Расстройствами поведения называют синдромы, для которых характерна неспособность ребенка контролировать свое поведение, приводить его в соответствие с существующими правилами и нормами. Такие нарушения выражаются в повышенной агрессивности, отказе слушаться взрослых, драчливости, склонности к порче имущества, лживости, воровстве. Диагноз в подобных случаях ставится клиническими методами, данные которых дополняются психодиагностикой. Лечение включает психотерапию (не только индивидуальную, но и семейную, групповую), а также прием медикаментов.
Общая информация
Термином «расстройства поведения у детей» называют повторяющиеся на протяжении более полугода образцы поведения, которые не отвечают социальным нормам и требованиям. Это медицинский диагноз, считающийся самым распространенным в детской психиатрии, он ставится примерно 5% детей. При этом прослеживается определенная гендерная зависимость – расстройствами поведения чаще страдают мальчики в раннем возрасте, однако при взрослении эта разница уменьшается, поскольку у девочек патология дебютирует сравнительно поздно – в 12- 13 лет. Дебют у мальчиков происходит, как правило, в 8-9 лет.
Причины расстройств поведения
Причины, определяющие развитие патологии, могут быть как биологическими, так и социальными. Согласно выводам исследований, определяющее влияние имеет воспитание, тогда как наследственность – лишь фактор риска. Самые распространенные среди причин РП:
- Особенности психологии. Снижение самооценки, частая подавленность настроения, эмоциональная неустойчивость, неумение брать на себя ответственность за свои поступки и склонность обвинять в их последствиях других людей или внешние события, обстоятельства.
- Процессы физиологии. На поведение могут влиять гормональный дисбаланс, эпилепсия, ДЦП, которые вызывают раздражительность и неповиновение.
- Отношения в семье. РП формируются, если присутствуют патологические стили воспитания, если в семье часто возникают конфликты. Обычно такие причины становятся определяющими в случаях, если родители страдают психическими заболеваниями, участвуют в преступной деятельности, имеют алкогольную или наркотическую зависимости. Для отношений в семье характерны враждебность, агрессивность, холодность, ребенок постоянно чувствует недостаток любви.
- Взаимодействия в социуме. Частота РП выше в школах и других детских учреждениях, где плохо организован учебно-воспитательный процесс. Для педагогов, работающих в таких коллективах, характерны низкие моральные качества. В учреждениях происходит текучка кадров, а отношения между всеми участниками процесса обучения и воспитания враждебные. Социум влияет на ребенка и на территории его проживания. Особенно это заметно в районах с национальной или политической неоднородностью – вероятность РП в этом случае выше.
Патогенез
У развития расстройств поведения есть некоторые физиологические предпосылки. В первую очередь, это нарушения в деятельности нейротрансмиттеров, гормональные нарушения, повышенная выработка тестостерона. Под воздействием этих факторов нарушаются процессы возбуждения и торможения. Ребенок долго остается в возбужденном состоянии, он не способен прилагать волевые усилия (например, осуществлять запоминание).
Если ребенок оказывается в правильной воспитательной среде, физиологические причины, влияющие на его поведение, нивелируются, становятся менее значимыми. Если же в семье или социуме присутствуют частые конфликты, доверительных отношений нет, то ребенок испытывает постоянных стресс, который запускает реализацию биологических особенностей, в результате чего развиваются РП.
Классификация
В МКБ-10 есть отдельный раздел, в котором собраны поведенческие расстройства. В нем представлены:
- РП внутри семьи. Для этой формы характерно агрессивное поведение дома, проявляющееся во взаимоотношениях с членами семьи. В детском коллективе или компании сверстников проявления патологии отсутствуют либо встречаются редко.
- Несоциализированное РП. Проявляется агрессией, асоциальным поведением, направленным на других детей.
- Социализированное РП. Агрессивные поступки совершаются только в группе сверстников. Проблем с адаптацией при этом нет. В группе подростки прогуливают учебные занятия, совершают противоправные действия.
- Оппозиционное расстройство. Обычно такая форма РП отмечается у младших детей. Для нее характерно демонстративное непослушание, стремление к разрыву отношений. При этом противоправные поступки не совершаются, асоциальное поведение отсутствует.
Симптомы расстройства поведения
Специалисты считают, что у РП есть три типа проявлений:
- Желание неповиновения, особенно взрослым.
- Повышенная агрессивность.
- Асоциальная направленность действий, которая причиняет вред другим людям или их собственности.
Необходимо понимать, что подобные действия не всегда являются отклонениями, и иногда они рассматриваются как вариант нормы на определенном кризисном возрастном этапе. О патологии говорят только в том случае, если симптомы отличаются устойчивостью и длительностью – не менее полугода.
