Причины, симптомы, коррекция дисграфии
Дисграфия – достаточно серьезное нарушение, которое может привести не только к неудачам в учебе, но и к возникновению психологических комплексов, а в некоторых случаях свидетельствует о неврологических недугах. Современные методы, используемые для лечения дисграфии в Москве и других городах, позволяют справиться с нарушениями, главное – своевременно обнаружить дисграфию и начать профессиональную коррекцию.
Что такое дисграфия
Термином называют нарушения процесса письма, которые проявляются определенными повторяющимися ошибками, не исчезающими без корректировки с помощью специальных методов. При дисграфии возникают сложности при корреляции звуков, используемых в устной речи, и букв, которыми они обозначаются: школьник не в состоянии правильно соотнести их звучание и начертание.
Специфические ошибки, которые допускаются школьником во время письма, при этом не связаны с плохим знанием правил орфографии или с неумением применять их на практике. Также они не являются следствием патологий органов зрения или слуха, не обусловлены снижением или несоответствием возрасту интеллектуального развития или некачественным (нерегулярным) школьным обучением.
Ошибки, которые допускают дети, страдающие дисграфией, объединяются в три группы в зависимости от их уровня:
- в буквах и слогах;
- в отдельных словах;
- в предложениях.
Дисграфия обусловлена несформированностью либо распадом ВПФ, которые участвуют в освоении и осуществлении письменной речи. Она возникает исключительно из-за воздействия на психику ребенка неблагоприятных факторов.
Причины появления дисграфии
Овладение навыками правильного письма непосредственно связано с уровнем развития речи, включая фонематическое восприятие, произношение звуков, овладение грамматикой и лексикой. Предпосылки развития дисграфии – те же, что вызывают алалию или задержку речевого развития:
- Органические причины. В первую очередь, это поражение мозга при патологиях во время беременности или при родах, а также во внеутробном периоде. К ним относятся, в том числе, асфиксия, вирусные воспалительные заболевания, а также тяжелые соматические недуги, которые приводят к истощению нервной системы.
- Социальные и психологические причины. В эту группу входят бытовое двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, недостаточное внимание со стороны окружающих ребенка взрослых членов семьи к развитию и правильности его речи, слишком раннее обучение грамоте, когда у ребенка еще не сформировалась психологическая готовность к ее освоению.
Несмотря на то, что ЗПР и речевые нарушения далеко не всегда вызывают дисграфию, дети с такими нарушениями также входят в группу риска.
Симптомы дисграфии
Главный симптом – регулярные ошибки, допускаемые в процессе письма детьми, которые не страдают снижением слуха и не имеют психиатрического диагноза. Ошибки допускаются на трех уровнях:
- В буквах и слогах. Такие ошибки обусловлены несформированностью навыков проведения звукового анализа, что проявляется перестановками, повтором или, наоборот, пропуском слогов и букв. Пример: комата – комната.
- В словах. Ошибки появляются из-за трудностей с вычленением отдельных речевых единиц. Выражаются как слитное написание отдельных частей речи либо, наоборот, раздельным написанием приставок. Пример: «по ехали», «по дстолом».
- В предложениях. Ошибки обусловлены нарушениями языкового обобщения, что приводит к неумению различать части речи, вследствие чего нарушается структура предложения. Пример: «Ввазе с веты стаят».
Очень частое сопровождение дисграфии – неразборчивый почерк, который становится проявлением страха ребенка перед ошибками и неуверенности в себе. Ребенок пишет медленно: он сильно давит на ручку, напрягая кисть, поэтому быстро устает. Буквы могут иметь разную высоту, наклон, часто выходят за строчку. Обычно дети специально пишут неразборчиво и неаккуратно, чтобы педагог не заметил допущенных ошибок. Неудовлетворительные оценки, которые получает школьник, еще сильнее усугубляют проблемы, что приводит к развитию неуверенности в себе, исчезновению мотивации к учебе.
