Дислексия: виды, причины, лечение в Москве
Дислексия у детей – нарушение, которое диагностируется чаще всего в начальных классах. Патология характеризуется расстройством навыков чтения, когда малыш не может быстро и точно распознавать слова, понимать смысл прочитанного. Это вызывает трудности с письмом под диктовку: ребенок может пропускать словосочетания и целые предложения. Расстройство обусловлено нарушением высшей психической деятельности, то есть недостаточным развитием или повреждением некоторых функций, регулирующих нейрофизиологические процессы.
Родители часто недооценивают серьезность проблемы. Неспособность ребенка овладеть навыками чтения объясняются его нежеланием, упрямством, отсутствием интереса. Не обращаются к врачам, а пытаются решить проблему сами, наказывая малыша. В этом и есть их ошибка. Как только замечены первые признаки расстройства, надо обращаться к специалистам.
Дислексию нельзя игнорировать. Иначе она приведет к трудностям с устной речью, ограниченному словарному запасу, психологическому дискомфорту. Лечение дислексии у детей в Москве возможно в Центре Неврологии и Педиатрии. У нас работают опытные врачи, периодически повышающие квалификацию, занимающиеся параллельно научной деятельностью и публикующие медицинские статьи. Они проводят комплексное обследование, составляют индивидуальный план лечения, используют в работе эффективные авторские методики.
Особенности дислексии у детей
В большинстве случаев с патологией сталкиваются младшие школьники. Во время чтения у них наблюдается ряд ошибок: замена или «проглатывание» звуков, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, неправильная интонация и постановка логического ударения, что приводит к неверному осмыслению прочитанного из-за трудностей в определении начала и конца предложения.
Дислексия часто сочетается с дисграфией (нарушением навыков письма). Вторая патология имеет аналогичный патогенез – расстройства ВПФ. Не всегда нарушения встречаются у школьников с замедленным психическим развитием. Такой проблемой страдают и дети с нормальным интеллектом.
Этиология дислексии у детей
Врачи связывают расстройство навыков чтения с нарушениями в работе ЦНС и называют несколько органических и функциональных причин.
Биологические факторы
Большинство исследователей причинами нарушений процессов чтения называют:
- гипоксию плода во время беременности – недостаточное снабжение головного мозга кислородом возможно в различных ситуациях: при преждевременной отслойке плаценты, при затяжных родах, при анемии у матери;
- интоксикацию во время внутриутробного формирования – возникает, если во время вынашивания ребенка женщина принимала наркотики, алкоголь, курила, злоупотребляла приемом медикаментов;
- инфекционное поражение мозга – следствие перенесенных гриппа, кори, ветряной оспы, краснухи. Переболеть могла мать в период ожидания ребенка или малыш в первые годы жизни;
- травмы головы, вызвавшие нарушение мозговой деятельности, – к механическим повреждениям могут привести узкий таз роженицы, неаккуратное использование акушерских инструментов во время родов.
Стойкие и типичные ошибки в процессе чтения могут быть инициированы некоторыми факторами в постнатальном периоде: ЧМТ, нейроинфекциями (менингит, энцефалит), болезнями, истощающими организм, чрезмерным приемом сильнодействующих лекарств.
Социальные факторы
На формирование малыша, развитие психических функций оказывает влияние и социум. Часто к дислексии приводят:
- недостаток речевого общения;
- билингвизм (двуязычие) – окружение ребенка разговаривает на нескольких языках;
- госпитализм (синдром отрыва от дома) – возникает, если ребенок надолго разлучен с матерью или не получает от нее достаточного внимания;
- раннее (или позднее) обучение грамоте и высокий темп освоения информации;
- педагогическая запущенность (трудновоспитуемость) – дефицит обучения и воспитания снижает познавательную активность;
- чрезмерная ответственность младшего школьника и большой объем обязанностей (посещение нескольких секций сразу, присмотр за младшими братьями и сестрами и другие заботы взрослых, переложенные на первоклассника);
- недостаточная социальная активность – отказ от посещения детского сада, домашнее обучение приводят к неумению общаться с людьми. Это провоцирует различные нарушения, в том числе и дислексию;
- неблагоприятная речевая обстановка в семье - употребление родителями нецензурной лексики или «сюсюканье» (привычка коверкать слова и использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы).