Дети с РП часто вступают в агрессивные споры со взрослыми. Они не могут контролировать свои эмоции, не чувствуют за собой вины и перекладывают ее на взрослых. Дети отличаются обидчивостью, неумением подчиняться правилам, мстительностью, стремлением досадить окружающим. В общении со сверстниками и взрослыми они часто допускают запугивания, угрозы. Нередко такие дети становятся зачинщиками драк и преступлений – например, могут устраивать поджоги. Подростки отличаются агрессивным и жестоким отношением к людям и животным. Нередко они не только прогуливают занятия в школе, но и бродяжничают.
У РП есть определенные клинические симптомы. К ним относятся:
- импульсивность;
- проявления гиперактивности;
- повышенное беспокойство;
- подавленность;
- депрессивные состояния.
Дети могут быть склонны к суициду, к нанесению повреждений самому себе. Все перечисленные проявления отражаются на учебной деятельности. Падает интерес детей к учебе, снижается успеваемость. У ребенка нет друзей, он не популярен в компаниях сверстников. По этой причине он часто не участвует в совместных играх, не хочет заниматься спортом. Все это только усугубляет поведенческие расстройства у детей.
Осложнения
Осложнения РП, не устраненных своевременно, развивают обычно во взрослом возрасте. Так, юноши проявляют склонность к насилию, часто страдают наркотической или алкогольной зависимостью, участвуют в противоправной деятельности. У девушек во взрослом возрасти отмечаются психопатии и неврозы. Для обоих случаев характерно нарушение социализации: молодые люди не имеют профессии, образования, у них возникают сложности с созданием и сохранением семьи, с трудоустройством.
Диагностика
Диагностическими мероприятиями занимается детский психиатр. В основе исследований, которые он проводит, лежит клинический метод. Дополнительно проводятся:
- сбор характеристик от педагогов и воспитателей;
- обследования невролога и других специалистов;
- психодиагностика.
Комплексное обследование включает несколько этапов:
- Клиническая беседа. Задача специалиста – выяснить характер, продолжительность и частоту агрессивных поступков, совершаемых ребенком, а также проанализировать его мотивацию. Психиатр проводит беседу не только с ребенком, но и с его родителями, собирая информацию об успеваемости в школе, об эмоциональном состоянии ребенка и его социализации.
- Наблюдение. В процессе беседы врач проводит наблюдение над поведением ребенка и его отношениями с родителями. Он анализирует реакцию на осуждение, на похвалу, а также адекватность реакций на разные ситуации. Врач также оценивает, насколько чутко реагируют родители на настроение ребенка, на эмоции всех, кто принимает участие в диагностической беседе. Это позволяет определить, какие факторы являются определяющими для формирования РП – социальные или биологические.
- Психодиагностика с использованием опросников и проективных методов. С их помощью психиатр выясняет эмоциональные характеристики личности, определяет степень агрессивности и враждебности, подавленности, склонности к асоциальным поступкам.
Дифференциальная диагностика проводится для различения РП с гиперактивностью, расстройствами адаптации, аутизмом, а также с одним из вариантов нормы. Для этого психиатр учитывает наличие стресса, намерения и мотивацию ребенка при совершении им поступков, его отношение к различным субкультурам, развитие когнитивных функций.
Лечение РП у детей
Для лечения используются методы детской психотерапии. Если нарушения ярко выражены, могут быть назначены медикаменты. Комплексное лечение включает:
- Поведенческие технологии. Главная цель – устранение асоциальных форм поведения, выработка полезных поведенческих привычек. Для этого используется директивный подход: врач анализирует поведение, выбирает методы коррекции, тренирует правильные поведенческие навыки.
- Психологические тренинги, направленные на социализацию ребенка. Обычно они проводятся в игровой форме, главная цель таких методик – развитие коммуникативных навыков.
- Лечение медикаментами. Назначаются седативные лекарственные средства, обычно на основе растительных компонентов.
Чтобы добиться большей эффективности лечения, дополнительно назначается семейное консультирование и мероприятия, направленные на социальную реабилитацию. Врач работает с родителями для улучшения семейного климата, для формирования навыков сотрудничества. На тренингах родители осваивают правильный стиль воспитания, привитие ему навыков самоуправления и поведения в конфликтных ситуациях.
Профилактика и прогноз
При своевременной и правильной помощи прогноз благоприятный. Процесс лечения не имеет временных ограничений, обычно он занимает несколько лет. Исход обычно положительный, если отклонения в поведении наблюдаются только по одному направлению – например, агрессивность при сохранении нормальной социализации. Если расстройство началось рано, а симптомов много, то прогноз неблагоприятный.
Профилактика РП – это благоприятная обстановка в семье, уважение родителями ребенка, создание нормальных бытовых условий. Важно вовремя лечить гормональные и неврологические патологии, организовать рациональное питание, правильный режим труда и отдыха, поддержку физического здоровья.
Специалист
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.