Нередко дисграфия сопровождается неврологическими нарушениями. Среди них, например, гиперактивность, ухудшение памяти, неспособность концентрировать внимание. При этом не стоит путать дисграфию с ошибками, которые допускают первоклассники: при освоении письменной речи их наличие – это нормальное явление.
Классификация
В зависимости от типа нарушения выделяется пять форм дисграфии.
Артикулярно-акустическая
Этот вид связан с неправильным произношением: ребенок пишет звуки так же, как произносит. Можно заметить, что ошибки, допущенные на письме, повторяют недостатки в устной речи. Артикулярно-акустическая дисграфия отмечается у детей, для которых характерно нарушение произношения по причине различных речевых расстройств.
Акустическая
Такая дисграфия связана с нарушениями дифференциации фонем. Несмотря на то, что в этом случае нет дефектов в звукопроизношении, отмечается недоразвитие фонематического восприятия. Характерные ошибки – замена букв, соответствующих звукам с фонематическим сходством. Например, свистящие заменяются шипящими, а глухие гласными или наоборот.
Вызванная несформированностью языкового синтеза
Дети с подобной формой дисграфии испытывают затруднения с выделением отдельных слогов или слов в предложениях. Ребенок может произвольно переставлять местами слоги или заменять буквы, пропускать их, не дописывать окончания или, наоборот, писать буквы, которых в слове нет. Это самый распространенный тип дисграфии.
Аграмматическая
Дисграфия вызвана недостаточным развитием грамматико-лексического компонента речи. Во время письма школьники неправильно изменяют слова по падежам, нарушают предложные конструкции и согласование слов в предложении, пропускают отдельные слова. Обычно этот тип сопровождается общим недостаточным развитием речи.
Оптическая
Дисграфия вызвана недостаточным развитием пространственно-зрительных представлений. Проявляется смешиванием либо заменой букв, имеющих сходное написание. В эту же категорию входит недописывание элементов букв (например, И вместо Ш) или, наоборот, добавление лишних элементов, а также зеркальное написание.
Кроме того, существуют смешанные формы. Так, к специфическим нарушениям письма относят следующие типы дисграфии:
- метаязыковые (возникающие по причине нарушений языковых операций);
- дисфонологические (написание слов такое же, как их произнесение, смешение противоположных звуков);
- дизорфографии – неспособность, несмотря на старания, овладеть правилами орфографии и синтаксиса.
Известны также неспецифические нарушения, вызванные, как правило, задержками психического развития или педагогической запущенностью.
Осложнения дисграфии
Если нарушения не выявлены и не устранены в младшем возрасте, они могут оказать влияние на психологию личности уже во взрослом возрасте. Легкая форма, которая не сопровождается неврологическими заболеваниями, устраняется занятиями с психологами и педагогами. Если же обнаружены сопутствующие недуги (например, гиперактивность, ухудшение памяти, отсутствие концентрации внимания), то устранить нарушения будет труднее.
Сделать проявления менее выраженными помогает корректировка дисграфии в Москве, которая представляет собой занятия с логопедом вкупе с медикаментозным лечением, однако в редких случаях нарушения могут сохраниться на всю жизнь. Это вызывает низкую самооценку, проблемы с социализацией, неуверенность в себе.
Некоторые дети, страдающие дисграфией, отличаются также сниженным умственным развитием. Они отстают от сверстников в изучении школьной программы, не могут освоить ее без занятий по индивидуальной программе. Если после окончания первого класса ребенок не смог научиться читать и писать, потребуется обратиться к врачу-психиатру.
Кроме того, часто возникают сложности, связанные с самоопределением и выбором профессии, на который накладывает отпечаток дисграфия. Однако эффективно бороться с дисграфией можно в любом возрасте, в том числе во взрослом.
