Ранним возрастом называют совсем непродолжительный отрезок жизни, но за этот период ребенок приобретает больше навыков, чем за все последующие годы. Это время активного развития мышления у детей, когда закладываются основы будущей личности, формируются познавательные процессы, которые во многом будут определять успешность обучения в будущем.
В раннем возрасте ребенок очень активно познает окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, овладевает речью. В этот период формируется сразу несколько форм мышления, в первую очередь словесно-логическая. Ведущая деятельность в это время – предметная, поэтому развивающие занятия проводятся с использованием предметов – игрушек. Также специалисты применяют особые приемы, которые активизируют детское мышление.
Ранний возраст – это еще и огромная нужда малыша во взрослом, который поможет ему справиться с обилием информации и примет участие в его развитии. Если потенциал, заложенный природой, не будет развит в это время, то в будущем очень сложно реализовать его полностью.
Этапы развития мышления
Развивающие занятия в раннем возрасте строятся с учетом особенностей развития, в котором педагоги и психологи выделяют несколько этапов.
Наглядно-действенное
В 1,5-2 года основным инструментом для познания мира являются руки. Чтобы понять, как устроен предмет, ребенок обязательно должен его потрогать, иногда даже поломать. «Исследования» окружающих предметов он проводит также, пробуя их на зуб. Поломки и попытки разобрать предмет – это вовсе не хулиганство, а стремление узнать, как он устроен, что у него внутри, что произойдет, если сломать его.
Наглядно-образное
Время развития наглядно-образного мышления, которое становится дополнением к наглядно-действенному, – 3-4 года. Благодаря ему ребенок начинает думать образами. В качестве примера подобного мышления можно привести детские рисунки, в которых малыши изображают свое видение окружающего мира. Несмотря на простоту таких картинок, они отражают сформированность наглядно-образного мышления. Именно поэтому раннее развитие в этот период предполагает занятия лепкой, рисование, создание аппликаций.
Словесно-логическое
В 5-7 лет начинается период словесно-логического мышления. Ребенок не просто описывает предметы и явления словами, но может в словесной форме анализировать их. Например, если 3-летнего ребенка спросить, что такое кошка, он ответит, что это Мурка, которая живет у бабушки. Если такой же вопрос задать 6-летнему ребенку, он скажет, что это животное, которое мяукает и любит, чтобы его гладили. Во втором примере видно, что ребенок демонстрирует способность делать анализ информации и выражать его результаты словами, соблюдая логичность повествования.
Мыслительные операции
Правильное психическое развитие ребенка предполагает также, что он успешно осваивает мыслительные операции, подробно о которых рассказано ниже.
Сравнение
Уже в возрасте двух лет малыш понимает, чем различаются предметы, а какие признаки у них общие. Он ориентируется на разницу в их формах, цвете, вкусах и прочие признаки. Сначала он сравнивает самые привычные предметы – игрушки. Затем учится сравнивать звуки, материалы, явления природы.
Обобщение
Обобщать предметы на основе общих признаков малыш начинает в 6-7 лет. Например, он может одним словом назвать кошку, собаку, корову – это животные. Обобщение тесно связано с расширением словарного запаса. Кроме того, овладение этим свойством делает речь ребенка более логичной.
Анализ
Умение анализировать предполагает, что ребенок может разделить предметы на части, а также назвать признаки, которые характерны только для определенного предмета. Например, в 4 года он назовет части дерева – ветви, листья, корни и другие. Такая способность говорит о том, что ребенок учится навыкам анализа.
Синтез
Синтез противоположен анализу, под ним понимается объединение. Пример синтеза – процесс освоения чтения в дошкольном возрасте. Сначала малыш учится различать и произносить буквы, звуки, потом складывает их в слоги, а из слогов образует слов, из которых получаются предложения и целый текст.
Классификация
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте предполагает, что он учится классифицировать предметы и явления на основе их различий и сходства. Это означает, что он умеет выявлять характерные признаки предметов и на основе этих признаков объединять их в группы. Например, уже в дошкольном возрасте дети могут разложить свои игрушки в соответствии с материалами, из которых они сделаны – мягкие, деревянные, пластиковые и другие.
Почему важно развивать наглядно-действенное мышление?
Детские психологи считают, что наглядно-действенное мышление – самая важная форма в раннем возрасте, поскольку для ребенка она является самой первой и естественной. Оно представляет собой освоение окружающей действительности через ее обобщенное отражение. Именно с помощью наглядно-действенного мышления дети не только познают предметы, но и учатся устанавливать связи между ними, и только после этого начинают формироваться другие формы мышления.
Опыт ребенка формируется тогда, когда он регулярно повторяет одни и те же действия и получает при этом ожидаемый эффект. Этот опыт станет основой мыслительных процессов, которые позволят перейти к более сложным формам мышления.
Получаемый опыт при этом неосознанный – он появляется, когда ребенок совершает действия с предметами. Причем он изучает предметы не только с точки зрения их потребительских свойств, но и общих абстрактных характеристик. Благодаря этому ребенок учится выделять их признаки, которые часто являются абстрактными, что в конечном итоге приводит к развитию образного мышления. Этот процесс происходит потому, что при совершении действий с предметами в сознании формируются различные образы.
