Задержкой речевого развития называют патологию, при которой овладение устной речью происходит позже возрастной нормы. Для нее свойственно как количественное, так и качественное недостаточное развитие словарного запаса, отсутствие способности говорить фразами к 2 годам и связной речи – к 3.
Задержка речевого развития становится в последнее время все более распространенной патологией. Однако если вовремя обратиться к врачу, который начнет коррекционную работу, трудности можно преодолеть, а недостатки, характерные для речи, - компенсировать. Детям, страдающим этим заболеванием, необходима консультация невролога, отоларинголога, психолога, логопеда, при необходимости может быть показано комплексное медицинское обследование. Коррекционная работа при таком диагнозе должна включать как медицинскую помощь, так и психолого-педагогическую.
ЗРР предполагает, что освоение норм языка происходит замедленными темпами, причем это относится ко всем компонентам речи: ребенок медленно осваивает звуки, слова, грамматические правила. Патологией страдают от 3 до 10% детей, причем мальчики в 4 раза чаще, чем девочки. Она может быть самостоятельной или сопровождать другие нарушения – например, неспособность воспринимать речь, произносить звуки или строить диалог. Также ЗРР часто диагностируется при аутизме, глухоте, умственной отсталости.
Причины ЗРР
ЗРР развивается по биологическим или социальным причинам. К биологическим факторам относятся:
- Минимальная мозговая дисфункция, обусловленная внутриутробными поражениями мозга вследствие гипоксии, асфиксии, родовых травм.
- Заболевания раннего возраста. ЗРР может сформироваться под влиянием менингитов, энцефалитов, при частых заболеваниях, а также гипотрофии и ЧМТ.
- Тугоухость. Поскольку речь развивается с опорой на слух, его нарушения приводят к патологиям, связанным с речью ребенка.
- Наследственность. Иногда замедленные темпы речевого развития обусловлены генетически. Если родитель начал говорить поздно, высока вероятность, что и ребенок столкнется с этой же проблемой.
Социальные причины, вызывающие патологию, связаны с неблагоприятной средой, в которой происходит развитие ребенка. Это, например, дефицит общения, педагогическая запущенность. Негативное влияние на формирование речи оказывает двуязычие в семье, частые эмоциональные стрессы.
В то же время, тормозить формирование речи могут противоположные факторы – например, гиперопека. В этом случае у ребенка нет стимула для развития речи: все его желания предугадываются и предупреждаются взрослыми, поэтому у него не возникает необходимости выражать свои желания с помощью слов.
Негативно сказывается и чрезмерный поток информации, с которым сталкивается ребенок, особенно в случае, когда она не соответствует его возрасту. Малыш привыкает не воспринимать информацию, не прислушиваться к ней.
Важно понимать, что ЗРР у детей не диагностируется до 2 лет, поскольку в таком возрасте речь может появиться без вмешательства специалистов. С 2 лет можно говорить о замедлении темпов речевого развития, при котором желательно обращаться к логопеду.
Диагноз ЗРР может быть поставлен в 3 года, в этом случае обязательно необходима комплексная реабилитация. При ее отсутствии к 5 годам ребенок будет заметно отставать в развитии, что обусловлено отсутствием общения с взрослыми и со сверстниками. В дальнейшем при отсутствии корректирующих мероприятий ребенок сможет обучаться только в специальной школе.
Таким образом, очень важно вовремя обратиться к специалисту и начать коррекционную работу. Оптимальный возраст для этого – 3-5 лет.
Проявления патологии
О задержке речевого развития говорят при обнаружении не только сложностей с произношением звуков и слов, но и при обнаружении следующих симптомов:
- отказ от общения;
- невнятная речь;
- обильное слюнотечение;
- отсутствие контактов глазами;
- сложности в понимании речи посторонних (например, ребенок не реагирует на обращенные к нему просьбы);
- трудности с жеванием и проглатыванием пищи.
Классификация и стадии
Задержка речевого развития у детей может иметь разные формы. Неврологи выделяют несколько видов, наиболее распространенный – нарушения, сформированные под воздействием органических поражений мозга.
К этой группе относятся следующие патологии:
- Алалия, которая формируется в результате поражения мозга. Может быть моторной, при которой ребенок понимает речь, но не произносит слова, и сенсомоторной, когда малыш и не говорит, и не понимает речь.