Методы диагностики
Нарушения выявляет логопед, обычно это происходит после окончания первого класса либо в начале второго. В качестве ведущего метода используются речевые карты – специальный опросник, который выявляет уровень развития ребенка. Если по результатам исследования выявляется дисграфия, специалист-логопед определяет ее тип.
Для постановки более точного диагноза потребуется помощь психолога, который помогает выявить проблемы в развитии ребенка, в том числе:
- Снижение функций внимания и памяти.
- Нарушения в интеллектуальном развитии.
- Задержки в развитии мышления.
Ребенка с диграфией также осматривает невролог для выявления возможных сопутствующих патологий. После анализа данных, полученных от логопеда и психолога, он составляет план обследования, на основе которого вырабатывается тактика лечения.
Кроме того, необходимо исключить хронические соматические заболевания, поэтому потребуется консультация педиатра. К диагностике должны быть подключены также сурдолог, офтальмолог, психиатр.
Проводятся и инструментальные исследования, среди них обязательной считается энцефалография, необходимая для выявления непроизвольных сокращений мышц. Также могут быть назначены исследования сосудов шеи и мозга. МРТ назначается детям, у которых выявлены выраженные неврологические изменения, поскольку они могут стать симптомом органических поражений мозга.
Принципы лечения дисграфии
План терапии и реабилитации зависит от выраженности дисграфии, ее формы. Рекомендуется комплексная коррекция, которую проводят логопед, психолог и нейропсихолог. Кроме того, необходимы регулярные осмотры у невролога, который составляет индивидуальный план лечения при обнаружении неврологических отклонений.
Прогноз и профилактика нарушений
Чтобы справиться с нарушениями, требуется комплексная работа, в которой принимают участие логопеды, неврологи, педагоги, психологи, а также обязательно родители. В большинстве случаев проблема успешно корректируется, если лечение дисграфии в Москве начато в дошкольном возрасте либо в 1-2 классе начальной школы. В случае тяжелых нарушений для коррекции требуется решать вопрос по поводу дальнейшего индивидуального обучения, этим занимаются центры медико-психологического сопровождения.
Основа профилактики дисграфии – ее выявление еще в детском саду. Если до 4-5 лет речевые проблемы ребенка не разрешены, коррекция дисграфии в Москве и других крупных городах проводится в логопедических садиках, при их отсутствии – в специальных группах, где предусмотрены усиленные коррекционные занятия.
Профилактика нарушений должна начинаться еще до изучения грамоты. В нее входят:
- стимулирование развития ВПФ, которые способствуют овладению правильным письмом и навыками чтения;
- целенаправленное сенсорное развитие;
- корректировка нарушений речи, преодоление ее недоразвития;
- формирование способности дифференцировать звуки, правильного положения и движений рук в процессе письма.
Популярное раннее развитие ребенка, к которому стремятся многие родители, может стать причиной нарушений, если подойти к нему неправильно. В частности, процесс обучения должен начинаться только тогда, когда ребенок психологически и физически готов к нему.
Особое внимание нужно обратить на следующие факторы:
- Ребенок – левша, в том числе переученный.
- Ребенок посещал логопедический детский сад или группу.
- Члены семьи говорят в быту на нескольких языках.
- У ребенка есть проблемы с произношением отдельных слов, и он пишет их так же, как произносит (висня – вишня).
- Ребенок слишком рано начал ходить в школу, когда психологическая готовность к ее посещению и обучению отсутствует.
- Есть проблемы с запоминанием, способностью концентрировать внимание.
- Ребенок взаимозаменяет согласные Л и Р, гласные Ё и Ю, О и У, звуки Щ, Ц, Ч. Например, дача и тача, кошка и кушка, чай и щай.
- Во время письма ребенок пропускает отдельные буквы или целые слоги, не дописывает окончания. Например, моко-молоко, красивы – красивый.
Применение современных методик и комплексная работа нескольких специалистов позволяют добиться успехов в коррекции дисграфии и обеспечивают успешное обучение ребенка наравне со сверстниками.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.