Без развития речи невозможна полноценная жизнь в обществе, именно речь является главным инструментом вербальных коммуникаций, которые мы используем в повседневной жизни. Родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет говорить, но иногда этого не происходит в сроки, определенные природой. В некоторых случаях можно продолжать ждать, но чаще необходим запуск речи с помощью специалистов. Существуют определенные нормативы, которые помогают определить уровень речевого развития. Считается, например, что в 2-4 года малыш должен уверенно произносить не меньше 20 слов. Несмотря на то, что темпы развития речи у каждого ребенка разные, рекомендуется обратиться к специалистам, если в указанном возрасте малыш не начинает говорить.
Причин, по которым задерживается речевое развитие, немало. Ведущая роль отводится органическим поражениям мозга, которые возникают как следствие патологий во время беременности и трудных родов.
Имеет значение и условия, в которых растет ребенок, и сильные стрессы. Все эти факторы выясняются на диагностике, которая позволяет подобрать подходящие методы коррекции. Для запуска речи необходимо, прежде всего, выяснить препятствия для ее развития, поскольку диагноз ЗРР не автономный, а являющийся следствием серьезных причин.
Чем раньше приступить к коррекции, тем быстрее будет достигнут результат. Мышление у детей старше трех лет развивается преимущественно через речь, поэтому чем дольше он молчит, тем выше вероятность, что это негативно скажется на мыслительных способностях, навыках адаптации и последующем обучении в школе. Именно речь становится главным фактором, который влияет на мышление, память, воображение, поэтому очень важно своевременно устранять задержки ее развития.
В коррекции используются определенные методы, которые становятся толчком для развития речи, так называемым запуском. Они подбираются после комплексной диагностики, на основании которой формируется индивидуальная программа коррекции. В нашем Центре в ней участвуют логопед, психолог, нейропсихолог, дефектолог.
Специалисты программы
В нашем Центре индивидуальная программа для лечения задержки в развитии речи формируется и реализуется с участием логопед, психолог, невролога, нейропсихолог, дефектолог. Расскажем подробно о работе этих специалистов.
Речевой невролог
На первой консультации специалист знакомится с ребенком и его родителями, собирает анамнез. Происходит оценка неврологического статуса ребенка, при необходимости проводится обследование методами функциональной диагностики, делается электроэнцефалограмма. По результатам диагностики врач определяет причины патологии, назначает медикаментозное лечение, если в нем есть необходимость. Наши специалисты очень осторожны в назначении лекарственных препаратов детям. Они строго придерживаются экспертных протоколов и выбирают только те средства, которые не имеют побочных эффектов и не навредят ребенку. В процессе лечение врач строго контролирует результаты и при необходимости вносит коррективы в назначения.
Логопед-дефектолог
Специалист, который, основываясь на заключениях невролога, разрабатывает индивидуальную программу коррекции. Она включает занятия по развитию речи, подробно о которых рассказывается ниже, а также логопедический массаж. Это эффективная методика, способствующая нормализации тонуса мышц, участвующих в извлечении звука, развитию мимической мускулатуры. Благодаря массажу удается сократить продолжительность занятий и ускорить постановку правильной речи.
Нейропсихолог
Развитие речи тесно связано с формированием мышления, коммуникации, сенсорики. Например, дети, испытывающие трудности с воспроизведением звуков, часто отличаются неустойчивостью внимания или неспособностью воспринимать плоские изображения. Оценкой и коррекцией этих функций занимается нейропсихолог. Обращение к нему показано при следующих патологиях:
- СДВГ;
- алалия;
- РАС;
- все типы задержки развития. ;
Нейропсихолог, как и логопед, составляет индивидуальный комплекс занятий. Их главная задача – формирование основы для развития высших психических функций ребенка, напрямую связанных с его речью. В процессе занятий используются следующие технологии:
- развитие сенсорного восприятия;
- методика замещающего онтогенеза;
- когнитивная коррекция;
- мозжечковая стимуляция с использованием специального оборудования;
- поведенческая коррекция;
- стимулирование подкорковых функций.
Детский психолог
Одни из самых частых причин задержки развития – психогенные. Устранить их помогает детский психолог после первичной консультации, на которой он оценивает психическое развитие малыша, выявляет проблемы в эмоционально-волевой сфере, а также в отношениях ребенка с родителями. Не исключено, что родителям будут даны рекомендации по смене стиля воспитания.
Типы занятий
Запуск речи предполагает проведение специальных занятий, стимулирующих развитие речевой функции. Программа подбирается индивидуально, поэтому перечислим только основные, базовые занятия.