Причиной дислексии может быть и наследственная предрасположенность. Если кто-то в семье неправильно воспринимал, распознавал, воспроизводил слова, такая проблема появляется и у ребенка. Причем у родственника патология могла проявляться в легкой степени. А у ребенка нарушения могут быть серьезными.
Но главная предпосылка для возникновения патологии – несформированность речевой системы, проявляющаяся в ФФН (фонетико-фонематическом недоразвитии) и ОНР (общем недоразвитии речи).
Классификация дислексии
Есть 2 основных проявления расстройства – вербальная и литеральная дислексия. В первом случае малыш с трудом воспринимает предложения и слова. Во втором – он не различает отдельные буквы и символы. При расстройстве чтения могут быть нарушены различные механизмы (двигательные речевые структуры, слух, зрение). В зависимости от функции, которая повреждена, дислексию у детей разделяют на виды:
- Фонематическая – трудности с распознаванием, дифференциацией отдельных единиц языка: букв, звуков, слогов.
- Семантическая (механическое чтение) – неспособность составлять слова из слогов, непонимание семантики (лексического значения).
- Аграмматическая – невозможность составлять словосочетания и предложения, путаница в согласовании падежей, замена падежных окончаний.
- Мнестическая – у малыша возникают сложности с освоением алфавита: он не понимает, какой звук обозначает определенная буква.
- Оптическая – неумение распознавать буквы, связанное с ограниченностью зрительно-пространственных представлений.
Если у ребенка проблемы со зрением, речь идет о тактильной дислексии, обусловленной сложностями с распознаванием символов через тактильные ощущения.
Признаки патологии
Симптоматика зависит от вида, но есть общие признаки, характерные для детей, страдающих расстройством чтения. К ним относятся:
- инверсия – ребенок меняет порядок слов в предложении, букв или слогов в слове;
- путаница символов, схожих написанием или произношением, ошибки в употреблении парных по звонкости/глухости шипящих и свистящих звуков (з-с, ж-ш);
- ограниченный словарный запас;
- речевая инкогерентность – речь несвязная, состоит из набора слов;
- алогия («бедная» речь) – при общении используются нераспространенные предложения;
- несогласованность – нарушения при согласовании частей речи по морфологическим признакам: роду, падежу, числу;
- путаница в окончаниях прилагательных, числительных при склонении по падежам или при спряжении глаголов и изменении их времен;
- выпадение из слова звуков (при разговоре) или букв (при написании);
- невозможность сосредоточиться на строчке, перескакивание с одной на другую;
- зеркальное чтение – малыш читает слова задом наперед или воспроизводит текст справа налево;
- нарушение последовательности отдельных текстовых блоков;
- сложности с пониманием прочитанного текста;
- трудности с запоминанием информации, которая была прочитана.
При расстройстве чтения ребенок испытывает сложности при разговоре. Это выражается в неумении слышать собеседника. Малыш часто переспрашивает, просит повторить сказанное, не может сосредоточиться, слушая пространные диалоги. Как только замечены первые признаки, нужно обращаться к специалистам. Стоимость лечения дислексии у детей в Москве зависит от степени выраженности расстройства. Если патология запущена, терапия будет долгой.
Диагностика
- Посещение невролога
В первую очередь следует записаться на прием к детскому неврологу. Его консультация важна и необходима. Механизмы возникновения патологии разные, поэтому нужно определить точный диагноз. Именно невролог решает, какие методы диагностики требуются в данном случае.
Для исследования тканей головного мозга, оценки его функциональной активности, выяснения нарушений проводятся УЗДГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ. Аппаратная диагностика назначается не всегда. Но, если она была назначена, после необходимо повторное посещение специалиста. По результатам данных обследования, невролог назначает адекватную терапию для оптимизации работы нарушенных мозговых структур. Это могут быть медикаменты, массаж, остеопатическое лечение. Последние 2 метода часто используются при лечении дисграфии.
- Обследование школьников проводится по 3-м направлениям:
1. Диагностика устной речи – предполагает оценку фонематических и звукопроизносительных навыков, связности высказываний, понимания слоговой структуры слова.
2. Диагностика письменной речи – подразумевает умения правильно списывать текст, писать на слух, записывать самостоятельно составленные предложения. Также проверяется понимание прочитанного, при чтении вслух оценивается темп, правильность речи.
