Дефектолог – это специалист, задача которого – адаптация и воспитание детей, имеющих психофизические особенности.
Нейродефектология как наука находится на стыке нескольких сфер – неврологии, психологии и педагогики. Нейродефектологов отличает более глубокое знание неврологии, улучшенное понимание принципов лечения неврологических заболеваний, а также умение работать в мультидисциплинарных бригадах. Дефекты, которые диагностируются у детей, часто бывают сочетанными, поэтому дефектолог сотрудничает с психологами, неврологами, нейропсихологами.
Эта профессия находится на стыке медицины и педагогики, поскольку дефектолог должен точно понимать, какие органические поражения могут вызвать возникновение дефектов, и при необходимости привлечь к работе невролога. Но в первую очередь, это преподаватель, работающий с детьми, которые отстают в развитии, и помогающий скорректировать дефекты. Кроме того, очень важны личные качества специалиста, который должен стать для ребенка и его родителей не просто педагогом, но и другом.
Задачи дефектолога
Цель, которая стоит перед дефектологом, - сформировать у ребенка мотивацию к обучению, вызвать у него желание получать знания и навыки. Кроме того, он должен работать на развитие мышления и интеллекта – восполнять дефицит знаний, корректировать развитие речевого аппарата, обучать чтению и грамоте.
Главные задачи, которые решает детский логопед-дефектолог:
- Изучение особенностей ребенка.
- Помощь в развитии мышления, внимания и прочих психических процессов.
- Формирование произношения и разговорных навыков.
- Устранение сенсорных проблем с помощью специальных занятий.
- Консультации для родителей по вопросам обучения и развития детей.
- Социализация ребенка, формирование умения принимать себя.
Чтобы решить эти задачи, специалист должен обладать следующими навыками:
- Умение расположить к себе ребенка, установить контакт с ним.
- Работа по всем программам, направленным на корректировку дефектов развития.
- Владение навыками обучения письму и чтению с помощью нетрадиционных методов.
- Знание особенностей работы по индивидуальным программам, в том числе со взрослыми , с которыми дефектолог работает для улучшения их адаптации.
Педагог-дефектолог занимается коррекцией патологий следующих органов:
- речи;
- слуха;
- зрения:
- опорно-двигательной системы;
- зрения;
- вестибулярного аппарата;
- мозга.
Логопед-дефектолог не лечит причины, которые привели к появлению дефектов, а корректирует звукопроизношение. К нему обращаются при следующих патологиях:
- Дислалия – нарушение произношение, которое присутствует у детей, имеющих нормальный слух. Ребенок при этом может не выговаривать звуки нескольких групп либо одной (сложная и простая дислалия соответственно). Это нарушение может иметь как функциональную, так и органическую природу.
- Дизартрия – нарушение произношения, в результате которого подвижность речевого аппарата ограничена. Как правило, возникает в случае поражений нервной системы, которое провоцирует недоразвитие речи у детей.
- Заикание – нарушение ритма речи. При заикании дети могут растягивать слова или слоги, часто делать остановки в разговоре и в отдельных словах. Заикание может быть неврозоподобным или невротическим, в первом случае нарушается моторика в целом. Судороги, характерные для артикуляционного аппарата, усиливаются во время стресса.
- Расстройства речи, возникающие из-за нарушений слуха. В этом случае недоразвитие затрагивает все аспекты речи, поскольку ее восприятие на слух отсутствует.
- Алалия – отсутствие речевой функции при сохранном интеллекте и слухе. Возникает из-за повреждений участков мозга, отвечающих за речь.
- Афазия – отсутствие связной речи. Развивается при органических поражениях мозга, а проявления недуга зависят от области его расположения. Неправильный прикус, который влияет не произношение некоторых звуков. Для коррекции используются специальные конструкции в сочетании с логопедическими упражнениями.
- Ринолалия – дефект, для которого характерна гнусавость, поскольку причиной его развития становятся дефекты носоглотки. Заболевание имеет разные формы – закрытая, открытая, смешанная.
- ЗРР – дефект, при котором ребенок не в состоянии в полном объеме освоить речевые нормы. Возникает из-за нарушения мозговых функций, тугоухости, педагогических факторов (например, по причине гиперопеки).
- ЗПРР – нарушение мышления, эмоциональной и двигательной сферы. Овладение речью, как и мыслительными навыками, в этом случае происходит с трудом.
Перечислим еще несколько состояний и дефектов, при наличии которых детям необходима помощь дефектолога для детей:
- Глухота, при которой ребенок не может нормально воспринимать речь. Этот дефект является врожденным либо приобретенным, но практически всегда вызывает психические нарушения.