- Афазия. Диагноз ставится, если ребенок изначально говорил, но перестал вследствие травм или заболеваний.
- Дизартрия обусловлена поражением мускулатуры, участвующей в произнесении звуков по причине поражения ЦНС.
Кроме того, выделяют следующие типы заболевания:
- Функциональные нарушения речи (скажем, заикание).
- Дефекты артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа).
- Задержки речи, вызванные недостатком общения или частыми заболеваниями.
Педагоги используют другую классификацию, которая позволяет объединить малышей с аналогичным уровнем развития речи в группы. В соответствии с ней, выделяют следующие группы:
- ОНР (I уровень). Дети не говорят вовсе, либо могут произносить только отдельные слова.
- ОНР (II уровень). Малыши способны использовать в разговоре лишь простые фразы.
- ОНР (III уровень). Дети охотно общаются, могут строить предложения, но допускают много ошибок в речи (например, неправильно склоняют слова или неверно употребляют приставки, предлоги).
Благодаря занятиям с дефектологом, речь может развиваться от первого уровня до второго, от второго уровня до третьего, однако при этом дикция на протяжении долгого времени может оставаться нарушенной.
Симптомы задержки речевого развития
При ЗРР наиболее часто отмечаются следующие симптомы, характерные для разных видов заболевания:
- Задержка речевого развития - ребенок говорит, однако его словарный запас и умение строить фразы не соответствует возрасту. Например, к 3 годам он использует только единичные слова, но не может объединять их в фразы. Также у ребенка может быть нарушена дикция настолько, что понимать его способны только родственники.
- Задержка психоречевого развития - характеризуется тем, что ребенок может воспринимать речь, но при этом он не вступает в разговор, не может понимать сложные предложения. Игры, в которые он играет, обычно достаточно примитивные – подвижные, не ролевые. Бытовые навыки (например, умение самостоятельно одеваться) также формируются с задержкой.
- Моторная алалии - ребенок понимает речь, но сам говорить не может. Интеллект при этом остается сохранным, а бытовые навыки сформированы на соответствующем возрасту уровне.
- Сенсомоторная алалия - ребенок может слышать звуки, однако слова и речь в целом он не понимает. В результате активный словарный запас отсутствует, и произносить слова малыш не может.
- Дизартрия - нарушение дикции, которое сопровождается обильным слюнотечением, постоянно открытым ртом. Патология вызвана поражением некоторых отделов мозга, которые также определяют симптоматику. Мозжечковая дизартрия характеризуется нарушением темпа речи (брадилалия), ребенок говорит очень тихо и медленно, а слова произносит по слогам, что связано со значительным ослаблением речевого дыхания.
- Аутизм - ребенок может произносить некоторые слова и даже фразы, однако он делает это механически (эхолалия), не понимая смысла. При этом заболевании также отмечается выполнение стереотипных движений, малыш играет в однообразные игры, часто аутизм характеризуется аутоагрессией, стремлением нанести ущерб себе. Дети не могут смотреть в глаза, им трудно обращаться с различными просьбами, а контакта с посторонними они избегают.
Осложнения ЗРР
Речь – это основа формирования интеллекта. Именно в процессе общения расширяется кругозор, происходит познание окружающего мира, дети учатся грамотно формулировать мысли. Чем дольше отсутствует соответствующее возрасту развитие речи, тем сильнее ребенок будет отставать от сверстников.
До 3 лет отмечается отставание только в скорости развития, в 3-4 года говорят о задержке речевого развития, а в 5 лет уже диагностируется психоречевое развитие. При отсутствии коррекционных и реабилитационных мероприятий нарушаются внимание и память, возникают проблемы в обучении. Дети плохо читают, пишут с трудом, допуская ошибки, испытывают сложности при пересказе. В результате к моменту поступления в школу становится ясно, что ребенок может посещать только специальные коррекционные учреждения.
Диагностика ЗРР
Диагностика задержки речевого развития – компетенция логопеда-дефектолога и невролога. Врач собирает информацию о течении беременности и родов, о том, когда ребенок начал говорить, об уровне понимания фраз. Если возникают подозрения в наличии умственной отсталости или аутизма, необходима консультация психиатра, а при проблемах со слухом – сурдолога, который выяснит степень нарушения и при необходимости подберет слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- ЭЭГ – для анализа функционирования мозга;
- УЗДГ – оценка состояния сосудов;
- КТ или МРТ – для выявления возможных повреждений, гидроцефалии.
