Нейропсихологическое исследование психический функций ребенка – это процедура, которая обязательно проводится в присутствии родителей и занимает около полутора часов (время зависит от возраста ребенка и направления обследования). Подобная диагностика позволяет выяснить, как мозг ребенка справляется со считыванием и обработкой информации, насколько продуктивно функционируют правое и левое полушария, сильно ли эти показатели соответствуют возрастной норме и т.д. В целом обследование позволяет понять, насколько хорошо мозговые связи могут обеспечить ребенку нормальное поведение, эмоционально-волевую стабильность и способность к обучению.
Что представляет собой нейропсихологическое исследование?
В основном родители идут за помощью к нейропсихологу в тех случаях, когда сомневаются, готово ли их чадо к школе, либо, когда ребенок демонстрирует плохое поведение. Если речь идет о школьниках, то причиной посещения врача может стать плохая успеваемость, которая не поддается исправлению. Кроме того, причиной может стать беспокойство по поводу таких факторов, как:
- гиперактивность;
- частые истерики;
- проблемы с коммуникацией;
- энурез;
- детские страхи;
- стереотипизация поведения;
- и т.д.
Все эти проблемы в основном становятся заметны на стадии обучения в детском саду или школе, однако истоки их часто лежат в гораздо более раннем возрасте. Формирование всех этих недостатков начинается во время беременности. Любые отклонения от нормы во внутриутробном периоде могут вызвать какие-либо из перечисленных нарушений. Также причина может заключаться в наследственных родовых заболеваниях. Кроме того, повлиять может позднее поднесение к груди и недолгий период кормления, гипер и гипо-тонус, нарушения порядка психомоторного развития (к примеру, ребенок сначала научился вставать, а потом уже садиться). Все вышеперечисленное может стать причиной более поздних проблем с речью, письмом или чтением.
Согласно статистическим данным, полученным от Института материнства и детства, около 85% детей в Москве и области появляются на свет с какими-либо родовыми травмами. В более позднем периоде часто выявляется неполноценное развитие рано созревающих мозговых структур – это патология, которая влечет за собой искажение всех этапов роста ребенка. Все негативные факторы, которые плод мог ощутить, находясь в утробе матери, все генетические проблемы, полученные от родителей, все болезни первого года жизни – все накапливается в мозговых структурах ребенка. Другой важной причиной появления болезней у ребенка является изменившиеся внешние условия и этапы развития.
Современные дети проходят совсем другие этапы развития, чем люди, родившиеся 20 лет назад. Сегодня психическое и соматическое здоровье детей оставляет желать лучшего. В медицине наблюдается парадокс: при неадекватном поведении ребенка, наличии у него трудностей с обучением, постоянных конфликтов с окружающими и склонности к девиантному поведению врачи оценивают состояние ребенка как соответствующее норме.
Специалисты, занимающиеся детскими болезнями – педиатры, клинические психологи, пихотерапевты, логопеды, дефектологи и др. – констатируют, что нынешние дети часто обладают сниженным иммунитетом, эпи-готовностью, гиперактивностью, повышенной агрессивностью, дефицитом внимания и воли. У школьников часто возникают трудности с целеполаганием и контролем, замечено увеличение количества левшей.
Дети, приходящие сегодня на нейропсихологическое исследование, часто страдают от общей моторной неловкости, обладают задержкой развития мелкой моторики рук, частой дизартритей или повышенной подвижностью. При беге такие дети могут врезаться в углы и часто падать, во время другой деятельности могут проявляться патологические содружественные движения (к примеру, когда ребенок пишет, у него двигается нога или другие конечности). Родители часто говорят про отсутствие внимания и неумение сконцентрироваться, слабую память, заторможенность или наоборот, расторможенность дитя.
Обследуемые дети часто не могут запомнить, где право, а где лево, не любят рисовать и срисовывать. У школьников могут наблюдаться проблемы с письмом (зеркально написанные буквы, какие-либо частые простые ошибки и пропуски) и почерком. И это лишь часть имеющихся симптомов.
