Дефектологическая диагностика – комплекс мероприятий, которые проводятся с целью оценки речевого развития ребенка, уровня сформированности навыков чтения, письма и обнаружения нарушений. Также она нужна для оценки общего уровня развития ребенка, его представлений об окружающем мире.
В связи с увеличением количества детей, страдающих задержками в развитии, растет и важность логопедической диагностики, на основании которой формируется индивидуальная программа коррекции. Она позволяет обеспечить способность ребенка обучаться и адаптироваться в школьном коллективе.
Дефектологическое обследование
Прежде чем начать занятия, специалист составляет индивидуальную программу на основе данных, полученных при диагностике. Он выявляет причины трудности с усвоением знаний и умений, а также ищет пути для их преодоления. Первичная диагностика также позволяет очертить зону ближайшего развития и наметить программу специализированной помощи для детей.
В процессе диагностики используются специальные тестовые задания, метод наблюдения, работа с дидактическим материалом, который позволяет оценить уровень усвоения базовых знаний по программе. Такой подход определяет уровень познавательного и социального развития малыша, а также его способность усваивать и перерабатывать социальный опыт.
Наиболее значимыми критериями с точки зрения диагностики являются:
- Эмоции, которые вызывает у него общение с дефектологом.
- Способность к критичному поведению.
- Интерес к предлагаемым заданиям и его стойкость.
- Способность работать сосредоточенно.
- Реакция на помощь.
- Способность выполнять действия по аналогии.
По результатам дефектологического обследования формулируется заключение. Основные параметры, которые в нем отражаются, и возможные варианты формулировок:
- Эмоциональное реагирование в ситуации обследования.
- Вступает в контакт легко, с трудом, вступает не сразу или не вступает.
- Отличается сдержанностью, замкнутостью, не может соблюдать субординацию.
- Контакт на занятиях избирательный, мимический, речевой, не устанавливает контакт и не проявляет заинтересованности в нем.
- Проявляет заинтересованность в занятиях.
- Легко подчиняется педагогу.
- Реакция на одобрения. Рад одобрению, не реагирует, равнодушен к одобрению.
- Реакция на замечания. Корректирует поведение на основании замечаний, реагирует негативно, обижается на замечания.
- Отношение к неудачам. Не реагирует на неудачи, безразличен к ним, тяжело переживает неудачи, стремится преодолеть затруднения, проявляет агрессивность.
- Развитие моторики. Оценивается степень самостоятельности при выполнении действий, в том числе в процессе показа и подражания. Выполняются упражнения для оценки мелкой моторики.
- Не соответствует возрастной норме.
- Плохая координация движений при манипуляциях с мелкими предметами.
- Недостаточно сформированные графические навыки.
- Ограничена манипулятивная функция.
- Синхронизация действий рук: сформирована, отсутствует, нарушена координация движений.
- Понимание инструкции на слух. Оценивается, как быстро ребенок понимает инструкцию, нуждается ли в повторах и объяснениях. Фиксируется характер инструкции – например, невербальная или вербальная. Учитывается, может ли ребенок следовать инструкции до окончания работы, способность понимать ее самостоятельно или необходимость разъяснений.
- Инструкция на слух. Испытывает трудности с пониманием инструкций, с трудом воспринимает их на слух, требуется уточнение, способен следовать инструкции при выполнении заданий.
- Инструкция, требующая чтения. Не сформировано умение читать, сформировано слабо, не может прочитать инструкцию самостоятельно. С трудом понимает целостность задания, задает вопросы по заданию, способен/ не способен выполнить задание после разъяснений.
- Обучаемость, способность воспринимать помощь педагога и действовать по аналогии. Оценивается, умеет ли ребенок выполнять задания по образцу, работать самостоятельно или нуждается в помощи. Оценивается его реакция на помощь дефектолога, а также характер помощи, которая ему требуется. Также специалист оценивает умение ребенка применять полученные навыки при выполнении аналогичных заданий.
- Восприимчивость к помощи, которые может быть стимулирующая, направленная на организацию, на обучение и направляющая. Нуждается только в обучающей и направляющей помощи. Требуется постоянная помощь с контролем со стороны педагога. Восприимчив к помощи.
- Способность переносить сформированные навыки на аналогичные задания. Перенос осуществляется в малом либо большом объеме, частично, с ошибками. Для закрепления навыков требуется время. Перенос производит, но из-за низкого самоконтроля допускает ошибки. Задания, требующие понимания аналогии, выполняет медленно.
- Особенности организации деятельности. Специалист анализирует, насколько она целенаправленна, в какой степени используются рациональные действия, насколько выражена импульсивность, развит самоконтроль, волевые усилия.
- Способность самостоятельно организовывать учебную деятельность. Не может организовать деятельность, не доводит до конца выполнение заданий. Не может выполнять действия в соответствии с целью, снижение способности к самоконтролю.
- Стойкость интереса к деятельности. Может долго заниматься одним делом. Не проявляет интереса. Интерес отличается нестойкостью. Не присоединяется к совместной деятельности с взрослыми, не проявляет самостоятельности.
- Правильность использования предметов. Использует игрушки правильно, совершает с ними неадекватные действия, может использовать предметы в соответствии с назначением.
