются в зависимости от выраженности нарушений интеллекта. Так, при дебильности IQ может составлять 50-70, то при идиотии – не более 20.
- Дебильность. Дети с этой формой заболевания могут освоить простой труд, несмотря на то, что новые навыки даются им с трудом. Однако они могут овладеть навыками письма, чтения, счета.
- Имбицильность. Ребенка можно научить простым навыкам самообслуживания, он может запоминать информацию, что позволяет освоить учебу на базовом уровне.
- Идиотия. Глубокие необратимые нарушения. Дети неспособны к самообслуживанию, не узнают людей, кроме тех, кто за ними ухаживает. Поведение зависит от инстинктов, речь непонятная, эмоции не свойственны.
Еще одна форма УО – деменция, которая может развиваться у ребенка старше 2 лет. В этом случае психическая деятельность изначально была нормальной, но вследствие травм или инфекций начался распад психических функций, имеющий, как и все формы умственной отсталости, необратимый характер.
Общее между ЗПР и УО
Нередко встречаются ситуации, когда неопытные врачи ставят неверный диагноз – УО, тогда как на самом деле речь идет о ЗПР. Ошибиться действительно несложно: легкая степень УО и ЗПР у детей часто проявляются схожими симптомами:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- инфантилизм;
- неразвитая познавательная активность;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- нарушение психических функций;
- отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения.
При обоих заболеваниях наблюдаются нарушения психических функций и их развитие, не отвечающее возрасту ребенка. Однако опытный специалист проводит дифференцированную диагностику, поскольку методы терапии при этих заболеваниях разные.
Разница между УО и ЗПР
Умственная отсталость – это не отдельное заболевание, а целый комплекс синдромов, которые вызваны врожденными или приобретенными патологиями мозга. Отмечается интеллектуальная недостаточность, психическое недоразвитие. Интеллект ребенка застывает на определенном уровне и не может преодолеть его, как бы профессионально ни занимались с ним педагоги.
ЗПР, в отличие от УО, - состояние обратимое, поскольку вектор развития ребенка тот же, что у обычных детей, но снижены темпы. Дети, страдающие ЗПР, обучаемые, их поведение адекватно, они могут решать многие задачи по аналогии. Еще одна характерная черта – скачки в развитии мыслительной деятельности (например, внимание резко повышается к 8 годам). Прогноз при ЗПР относительно благоприятный, и благодаря занятиям с педагогами и психологами при участии семьи дети могут обучаться так же, как сверстники.
Переход ЗПР в УО
Дефекты, которые проявляются при ЗПР, могут не только устраняться, но и регрессировать, превращаясь в УО. Кроме того, важно учитывать, что термин ЗПР применяется только по отношению к дошкольникам и младшим школьникам. Если после окончания начальной школы дефекты сохраняются – говорят об умственной отсталости.
Симптомы заболевания, как правило, прогрессируют при отсутствии своевременной коррекции или при неправильном подборе ее методов. Если время упущено, дефекты усиливаются во всех сферах:
- Усиливается искажение познавательных процессов – памяти, внимания, восприятия. В конечном итоге это вызывает значительное снижение интеллектуальной деятельности.
- Не прогрессирует речь ребенка, поэтому информацию об окружающем мире он получает в недостаточно количестве. Нарушается коммуникация, ребенок замыкается в себе. Практически невозможно установление контакта как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Дети не могут осваивать даже элементарные учебные и бытовые навыки. Смена ведущей игровой деятельности на познавательную в соответствии с возрастом не происходит.
- Страдает эмоционально-волевая сфера, ребенок утрачивает способность контролировать собственные эмоции. Он становится излишне агрессивным, вспыльчивым и импульсивным или же, наоборот, уходит в себя, становится вялым и апатичным.
Особую роль в процессе трансформации ЗПР в УО играют контакты с близкими людьми, особенно с матерью. Если ребенок не получает от нее любви и поддержки, если чувствует раздражение, он может стать капризным и упрямым либо, наоборот, впасть в ступор. Отсутствие эмоциональной связи с матерью приводит к появлению страхов, повышенной тревожности.
В целом дети постепенно утрачивают связь с окружающим миром. Они не могут получить профессию, адаптироваться в коллективе, установить коммуникации. При запущенной стадии ЗПР ребенок становится беспомощным и инфантильным, что в конечном итоге приводит к развитию умственной отсталости.
Диагностика ЗПР
Для постановки диагноза необходимо комплексное обследование, в котором принимают участие педагог, психолог, психиатр, невролог и другие врачи. Программа диагностики включает:
- Изучение анамнеза, в том числе внутриутробного развития. Это позволяет установить причины нарушений.
- Общение с ребенком – очная беседа, обследование психологом, тестирование.
- Общение с родителями для выяснения социально-бытовых условий, в которых живет ребенок, психологической обстановки в семье, отношений между ее членами.
На основе полученной информации специалисты устанавливают причины появления дефектов, выявляют степень их выраженности, делают прогноз и составляют план коррекции.
Коррекция ЗПР
Процесс коррекции дефектов достаточно сложный и длительный, с привлечением нескольких специалистов:
- Задача дефектолога – развитие когнитивных функций.
- Психолог занимается формированием эмоционально-волевой сферы. Используются игровая и песочная терапия, арт-терапия другие методы.
- Коррекция речи, как устной, так и письменной – зона ответственности логопеда.
Оптимальное решение – коррекция нарушений в дошкольном возрасте, до поступления в школу. Чтобы не упустить время, необходимо не реже раза в год проходить обследование у невролога, посещать детского психолога. ЗПР поддается коррекции, но занятия должны быть регулярными и постоянными, а родителям необходимо подготовиться к тому, что положительного эффекта придется ждать довольно долго.
Кроме того, не исключено, что ребенок не сможет обучаться в обычной школе, поэтому рекомендуется обратиться в специализированные коррекционные школы, где с детьми работают по особым программам, позволяющим им освоить необходимые знания и навыки.