Рейтинги независимых сервисов
Дизартрия у детей
Дизартрией называют нарушение речи, являющееся следствием органического поражения головного мозга и нервных окончаний, которые отвечают за работу мышц артикуляционного аппарата. Главный ее симптом – сложности с произношением любых слов и предложений, а не только звуков, при ограничении подвижности как речевой, так и мимической мускулатуры.
Дизартрия у ребенка проявляется смазанностью, нечеткостью речи, ее замедленным либо, наоборот, ускоренным темпом. Меняется и голос, который может быть как слабым, так и, наоборот, слишком резким. Перечисленные нарушения можно успешно устранить, если вовремя обратиться к специалистам, которые грамотно скорректируют речевую функцию.
Причины появления дизартрии
Расстройство является довольно распространенным: оно диагностируется примерно у 6% детей. В связи с тем, что родители не владеют информацией о патологии, они могут обратиться к специалисту слишком поздно или начать лечить самостоятельно, используя неверные схемы. Очень важно начинать работу как можно раньше, чтобы устранить недуг навсегда.
Дизартрия характеризуется органическим поражением мускулатуры, которая участвует в речи – мышц щек, языка. Также нарушается деятельность нервных волокон кожи и мышц, в результате мимика становится невыразительной. Речь ребенка с дизартрией становится невыразительной, монотонной, тихой.
Самые частые причины расстройства:
- Патологии во время беременности – токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия, недоношенность.
- Сложные роды, в том числе преждевременные, родовые травмы.
- Наследственность.
- Тяжелые инфекционные поражения мозга.
- Гидроцефалия.
- ЧМТ.
Нередко дизартрия отмечается при задержке психического развития и ДЦП.
Классификация расстройства
Медицина выделяет пять типов заболевания, в зависимости от того, где находится очаг органического поражения мозга.
- Бульбарная. Поражен участок продолговатого мозга. К перечисленным выше симптомам прибавляется смазывание согласных, из-за чего они становятся похожи на шипящие, а также проглатывание гласных.
- Псевдобульбарная, называемая также спастической. Развивается после родовых травм, в результате тяжелой интоксикации или энцефалита. Проявляется нарушением функции языка.
- Подкорковая. При этой форме заболевания, для которой свойственны повреждения подкорковых узлов, страдают темп и ритм речи, артикуляция. Также могут отмечаться сокращения мышц, которые происходят непроизвольно.
- Корковая. Симптомы этого заболевания похожи на проявления алалии, поэтому их часто путают. По отдельности ребенок произносит звуки без сложностей, но в словах часты запинки, особенно в моменты, когда малыш произносит согласные. В отличие от алалии, для такой формы дизартрии характерна атаксия – несогласованность движения различных мышц, следствием которой становится шаткость походки.
- Мозжечковая. Редкое заболевание, которое встречается в комбинации с другими видами.
Степень тяжести
Заболевание также классифицируется в зависимости от тяжести протекания. Выделяют 4 степени:
- Симптоматика выражена слабо, это так называемая стертая дизартрия у детей. Дефекты выявляются только в процессе логопедического обследования.
- Слышны дефекты в речи, но в целом она понятна.
- Ребенка понимают только люди, которые часто общаются с ним (родственники, воспитатели). Посторонним сложно понять, что говорит малыш.
- Самая сложная форма, которая с трудом поддается коррекции. Речь ребенка трудно разобрать даже близким людям. Чаще всего такая форма нарушения отмечается у детей, страдающих ДЦП. Они пропускают звуки, заменяют их, речь ребенка сложно воспринимать и понимать.
Стертая дизартрия
Особенно часто диагностируется стертая дизартрия у детей, поэтому остановимся на этом недуге подробнее. Речь ребенка при такой форме заболевания в целом понятная, но невнятная. Часто родители списывают это на возрастные особенности и не обращаются за помощью, теряя время на исправление дефекта. Между тем, заметить стертую дизартрию можно и по другим симптомам.