3. Нейропсихологическая диагностика – анализируются знания печатных символов, умение распознавать их, оптико-пространственные навыки ребенка.
Важную роль играет сбор анамнеза. Проводится беседа с родителями и школьником.
1. Обследование у логопеда
Диагностические мероприятия включают оценку разных навыков:
- чтения;
- письменных;
- речевых;
- неречевых процессов.
Логопед обращает внимание на проблемы с фонетикой, артикуляцией, на ручную и речевую моторику. Также исследуются неречевые процессы: запоминание, внимательность, умение фокусироваться на тексте.
2. Консультация нейропсихолога
Специалист оценивает все ВПФ:
- сенсорику;
- моторику;
- внимание;
- мышление;
- память.
Дополнительно изучаются психоэмоциональный климат в семье, образ жизни маленьких пациентов с дислексией, их круг общения, который влияет на формирование речевых навыков. Консультация нейропсихолога особенно необходима, если есть подозрение на сопутствующее расстройство – дисграфию.
Ребенка могут направить на обследование слуховой и зрительной функций к отоларингологу и офтальмологу. Иногда дополнительно проводятся тесты на определение умственной отсталости.
Коррекция дислексии у детей
Проблемы с чтением, произношением, письмом не исчезнут самостоятельно. Они будут усугубляться по мере взросления малыша. При первых признаках расстройства надо обращаться к специалистам. Для устранения нарушений назначается комплексное лечение дислексии.
Занятия с логопедом
Методы выбираются в зависимости от степени выраженности и формы дислексии. Обязательно проводится работа по улучшению дикции и правильному произношению звуков, по автоматизации слогослияния, по увеличению словарного запаса. Терапия включает задания, направленные на отработку фонематического навыка, улучшение памяти, на формирование и упрочнение звукобуквенных связей.
Лечение у нейропсихолога
Существует много методов, компенсирующих и корректирующих работу дефицитарных мозговых структур. Работа направлена не столько на тренировку навыков, сколько на выработку умений пользоваться этими навыками в совокупности. Также используются приемы, формирующие осознанность, самостоятельность. После коррекции у нейропсихолога ребенок может сам контролировать себя.
Особенности терапии и ее значение для развития школьников
Своевременное лечение дислексии устранит нарушения и принесет пользу ребенку:
- исчезнут проблемы с успеваемостью в школе;
- нормализуются межличностные отношения в социуме;
- улучшится психологическое здоровье;
- повысится самооценка;
- сформируется умение ставить цели и достигать их.
Каждый случай уникален. Для пациентов разрабатывается индивидуальная схема лечения. Кроме занятий с логопедом, нейропсихологической коррекции, она может включать работу детского психолога, медикаментозную терапию.
Профилактика
Для предупреждения расстройств чтения у детей следует:
1. Придерживаться рекомендаций врача во время беременности.
2. Исключить в период вынашивания плода прием веществ, способных привести к токсическому отравлению: наркотиков, алкоголя, сигарет.
3. Следить за безопасностью ребенка, чтобы исключить травмы головы.
4. Не затягивать с обучением письму, чтению, но и не начинать занятия слишком рано.
5. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр, раскрашивания, лепки, конструирования.
6. Устранить дефицит общения.
7. Не игнорировать ошибки в произношении (отсутствие звуков, замена или искажение их). Малыша надо поправлять и просить произнести слово правильно.
8. Оградить ребенка от неблагоприятного речевого окружения.
9. Не допускать чрезмерных обучающих нагрузок.
Если ребенок не запоминает буквы, неправильно произносит звуки, путает слоги, это не означает отсутствие старания, лень, нежелание учиться. Возможно, вы наблюдаете первые признаки дислексии, которые без своевременной коррекции окажут негативное влияние на развитие малыша, становление его как личности, общение с другими людьми.
Не теряйте времени, немедленно обращайтесь к специалистам. В Центре Неврологии и Педиатрии вас ждет высокий уровень обслуживания, искренняя забота о пациентах и желание помочь. Запишитесь на консультацию онлайн или, позвонив по телефону. Цена лечения дислексии у детей в Москве рассчитывается индивидуально и зависит от выбранных методов коррекции.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.