- Тугоухость, проявляющаяся не отсутствием слуха, а его стойким снижением, вследствие чего ребенок испытывает сложности с восприятием речи. Тугоухость может быть выражена слабо – в этом случае ребенок испытывает сложности с восприятием шепота, а также значительно, когда ему трудно воспринимать обычную речь. Если патология развилась, когда у ребенка уже имелся определенный словарный запас, он сохранится, но при раннем развитии тугоухости формирование речи затруднено.
- Слабое зрение либо слепота. Трудности с усвоением слов в этом случае имеют вторичный характер, поскольку зрительное восприятие ограничено либо полностью невозможно.
- СДВГ. Ребенок, страдающий этим синдромом, отличается неумением концентрировать внимание, импульсивностью, гиперактивностью. Он не может контролировать свое поведение, часто выявляется снижение интеллектуальных функций.
- РДА. Детский аутизм, обусловленный нарушениями развития мозга. Проявляется отсутствием социального взаимодействия и интересов, часто повторяющимися действиями.
- Умственная отсталость – задержка психического развития, включая эмоции, волю, интеллект. УО может быть приобретенной или врожденной, имеет проявления разной выраженности, от этого зависит степень заболевания.
- ДЦП – хронические двигательные нарушения, сформировавшиеся еще во внутриутробном периоде либо в первые дни жизни.
Когда нужно обратиться к дефектологу
Консультация детского логопеда-дефектолога необходима в следующих случаях:
- Малыш 7 месяцев не реагирует на речь, которая обращена в его адрес.
- Не лепечет в возрасте 1 года.
- Не использует простые слова для разговора в 2 года, а в 2,5 не строит простые предложения.
- Недостаточно развита артикуляция к 3 годам.
- Не может использовать грамматически правильные предложения в 5 лет.
- Произношение звуков не соответствует возрастной норме.
- Отмечается отставание в умственном развитии.
- Ребенок имеет дефекты слуха.
- Диагностируются психические нарушения.
- Заикается.
Консультация дефектолога
Диагностика дефектолога состоит из нескольких этапов:
1. Изучение анамнеза, в том числе информации о беременности и родах.
2. Исследование психических функций с помощью специальных диагностических методов. Специалист оценивает, может ли ребенок вступать в контакт с окружающими, как развито понимание речи, каков уровень интеллекта, насколько навыки чтения и письма соответствуют возрастным нормам. Также оцениваются психические функции – внимание, память и другие.
3. На основе полученных данных специалист разрабатывает индивидуальный план коррекции, формулируются рекомендации для родителей о занятиях с ребенком дома.
На первую консультацию рекомендуется взять медкарту, если у ребенка есть медицинский диагноз, а также результаты всех обследований, проводившихся в связи с ним. При необходимости дефектолог направляет ребенка к неврологу для назначения дополнительных обследований и назначения по необходимости медикаментозной поддержки. Например, может понадобиться нейросонография, ЭЭГ, УЗИ и прочие методы.
Диагностика
Диагностика дефектолога проводится с учетом результатов обследования органов зрения и слуха. Так, если есть проблемы со слухом, ребенку предлагаются наглядные задания, а при наличии патологий зрения – они озвучиваются устно. Методы, которые используются при диагностике (в отдельных случаях при помощи психолога):
- Беседа с целью уточнения представлений ребенка о себе и окружающем мире, об адаптации в нем, имеющихся страхах.
- Наблюдение за игровой деятельностью.
- Тест Д. Векслера и другие тестовые методики
- Проективные методы.
- Экспериментальные психологические технологии.
Специалист оценивает эмоции ребенка при проведении обследования, его способность воспринимать инструкции, способ деятельности, особенности реакции на помощь.
Лечение
Занятия с дефектологом проводятся в рамках индивидуальной программы коррекции. Их частота и длительность подбираются индивидуально, но всегда соблюдается одно из главных условий – занятия проходят в игровой форме. Для коррекции используются следующие методы:
- Песочная терапия, обеспечивающая коррекцию эмоциональной сферы, развитие моторики.
- Упражнения на стимулирование познавательных способностей.
- Упражнения для развития мышления и моторики.
- Упражнения, направленные на устранение дефектов речи.
Если общение ребенка осложнено наличием расстройств аутистического спектра, коммуникация с дефектологом происходит при помощи карточек. При необходимости к коррекции может быть привлечен психолог, а родителям может быть предложена семейная терапия для коррекции системы воспитания в семье.