Стадии развития речи
При постановке диагноза специалисты ориентируются на принятые нормы. Они довольно условны, поскольку темпы развития речи для каждого ребенка индивидуальны, и четкие нормативы отсутствуют. При этом важным показателем развития считается не только количество слов, которые ребенок активно употребляет в речи, но и пассивный словарь, то есть слова, которые он может не произносить, но при этом понимает. Условные речевые нормы выглядят следующим образом:
- 1-3 мес. – крик.
- 3-6 мес. – малыш издает протяжные звуки, гулит.
- 4-5 мес. – к гуленью добавляются смех и визг.
- 6 мес. – малыш переходит на лепет, начинает произносить слоги.
- 7-8 мес. – количество звуков, которые произносит ребенок, увеличивается, появляется звукоподражание; он может понимать простые слова.
- 9-11 мес. – малыш произносит «мама», «дай» и другие простые слова.
- 1-1,5 года – говорит простые фразы, включающие два слова.
- 2-3 года – фразы ребенка состоят из 2-3 слов, он начинает задавать вопросы. Может называть цвета, части тела, некоторые предметы, а также пересказывать несложные истории, учить простые стихи.
- 3-4 года – фразы ребенка состоят из 4 слов и более, а его речь понимают посторонние люди.
Если отмечается значительное расхождение уровня развития ребенка с представленными нормами, необходимо обратиться к специалисту для исключения ЗПРР. Особенно важно это сделать, если отставание от нормы превышает полгода.
Диагностика задержки речевого развития ставит целью дифференцировать ее от других заболеваний, в первую очередь, от аутизма. При нем проблемы с речью осложняются другими симптомами. Это, например, погруженность ребенка в собственный внутренний мир, избегание взгляда в глаза, совершение стереотипных действий, страх даже перед минимальной новизной.
Ребенок может часами выстраивать игрушки в ряд, многократно смотреть мультик, он не выполняет просьбы, часто не откликается на имя. Аутисты очень избирательно подходят к пище, употребляют только некоторые продукты. Могут проявлять агрессивность и истеричность.
Если к ЗРР добавляются перечисленные симптомы, не нужно ждать трехлетнего возраста, чтобы начать лечение. Чем раньше начнется коррекция, тем выше шансы, что ребенок-аутист сможет догнать сверстников в своем развитии.
Лечение задержки речевого развития
Лечение ЗРР предполагает занятия с логопедом-дефектологом, который может работать с особыми детьми – плохо понимающими речь, имеющими серьезные дефекты в развитии. В процессе занятий ребенок получает основные сведения об окружающем мире, изучает понятия цвета и формы. После того как будут освоены базовые понятия, переходят к освоению экспрессивной речи.
Также коррекция предполагает занятия с логопедом, который запускает речь, учит правильно строить предложения. В программу включаются артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры и другие методики. При сохранном интеллекте и незначительном отставании для коррекции достаточно только логопедических занятий.
Если же отставание значительное, у ребенка отсутствуют социально-бытовые навыки, а задержка речи серьезная, поможет комплексная реабилитация. Она предполагает участие в лечении невролога, который назначает лекарственные препараты, ориентируясь на особенности развития ребенка. Важно обращаться только к детскому специалисту, которые подбирает лекарственные средства с учетом возраста и возможных аллергических реакций.
Прогноз и профилактика
Если отсутствует серьезное органическое поражение мозга, а лечение задержки речевого развития начато вовремя (до 5 лет), прогноз благоприятный, и ребенок, с высокой долей вероятности, может пойти в обычную школу вместе со сверстниками.
Если же задержка речевого развития выраженная, присутствуют органические поражения мозга с патологиями речевых центров, без своевременного начатого лечения патология сохранится. Это приведет к тому, что ребенок будет вынужден посещать специальную школу, начнет испытывать трудности с обучением. Это приведет к проблемам с коммуникацией со сверстниками и взрослыми и с социализацией.
Чтобы речь развивалась правильно, от родителей требуются определенные усилия. В частности, необходимо много разговаривать с ребенком, читать ему вслух, отказаться от двуязычия в семье, объяснять значение явлений окружающего мира.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.