Дислалией называют различные дефекты звукопроизношения при нормальной иннервации и сохранном слухе. Чаще всего эта патология проявляется полным отсутствием звуков в речи, их смешением либо заменой. Этот дефект не обусловлен повреждением ЦНС или нарушениями слуха, он считается наиболее распространенным нарушением среди всех, при которых необходима помощь логопеда.
Характеристика заболевания
Среди речевых нарушений, которые возможны у детей, дислалия встречается чаще остальных. Для заболевания характерно отсутствие некоторых звуков либо патологически неправильное их употребление, не обусловленное патологиями нервной системы и слуха.
Чаще всего дислалия выявляется в дошкольном возрасте. По статистике, ею страдает около 30% детей, хотя некоторые специалисты говорят и о половине всех детей дошкольного возраста. В начальной школе число таких детей – около 20%, а к старшим классам остается около 1% от общего количества.
Самые распространенные нарушения, характерные для дислалии,- полиморфные, препятствующие нормальному овладению письменной речью. Одна из особенностей патологии – правильное использование ребенком падежей, достаточный словарный запас и способность правильно выговаривать около 90% звуков. Все это говорит о том, что дислалия у детей отличается избирательностью.
Классификация заболевания
Основные виды дислалии, которые выделяют специалисты – механическая и функциональная.
- Функциональная форма характеризуется неправильным воспроизведением фонем, в то время как изменений в деятельности артикуляционного аппарата нет. Функциональная дислалия подразделяется на три подвида:
- Моторная. Причина появления – нейродинамические изменения в ЦНС. Для этой формы характерно неправильное произнесение и искажение звуков, при том что ребенок может подбирать их правильно.
- Сенсорная. Для этой формы характерны изменения речеслухового аппарата. Ребенок с трудом различает на слух звуки, которые схожи по произношению – например, свистящие и шипящие.
- Сенсомоторная дислалия демонстрирует проявления обеих форм, описанных выше.
- Механическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов, участвующих в звукопроизношении.
В зависимости от того, какие звуки не сформированы в речи ребенка, выделяют следующие виды дислалии:
- Акустико-фонематическая, при которой ребенок не может различать фонемы, являющиеся акустически близкими. Он правильно произносит звуки, но может заменять или пропускать их.
- Артикуляторно-фонематическая. Для этой формы характерны дефекты фонематического слуха, по причине которых ребенок произносит неправильные звуки.
- Артикуляторно-фонетическая. Заболевание характеризуется неправильными артикуляторыми позициями, при этом ребенок хорошо слышит звуки и воспринимает их на слух правильно.
Еще одна классификация, на основе которой выделяются разные формы дислалии, определяется степенью тяжести. С этой точки зрения она может быть простой, при которой фиксируется нарушение произнесения 1-4 звуков, или сложной, когда неправильно произносимых звуков больше четырех. Кроме того, в каждой категории выделяются подгруппы, в зависимости от того, какие звуки произносятся неправильно. Если все они находятся в одной группе, говорят о морфемной форме, а если в разных – о полиморфной. Выделяют следующие виды дислалии с этой точки зрения, на основе проблемных звуков:
- ротацизм – Р (твердый и мягкий);
- йотацизм – Й;
- каппацизм – К (твердый и мягкий);
- гамманизм – Г (твердый и мягкий);
- сигматизм – свистящие, шипящие;
- ламбдацизм – Л (твердый и мягкий);
- хаттизм – Х.
Кроме того, встречаются отклонения, при которых ребенок заменяет звонкие звуки глухими и наоборот. Аналогично может происходить замена мягких звуков на твердые и наоборот.
Причины механической дислалии
Такая форма заболевания возникает, когда наблюдаются органические дефекты, поражающие артикуляционный аппарат. Самые частые аномалии, встречающиеся при этой форме заболевания:
- Укороченная уздечка верхней губы и языка. В этом случае неправильно произносятся звуки, которые называют верхнеязычными.
- Увеличенный в размерах язык (макроглоссия) или, наоборот, уменьшенный (микроглоссия). Обычно подобные дефекты отмечаются у детей, страдающих умственным недоразвитием.
- Сниженная подвижность губ, при которой наблюдаются дефекты произношения звуков, относящихся к губно-зубной и губной группам.
Дефекты анатомии, которые вызывают дислалию, могут быть врожденные либо являться следствием травм или перенесенных заболеваний. Часто к дислалии приводят нарушения строения речевого аппарата, в первую очередь костной составляющей. К ним относятся:
- нарушения прикуса – открытый, глубокий, прогнатия, прогения и другие;
- высокое либо низкое небо;
- аномалии строения зубочелюстной системы – промежутки между зубами (диастемы), слишком мелкие зубы и другие.
Если нарушения звукопроизношения вызваны расщелиной неба или губы, то это не дислалия, а другое заболевание – ринолалия.
Причины функциональной дислалии
Об этом заболевании говорят, если строение артикуляционного аппарата неизменно, то есть органических причин для нарушения произношения звуков нет. Заболевание развивается под влиянием социальных факторов или биологических причин:
- Биологические факторы: общая физическая слабость, ММД, по причине которой опаздывает развитие речи, недостаточно сформированный фонематический слух и уклады речи.