В частности, страдает не только речь ребенка, но и мелкая моторика, поэтому ему трудно справляться с некоторыми бытовыми навыками, требующими точных движений. Например, ребенок не может прополоскать рот во время чистки зубов, что связано со слабостью мышечного аппарата рта. Есть трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков. Может показаться, что ребенок ленится или капризничает, но истинная причина в другом – ему сложно выполнять такие действия. Родителям необходимо постоянно заниматься развитием мелкой моторики – например, выполнять специальную гимнастику для пальцев.
Сложности в развитии мелкой моторики сказываются и на процессе обучения. Детям трудно удерживать ручку, они не могут писать с одинаковым нажимом, поэтому почерк у многих неразборчивый. Большие затруднения вызывают и занятия, связанные с использованием ножниц. Для ребенка со стертой дизартрией характерна эмоциональная неустойчивость. Они вспыльчивые, не могут долго заниматься одним делом, быстро устают. Страдают психические функции, в первую очередь память и внимание.
Еще один характерный признак – плохой аппетит. Ребенок отказывается употреблять твердую пищу, поскольку ему сложно ее пережевывать. Он не ест, например, мясо, орехи или яблоки. Родители в этом случае включают в рацион мягкую пищу, тем самым еще больше задерживая развитие речи, поскольку употребление твердой пищи является своеобразной гимнастикой для мышц речевого аппарата.
Ребенок со стертой дизартрией имеет довольно высокие шансы на то, что речь восстановится полностью, если проводить систематическую коррекционную работу. Благодаря этому малыш сможет обучаться в обычной школе, посещать детский сад. Такие дети не слишком выделяются на фоне здоровых сверстников, однако они ощущают свой дефект, поэтому испытывают стеснение, чувствуют неуверенность в себе, часто испытывают сложности в общении.
Проявления заболевания
Симптомы обычно проявляются в пять лет, хотя отдельные отклонения можно заметить и раньше – около 2 лет, когда ребенок учится говорить, но слова произносит плохо, даже самые простые. На ранней стадии распознать заболевание можно по следующим признакам:
- Слабость мышц лица, которая проявляется постоянно открытым ртом, вываливанием языка.
- В младенческом возрасте ребенок испытывает сложности с сосанием, поскольку ему трудно удерживать губами сосок. Он быстро устает от процесса сосания, поэтому отказывается от груди.
- Малыш часто срыгивает.
- В раннем возрасте ребенок много плачет, при этом его плач глухой, лишенный силы.
- В положенный срок ребенок не начинает лепетать.
- Плотное смыкание губ из-за спазма мышц.
- Сложности в освоении речи, ее позднее появление.
- Увеличивается тонус мышц рук при их поднятии, пальцы при этом могут дрожать.
- Высокое слюноотделение, которое можно заметить уже в 6 месяцев.
- Трудности при еде – малышу сложно глотать, он поперхивается, долго не сглатывает пищу, удерживая ее за щекой.
- Малыш гнусавит.
- Темп речи замедленный или, наоборот, ребенок говорит слишком быстрый.
- Голос может быть писклявым.
- Отдельные звуки в разговоре ребенок пропускает или искажает.
- Малышу трудно застегивать пуговицы и выполнять другие действия, связанные с развитием мелкой моторики.
- Речевое дыхание нарушено. Ребенок задыхается при разговоре, делает паузы в фразах.
- Если присутствует паралич мышц лица, может отмечаться полная немота.
Одна из особенностей детей с дизартрией – общие двигательные нарушения. Движения могут быть слишком медленными, ребенок кажется неловким. Возможна и другая крайность – очень быстрые движения, но при этом не имеющие цели. Ребенку сложно даются действия, которые требуют терпения и точности. Например, им трудно выполнять физические упражнения или танцевать.
Кроме того, возникают сложности в обучении. Ребенку трудно понимать суть речи другого человека. Сам он испытывает затруднения, подбирая подходящие слова для выражения мыслей, поскольку словарный запас у таких детей беден. Сложно дается изучение некоторых грамматических правил – например, изменение окончаний слов по родам. В целом это может грозить возникновением серьезных проблем с обучением, поэтому надо рано начинать корректировку, не игнорируя расстройство.
Если к пяти годам у ребенка не сформирована артикуляция, необходимо обращаться к специалисту. Часто родители начинают бить тревогу, только когда приходит время поступления в школу. Однако в этом возрасте начинать коррекцию уже поздно, и лечение дизартрии у детей потребует больше усилий, чем при раннем обращении.