Чем нейропсихологическое исследование и коррекция может помочь?
Нейропсихология занимает особое место в ряду научных дисциплин. С ее помощью можно выявить первичные механизмы развития психических функций и найти необходимые корректирующие программы. Теоретические и практические базы у нейропсихологического направления в нашем Центре основываются на классических научных разработках основателя нейропсихологии – российского ученого А.Р. Лурии, а также на новейших научных достижениях в области изучения мозга.
Нейропсихологическое обследование является длительным и сложным процессом, включающим в себя самые разные показатели – от фиксации вегетативных реакций и двигательных проявлений до тестирования конкретных функций психики. Такое обследование включает сбор анамнеза, исследование двигательных и тактильный функций, объема зрительной и слуховой памяти, а также выявления уровня владения правой и левой рукой.
Исследуются также:
- Пространственные представления – координатные, структурно-топологические, проекционные.
- Когнитивный рисунок личности, проявляющийся в контактах с внешним миром.
- Умение копировать, писать.
- Речевые и интеллектуальные функции.
- Эмоционально-личностные процессы.
Кроме исследования непосредственно высших психических функций, внимание уделяется также гипер- и гипотонусу, мышечным зажимам, синкинезии, тикам, глазодвигательным функциям. Выявляется уровень пластичности и ригидности в ходе выполнения каких-либо действий или при смене деятельности. Фиксируется уровень истощаемости и утомляемости, смены внимания и изменения эмоционального фона.
Все эти факторы могут сигнализировать о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга – и, если эти подозрения подтвердятся, человеку нужна будет направленная коррекция, поскольку перечисленное отображает уровень непроизвольной саморегуляции. Данный уровень не зависит от воли и желаний ребенка, он запрограммирован на генетическом уровне – однако именно он во многом определяет вектор развития высших психических функций. Уже к концу первого года эти структуры развиваются до «взрослого» состояния и благодаря этому становятся фундаментом для дальнейшего роста мозга.
Во время обследования учитывается, насколько ребенок склонен упрощать увиденное, легко ли может переключаться между действиями, слушает ли до конца инструкцию или действует импульсивно, не стараясь вникнуть в то, что от него хотят. Также определяется, насколько часто ребенок отвлекается, может они внятно формулировать свое мнение, оценить результаты собственной работы (к примеру, найти свои ошибки и исправить их). Все эти факторы говорят об уровне произвольной саморегуляции.
Родители! Обратите внимание!
Если ваше чадо:
- получило родовые травмы;
- имело травмы головы;
- находилось под общим наркозом;
- не ползало или ползало мало;
- часто болело, а лечить приходилось антибиотиками;
- имеет высокий или сниженный тонус;
- появилось на свет благодаря кесареву сечению;
- имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.
И сейчас ваш ребенок:
- гиперактивен или наоборот, излишне медлителен;
- с трудом усваивает учебную программу;
- имеет трудности с пониманием ваших слов;
- дергает руками, ногами или языком во время рисования или письма;
- обладает повышенной утомляемостью, часто плачет;
- плохо запоминает увиденное и услышанное;
- зеркально пишет буквы, подменяет их или пропускает;
- с трудом делает словесные описания предметов или перерисовывает картинки;
- не может спокойно посидеть больше 15 минут на одном месте;
- пишет и рисует левой рукой…
- запишитесь на прием к специалисту нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическое обследование и помощь – наиболее эффективные на сегодняшний день способы устранения данных проблем.
Специалисты
Последние статьи
Диагностика и лечение в Москве и МО
В клинике «Медицинский центр» представлены услуги для детей и взрослых. Запишитесь на прием к терапевту или узкому специалисту. Доктор выслушает вас, направит на обследование, а затем подберет индивидуальный план лечения. Если нужно, мы приедем к вам домой в любую точку города и осмотрим всю семью.