- Социальные факторы: подражание взрослых детской речи или, наоборот, подражание детей неправильному звукопроизношению взрослых, педагогическая запущенность, билингвизм.
Симптомы заболевания
Нарушения произношения звуков выражаются следующими проявлениями:
- Пропуск звука в любой позиции в слове.
- Замена одного звука другим. Заменяться при этом могут не только схожие звуки, но и различные – по причинам образования, по глухости и звонкости, твердые и мягкие.
- Смешение, при котором ребенок путает звуки. При этом он может употреблять их как правильно, так и с нарушениями. Дислалия вызвана в данном случае тем, что усвоение фонем незакончено.
- Искажение – неправильное произнесение звуков (например, межзубное [с]). Чаще всего такое явление встречается, если идет речь о механической дислалии.
Если дислалия функциональная, дефект затрагивает произношение одного звука либо нескольких, относящихся к одной группе и схожих между собой. Например, если есть нарушения прикуса, и он открытый, то большинство согласных звуков будут межзубными, поскольку язык малыша не удерживают передние зубы.
Дислалия речи обычно не вызывает нарушения лексико-грамматической стороны. У ребенка имеется развитый словарный запас, он правильно использует окончания при склонении по падежам, числам и обладает развитыми навыками связной речи.
Диагностика
Для диагностики заболевания специалист выясняет особенности беременности и родов, собирает информацию о заболеваниях, которые перенес ребенок, об особенностях его развития в раннем возрасте. Также оценивается состояние зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха – для этого логопед изучает имеющуюся медицинскую документацию. Следующий этап диагностики – обследование органов артикуляционного аппарата с целью оценивания их подвижности, а также выполнение упражнений, предполагающих подражание.
После этого логопед изучает особенности произношения и выявляет дефекты с использованием обучающего материала. Задачи, которое решает логопедическое обследование, - это выявление следующих факторов:
- Характер нарушения (описанные выше искажения звуков, их отсутствие, замена либо смешение). При этом логопед исследует, в каких позициях проявляется дефект – про изолированном произнесении звуков, в разных местах слова, в отдельных фразах или целых текстах.
- Оценка фонематического слуха, то есть навык различения на слух схожих фонем.
По итогам обследования логопед делает заключение, в котором отражаются:
- механическая либо функциональная форма дислалии;
- тип заболевания;
- вид неправильного произношения (сигматизм и другие).
Также важна дифференциальная диагностика, которая помогает отличить дислалию от других типов нарушений звукопроизношения. Для этого логопед может направить ребенка на консультацию к другим специалистам - стоматологу или ортодонту, а если выяснится, что дислалия имеет функциональный характер – невролога. Кроме того, необходимо исключить тугоухость, для этого потребуется консультация ЛОР-специалиста, а также оценка функционирования слухового аппарата.
Коррекция дислалии
Коррекция дислалии предполагает три основных этапа:
- Подготовительный, особенности которого зависят от формы заболевания. Если дислалия механическая, необходимо устранять дефекты речевого аппарата, имеющие анатомическую природу. Например, может потребоваться пластика уздечки языка либо лечение у ортодонта. Функциональная моторная форма требует специальных занятий для развития речевой моторики – это, например, упражнения артикуляционной гимнастики либо логомассаж. Если диагностируется функциональная сенсорная алалия, задача логопеда – совершенствование фонематических процессов. Кроме того, чтобы звукопроизношение было правильным, необходимо развивать мелкую моторику и отрабатывать произношение звуков, которые являются опорными.
- Формирование навыков произношения. Предполагает постановку изолированных звуков с использованием методов подражания, а также специальных логопедических инструментов. Кроме того, делаются упражнения, с помощью которых произнесение звуков в словах и предложениях доводится до автоматизма.
- Формирование навыков коммуникации. Это заключительный этап коррекции, задача которого – отработка произнесения звуков в обычной речи, в разговоре с другими людьми, взрослыми и сверстниками.
Очень важна регулярность занятий по коррекции дислалии – обычно они проводятся 2-3 раза в неделю. Кроме того, логопед дает домашние задания, обучает родителей правилам артикуляционной гимнастики, которую необходимо выполнять дома. Если дислалия простая, занятия продолжаются 1-3 месяца, при сложной форме их продолжительность – 3-6 месяцев.
Профилактика и прогноз
В большинстве случаев дислалия успешно корректируется, однако результат зависит от многих факторов. Среди них, например, сложность дефекта, возраст ребенка и его индивидуальные особенности, систематичность занятий. Оптимальное время для коррекции – дошкольный период, поскольку чем старше становится ребенок, тем сложнее будет устранить дефект.
Для профилактики заболевания необходимо вовремя выявлять анатомические отклонения в строение органов речи, устранять их. Очень важно, чтобы ребенка окружала правильная речь, которая будет образцом для него, чтобы родители заботились о его умственном и физическом развитии.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.