Не стоит, однако, самостоятельно ставить диагноз, поскольку у речевых нарушений есть много других причин, не столь опасных. Например, это дислалия, которая не обусловлена органическими повреждениями, поэтому корректируется намного проще. Важно вовремя обратиться к врачу для своевременной диагностики и начала лечения.
Диагностика и лечение заболевания
Стандартный набор методов обследования детей с дизартрией включает:
- консультация невролога;
- консультация логопеда;
- электроэнцефалография;
- МРТ.
Задача невролога - устранить заболевание, которое стало причиной дефекта речи. Логопед формирует основную программу лечения, основываясь на данных исследований:
- Выявление формы нарушения речи.
- Оценка темпа, разборчивости и других показателей речи.
- Выявление сопутствующих расстройств, которые не связаны с артикуляцией.
- Оценка письменной речи у детей, которым уже исполнилось 5 лет.
- Анализ работы мышц лица.
На основе полученных данных логопед разрабатывает индивидуальную программу, которая включает следующие мероприятия:
- Стимулирование активности речевого аппарата.
- Нормализация дыхания с помощью упражнений дыхательной гимнастики.
- Корректирование произношения.
- Стимулирование речевой коммуникации.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа над выразительностью речи.
К занятиям с логопедом могут привлекаться родители, но также они проводятся и индивидуально. Однако именно совместная работа становится залогом успешной коррекции, поскольку врач может только направлять терапию, а поддерживать эффект от нее, не допуская ухудшений и утраты достигнутых результатов – задача родителей.
При обнаружении симптомов необходимо сразу обращаться к специалистам. Чем раньше они проведут обследование и начнут коррекционную работу, там выше шанс, что ребенок не будет испытывать затруднений при обучении в обычной школе. Обследование детей с дизартрией и последующее лечение должен проводить специалист-дефектолог, который имеет соответствующий опыт. При этом используются специальные логопедические методики, знание которых позволяет оказать грамотную помощь ребенку.
Дефектологу и родителям нужно немало терпения, поскольку лечение дизартрии занимает немало времени. Ребенок может отказываться контактировать с логопедом, выполнять предложенные задания. Все эти трудности преодолеваются профессиональным подходом к коррекции. Очень важна и поддержка родителей, задача которых – окружить ребенка заботой, вниманием и бережно помочь ему справиться с недугом.
Профилактика
Для родителей детей, страдающих дизартрией, характерна склонность к обвинению себя в диагнозе ребенка. Однако заболевание может развиваться и по причинам, которые не зависят от родителей. Прогнозировать дизартрию не сможет даже самый опытный врач, однако при соблюдении следующих правил во время ожидания ребенка можно снизить вероятность ее появления:
- Своевременная постановка на врачебный учет при наступлении беременности. Врачи проводят исследования, которые позволяют оценить состояние плода и уменьшить риск патологий. Если дефект заметить вовремя, можно предотвратить его дальнейшее развитие, поэтому очень важно обращаться к врачу сразу после наступления беременности.
- Правильное питание, обеспечение плода необходимым количеством полезных веществ для нормального формирования. Особенно это важно в первом триместре. Прием любых лекарственных средств необходимо согласовывать с врачом, от курения и употребления алкоголя нужно отказаться полностью.
- Ограничить посещение общественных мест, особенно в периоды эпидемий.
- Избегать стрессов, соблюдение режима дня, полноценный отдых и прогулки.
Важно также обеспечить правильный уход малышу с первых дней, исключить вероятность получения травм и развития инфекционных заболеваний, которые могут оказать негативное воздействие на различные участки мозга.
Необходимо контролировать развитие ребенка, следить за его речью, вовремя обращаться к врачу при обнаружении нарушений. В этом случае велики шансы, что болезнь будет обнаружена и устранена на ранней стадии. Кроме того, при появлении признаков дизартрии важно обращаться в профильные учреждения, которые предлагают комплексное лечение, включающее занятия с логопедом, а также лечение у невролога.
Специалист
Цены на коррекцию дизартрии у детей
*Предложение не является публичной офертой , актуальную стоимость услуг уточняйте по телефону регистратуры
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.