- Темп работы. Оценивается, в каком темпе работает ребенок в течение всего обследования, с чем связано снижение темпа – например, это может быть отсутствие мотивации.
- Высокий, низкий, средний.
- Отличается нестабильностью.
- Степень работоспособности.
- Средняя, низкая, высокая, крайне низкая.
- Ребенок часто отвлекается.
- Способен или не способен выдержать интеллектуальную нагрузку.
- Быстро утомляется.
- Общая осведомленность и социально бытовая ориентация - дефектолог фиксирует, соответствует ли она норме.
- Знает или не знает ФИО свои и родителей, понимает либо нет близкородственные связи, значение слов старший и младший.
- Называет либо не называет адрес.
- Затрудняется перечислить детенышей животных, виды транспорта.
- Не знает правил безопасности при нахождении в транспорте либо на улице.
- Может ответить на вопросы о себе, об увлечениях и друзьях.
- Ответы преимущественно односложные.
- Сформированность представлений о пространстве и времени. Специалист оценивает, ориентируется ли ребенок в пространстве, в схеме тела, а окружающем мире (например, в понимании и дифференцировании времен года).
- Не знает время суток, его последовательность.
- Не ориентируется в настоящем, будущем, прошлом времени.
- Может различать время по часам.
- Знает времена года, узнает их на картинках, определяет последовательность.
- Не знает или знает дни недели и месяцы.
- Оценка зрительного, слухового восприятия, слухомоторной координации.
- Восприятие цвета. Различает цвета, выделяет оттенки, не различает цвета.
- Может различать предметы по величине, отсутствует понимание величины, может назвать величину.
- Представления о форме отсутствуют, может соотносить предметы по форме, может различать геометрические формы.
- Может различать перечеркнутые изображения.
- Путает лево и право. Задания, связанные с их определением, выполняет медленно, только после показа.
- Оценка внимания, которое может быть сниженным, рассеянным, нестойким или иметь низкую продуктивность.
- Плохо сосредотачивается, тяжело концентрирует внимание на работе.
- Сложно переключается с одной деятельности на другую.
- Быстро устает, требует переключения на другую деятельность.
- Внимание устойчивое, может длительно сосредотачиваться.
- Объем памяти – как зрительной, так и слуховой.
- Объем памяти снижен, низкая прочность запоминания, быстрое забывание.
- Не умеет использовать средства для запоминания.
- Особенно сохранна слуховая либо зрительная память.
- Уровень развития мышления. Дефектолог оценивает степень развития словесно-логического мышления, способность к обобщению и выполнению других мыслительных функций.
- Мышление конкретное, ситуативное, обобщенное, функциональное.
- Может сравнивать, классифицировать предметы по разным признакам.
- Устанавливает или не устанавливает причинно-следственные связи.
- Определяет последовательность событий.
- Выявляет, не выявляет либо выявляет частично скрытый смысл.
- Конструктивность деятельности. Специалист анализирует, какие трудности возникают при пространственном синтезе и анализе для выявления нарушений и определения их характера.
- Действует в соответствии с представлениями, образцом, действует на основе подражания.
- Затрудняется при анализе и синтезе.
- Допускает ошибки в определении расположения частей.
- Речевое развитие. Оценивается словарный запас, способности к развернутым высказываниям, уровень речевой регуляции деятельности.
- Отмечаются нарушения произношения, речь невнятная, бедный словарный запас.
- Низкий уровень грамотности речи.
- Испытывает трудности с формулированием связного высказывания.
- Может повторять за педагогом вопросы и предложения.
- В речи есть слова-паразиты.
- Сформированность навыков в соответствии с требованиями программы.
- В рамках изучения математики ребенок должен знать понятие чисел и их последовательности, состав числа, знание величин, иметь навыки решения задач и использования в работе линейки.
- По русскому языку оцениваются навыки каллиграфии, наличие ошибок, умение писать под диктовку и списывать текст, выполнять грамматические задания. Выявляются характерные ошибки, которые ребенок допускает при письме.
- Чтение. Дефектолог оценивает темп чтения, умение выполнять задания по тексту, пересказывать его.
- Окружающий мир. Специалист оценивает уровень сформированности представлений об окружающем мире.
- Характеристика учебной деятельности. Диагностика дефектолога предполагает оценку мотивации, методов работы, уровень самоконтроля, способность выполнять планомерную деятельность.
- Мотивация к учению не сформирована. Мотивация проявляется в игровых ситуациях, при общении со взрослыми.
- Не может долго сосредотачиваться на задаче, сформированность волевых усилий выражена слабо. Деятельность имеет хаотичный характер.
- При неудачах не ищет других вариантов. Не использует логические варианты действий.
Возраст ребенка и уровень его развития позволяют подобрать материалы и методы для проведения диагностики. Важно, чтобы ребенок понимал инструкции и предлагаемый материал, для этого используется игровая деятельность. После того как будут получены данные диагностики, составляется индивидуальная программа обучения.
Перечень нарушений, которые могут быть обнаружены, очень широк. У дошкольников чаще всего встречаются речевые отклонения, которые можно устранить на ранних этапах. Своевременное обращение в Центр Неврологии и Педиатрии позволяет учиться без сложностей и быстро адаптироваться к школе.
Специалисты
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.