Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и дальнейшего развития психический функций ребенка. В целом детская нейропсихология ставит своей задачей исследование развития психики при нормальном развитии и при имеющихся патологиях – иными словами, в сравнении.
Согласно статистическим данным в области нейропсихологии, количество детей, имеющих проблемы в развитии, с каждым годом лишь увеличивается. В большинстве случаев нарушения возникают из-за повреждений центральной нервной системы, возникших во время перинатального периода, патологии родов или же во время первых месяцев жизни малыша. Такая картина связана с особенностями развития мозга у людей: все высшие психические функции формируются еще в процессе внутриутробного развития в определенном порядке. Существует строжайшая последовательность созревания этих функций – для каждой из них предусмотрен соответствующий период жизни. Из этого следует, что развитие мозга, основных систем и организма в целом проходит поэтапно – и для того, чтобы процесс проходил правильно, необходимо соблюдать целый ряд условий. Влияние оказывает даже социализация – от условий проживания напрямую зависит как общее состояние, так и отставание в различных видах развития. Современная детская нейропсихология предлагает внушительный комплекс методик, направленных на раннее выявление причин аномального развития, а также на устранение патологий и проведение профилактических мер.
Наиболее ярко проблемы в работе головного мозга сказываются в сенсорной и двигательной сферах. Нейропсихологические исследования показывают, что часто проблема кроется в так называемых подкорковых структурах. Данные образования очень важны для человека – они отвечают за энергетический тонус высшей нервной деятельности. Как следствие – люди, у которых эти образования развиты недостаточно или развиты с патологиями, имеют проблемы в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности: они быстро утомляются, страдают от проблем с концентрацией и памятью, нарушений мышечного тонуса и т.д.
В большинстве случаев с подобными проблемами родители обращаются к педиатрам, в то время как по-настоящему их прорабатывает нейропсихология. Кроме того, к нейропсихологу и другим схожим специалистам следует также обращаться родителям, дети которых
- имеют проблемы с поведением и эмоциональной устойчивостью (истеричностью);
- плохо осваивают школьную программу;
- страдают от тиков или заиканий;
- обладают повышенной тревожностью или страхами.
Все эти проблемы будет решать в процессе работы специалист по направлению детской нейропсихологии. Он займется диагностикой, разработкой индивидуальных программ и проведением психокоррекционных занятий, проконсультирует родителей относительно того, как что делать при таких недугах.
Нейропсихолог для ребенка – один из важнейших специалистов, но работа с ним строго индивидуальна. Не стоит ориентироваться на чужой опыт или рекомендации – план занятий составляется отдельно для каждого пациента. Коррекционная работа в обязательном порядке должна быть последовательной и регулярной – ни в коем случае нельзя прерывать курс, чтобы не утратить результат, ради которого было приложено так много усилий. Занятия в центре важно сочетать и с домашними тренировками, неуклонно выполняя предписания, выданные специалистом.
Основная задача нейропсихологической коррекции заключается в стимуляции развития и формировании скоординированной работы структур головного мозга. Это достигается за счет использования специальных двигательных упражнений и формирующих игр, которые стимулируют развитие определенных элементов психической деятельности ребенка (слуховое восприятие, моторика, контроль эмоций и т.д.).
В некоторых случаях нейропсихологическую психокоррекцию может дополнять фармакологическая терапия, помощь логопедов, дефектологов и детских психотерапевтов.