Качества дефектологов, работающих в Центре Неврологии и Педиатрии
Наши дефектологи – это специалисты с соответствующим образованием, которые на протяжении длительного времени работали в специализированных учреждениях, в том числе в медицинских стационарах, где проводилось лечение детей с особенностями развития.
В компетенцию дефектологов входит диагностика различных нарушений у детей, а также поиск методов для их коррекции. Специалисты разрабатывают индивидуальную программу, которая поможет скорректировать развитие ребенка, имеющего проблемы. При этом наши дефектологи строят занятия таким образом, чтобы дети не чувствовали возрастного барьера и видели в них не педагогов, а друзей. Среди личных качеств, которым мы придаем важное значение и которыми обладают наши специалисты:
1. Высокий интеллект, необходимый для овладения профессией. Педагог должен иметь четкую, грамотную, хорошо поставленную речь, прекрасную память, способность логически верно выстраивать каждое занятие и структурировать их в систему.2. Развитая интуиция. Она необходима для выбора методики, которая будет оптимальна для развития ребенка с конкретными проблемами.
3. Внимательность, наблюдательность. Благодаря этим качествам специалист устанавливает контакт с детьми – наблюдая за поведением ребенка и давая логическое объяснение каждому его поступку.
4. Коммуникабельность. Дефектолог должен быть открытым и общительным, чтобы установить контакт с ребенком. Эти качества помогают разговорить его и начать двусторонний разговор во время занятий.
5. Терпеливость, умение владеть эмоциями. Специалист должен иметь крепкую систему, чтобы занятия были продуктивными и результативными, поскольку речь идет о занятиях с детьми, которые имеют различные отклонения психического либо физического характера.
6. Отзывчивость. Дефектологу регулярно приходится сталкиваться со сложными проблемами в жизни детей, с которыми он занимается, и их семей. Важно, чтобы он не оставался равнодушным и стремился помочь в сложных ситуациях.
7. Тактичность и деликатность. Дефектолог для детей должен быть очень осторожен в своих высказываниях при общении с детьми. Это качество очень поможет и при контактах с родителями.
Задачи, которые решают специалисты нашего центра:
Специалисты нашего Центра постоянно осваивают и применяют новые методики и регулярно подтверждают свою консультацию.
Мифы, связанные с работой дефектолога
Детский логопед-дефектолог – профессия сравнительно новая, поэтому с ней связано множество мифов.
1. Часто можно услышать мнение, что специалист работает только с теми детьми, которые имеют очень выраженные отклонения в физическом и психическом развитии, нарушения функций в значительной степени. Однако это не так, и специалист может помочь любому ребенку – например, школьнику, испытывающему проблемы с успеваемостью. Это педагог широкого профиля, который для каждого малыша подберет подходящую индивидуальную программу.
2. Занятия будут продолжаться очень долго. Это верно только отчасти: если помощь требуется ребенку, имеющему серьезные отклонения, дефектолог должен сопровождать его на протяжении всего периода обучения. Если же специалист работает с ребятами, имеющими проблемы с успеваемостью, но без диагностированных психических дефектов, занятия с дефектологом будут иметь конкретный срок окончания. В них не будет нужды, когда специалист поможет исправить успеваемость и передаст ему новые знания.
В чем разница между логопедом и дефектологом?
Педагог-дефектолог и логопед – профессии близкие, но не одинаковые перечислим основные различия между ними.
1. Целевая аудитория. Задача дефектолога – работа с особыми детьми, имеющими определенные дефекты физического либо психического развития. Логопед же может работать с любыми детьми, которые имеют различные дефекты звукопроизношения, в том числе с развитыми и не имеющими психических отклонений.
2. Цель занятий. Дефектолог учит ребенка правильно выражать свои мысли. Помогает ему восстановить имеющиеся пробелы в знания, разрабатывает программу коррекции развития. Логопед же корректирует только речь и работает над устранением дефектов речевого аппарата, над коррекцией речевых нарушений.
3. Возраст детей. Педагог-дефектолог работает с детьми любого возраста от 1 года, в том числе с самыми маленькими. К логопеду же нужно обращаться только при достижении трехлетнего возраста, когда ребенок имеет сформированную речь. Кроме того, логопед может заниматься не только с детьми, но и со взрослыми, которые имеют проблемы со звукопроизношением.
Специалисты
*Предложение не является публичной офертой , актуальную стоимость услуг уточняйте по телефону регистратуры
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.