Основными признаками предметов, которые ребенок учится различать на начальном этапе формирования наглядно-действенного мышления, являются величина и форма, цвет присоединяется к ним несколько позже. Сначала же он ориентируется по признакам, которые может определить наощупь.
Мыслительные процессы получают особые стимулы для развития во время соотносящих действий. Они предполагают, что ребенок сравнивает два предмета – по форме, размеру или месту, в котором они расположены. Затем он совершает действия с несколькими схожими предметами. Пример таких действий – собирание пирамидки, которая состоит из колец разного размера.
Именно поэтому большинство игрушек, рассчитанных на развитие мышления у детей в раннем возрасте, рассчитаны на действия, которые предполагают соотнесение. Примеры таких игрушек – матрешки, кубики, упомянутые выше пирамиды. Чтобы игры с ними были наиболее эффективны, важно наличие единой цели всех манипуляций.
Такой целью, например, может стать порядок сборки, который предлагает ребенку взрослым. В этом случае развитие будет основываться на подражании: малыш станет осуществлять те же действия, что и взрослый. При этом успех будет достигнут, только если наставник принимает непосредственное участие в игре.
Однако наибольшую эффективность обеспечат самостоятельные игры, в процессе которых ребенок будет сам выделять основные характеристики предметов и собирать их либо их части в нужном порядке. Задача взрослого в этом случае будет заключаться только в том, чтобы заинтересовать малыша и вызвать у него желание играть с предложенными предметами.
Примером развития наглядно-действенного мышления могут стать игры с матрешкой. Пытаясь собрать ее, ребенок может складывать две части, неподходящие друг к другу. Как только он поймет, что это невозможно, малыш начнет искать другие детали и не остановится до тех пор, пока одна из них не подойдет. Именно такой самостоятельный поиск наиболее эффективен с точки зрения психического развития ребенка.
Следующий этап наглядно-действенного мышления – зрительная оценка предметов для анализа их характеристик. Ребенок подбирает детали матрешки уже не прикладывая ее части друг к другу, а оценивая их размер на глаз. При этом, предлагая ребенку игры, стоит иметь в виду следующие особенности развития мышления:
- Малышу трудно подбирать предметы сложных форм.
- Он не сможет найти сразу несколько предметов, если его попросит об этом взрослый.
- При выборе ребенок учитывает не все характеристики. Например, собирая пирамидку из кубиков, он будет ориентироваться только на их форму и размер, но не примет во внимание цвет, даже если к этому времени умеет различать оттенки.
Развитие наглядно-действенного мышления приводит к тому, что в сознании ребенка появляются определенные образцы, с которыми он сравнивает остальные предметы. Обычно это вещи с понятной и выраженной формой. Например, эталоном круга становится мяч, а треугольника – домик. Подобные сравнения говорят о том, что ребенок усвоил представления о форме предметов и закрепил их в сознании.
Важно иметь в виду: чтобы наглядно-действенное мышление развивалось быстрее, а вместе с ним и способность ориентироваться зрительно, важно, чтобы вещи, с которыми знакомится ребенок, находились в естественной для него среде. Именно сенсорная среда, с которой он взаимодействует, влияет на темпы умственного развития.
Условия для развития наглядно-действенного мышления
Детские психологи считают, что одна из главных задач родителей – не мешать ребенку осваивать окружающий мир через действия с предметами. Он формирует представления о нем, не просто играя с вещами, а часто ломая или разбирая их – не следует запрещать ему подобные действия. При этом родители должны позаботиться о безопасности малыша и предложить ему предметы, которые ребенок может сломать, не поранившись.
Занимаясь с ребенком в этом возрасте, нужно руководствоваться следующими принципами:
- Учитывать особенности развития каждого малыша.
- Помогать детям, испытывающим трудности с выполнением задания, работать с ними индивидуально.
- Хвалить ребенка, когда он сам достигает ожидаемого результата.
- Поощрять малыша, если он стремится получить новую информацию.
- Стимулировать самостоятельную деятельность и поиск способов решения поставленных задач.
- Поддерживать развитие мышления с помощью дидактических игр.
Для занятий подойдут игрушки-сортеры, а также игры, предполагающие взаимодействие с разными материалами (например, с водой или песком). Очень важно, чтобы ребенок видел результат своих действий, в будущем это поможет развитию логики и математических способностей. Кроме того, на занятиях взрослым важно использовать речь, с помощью которой они закрепляют результат действий, совершаемых ребенком. Мышлением малыша взрослые руководят именно с помощью речи, формируя такие его черты, как, например, системность и критичность.
На занятиях по развитию мышления у детей, которые проводятся в нашем Центре, используются дидактические игры. Они предполагают моделирование различных конструкций, решение задач, способствующих развитию мышления. Кроме того, игры помогают:
- Стимулировать познавательный интерес и творчество, желание учиться и узнавать новое.
- Формировать интеллект.
- Развивать самостоятельность, стремление к самовыражению.
Педагоги Центра обязательно включают игры как в индивидуальные занятия с детьми, так и в групповые. Они уделяют большое внимание подбору как самих игр, так и дидактического материала для обучения и развития, ориентируясь на возрастные и речевые особенности каждого ребенка.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.