Развитие речи
Занятия по развитию речи проводит логопед-дефектолог. Их главная цель – научить ребенка связно излагать свои мысли и понимать речь других людей. Для этого используются:
- дидактические игры, направленные на развитие речевого дыхания;
- артикуляционная гимнастика для укрепления артикуляционного аппарата, улучшения переключаемости его органов;
- развитие слухового аппарата;
- упражнения для повышения речевой активности ;
- коррекция звукопроизношения;
- формирование связной речи;
- расширение словарного запаса.
Речевое взаимодействие
Занятия направлены на формирование навыков речевой коммуникации. Занятия строятся на создании игровых ситуаций, которые стимулируют активизацию речевого взаимодействия и стремление к эффективному контакту. Кроме того, во время занятий совершенствуется эмоциональное восприятие, способность дифференцировать базовые эмоции, происходит обогащение словарного запаса, активизируются зоны головного мозга, ответственные за речь.
Развитие диалогической речи
Занятия направлены на развитие навыка непринужденного общения. Собеседником ребенка выступает специалист, который организует взаимодействие в игровой форме. Одновременно развиваются навыки общения, стимулируется речевая активность. Подобные занятия способствуют преодолению стеснительности и замкнутости, повышают самооценку ребенка.
Развитие мелкой моторики
Задержка в развитии речи может быть связана с недостаточным формированием мелкой моторики. Для ее развития специалист использует следующие техники:
- игры с пластилином;
- пальчиковую гимнастику;
- лепка;
- рисование мелками или карандашами;
- работа со шнуровками;
- рисование пальчиковыми красками.
Такие занятия положительно влияют на активизацию участков головного мозга, от развития которых зависит речь малыша.
Развитие внимания
Занятия направлены на формирование способности регулировать деятельность. Задача специалиста – учить ребенка удерживать внимание на протяжении определенного времени на выполнении задания, а также увеличивать объем и устойчивость внимания. Логопед-дефектолог учит правильно распределять внимание и переключать его без ущерба выполняемому заданию. Кроме того, занятия стабилизируют психические процессы, способствуют развитию волевых навыков.
Развитие мышления
Цель занятий – развитие когнитивных способностей. Задачи, которые решает специалист:
- формирование представлений о предмете – его величине, форме, цвете, размерах;
- стимулирование мыслительных операций;
- развитие тактильного гнозиса.
Для решения этих задач используются пазлы, сортеры, вкладыши. Ребенок выполняет задания на сравнение, составление логических цепочек, обобщение. Одновременно стимулируется познавательная активность, развивается речь, ребенок получает новую информацию об окружающем мире.
Формирование навыков социальной адаптации
Главная цель занятий – научить ребенка коммуницировать с окружающими людьми, адаптироваться к ситуации, уметь контролировать свои эмоции. С помощью педагога ребенок учится уверенно чувствовать себя в незнакомых местах, уверенно общаться со сверстниками и со взрослыми.
Логоритмика
На занятиях по логоритмике сочетаются музыка и движения. Благодаря этому улучшаются навыки ориентации в пространстве, развивается крупная и мелкая моторика. Танцы снимают эмоциональное напряжение, работают на постановку правильного дыхания и формирование фонематического слуха. Благодаря этому происходит комплексное речевое развитие ребенка.
Песочная терапия
Методика направлена на стимулирование познания окружающего мира и раскрытие потенциала малыша. На занятиях используются специальные техники, помогающие вызвать интерес ребенка к процессу, достигать релаксации, снимать негативные эмоции. Кроме того, песочная терапия помогает:
- расширить словарный запас;
- развить фонематический слух;
- развить навыки звукового синтеза и анализа;
- сформировать способность говорить связно.
Занятия в песочнице, в зависимости от задач, которые нужно решить, проводят как психологи, так и логопеды.
Лечебный массаж
Массаж положительно влияет на ЦНС, что очень важно для детей, имеющих нарушения в развитии. Нервная система активизируется при тактильном-воздействии на различные зоны, в первую очередь, на шейно-воротниковую. Благодаря этому улучшается кровоснабжение головного мозга, в том числе тех его участков, которые влияют на речь. Массаж работает не автономно, а как дополнение к занятиям, которые проводят логопед-дефектолог и нейропсихолог. Используются различные техники массажа, которые выбираются в зависимости от состояния организма и особенностей маленького пациента.
Кому подойдет курс?
Программа разрабатывается для запуска речи у детей со следующими проблемами:
- все виды задержки речевого развития;
- задержка психического развития;
- разные формы аутизма;
- СДВГ и гиперактивность;
- сенсорная и моторная алалия;
- речевой негативизм.
Методика может использоваться не только для детей с задержками развития речи, но и для всех, кто учится говорить. Наши специалисты разработают индивидуальный курс для ребенка, в зависимости от этапа становления его речи.
Важно диагностировать и устранить проблему до того, как ребенку исполнится 4 года, поскольку в дальнейшем нарушения в развитии речи могут стать необратимыми. Однако многие сторонние специалисты начинают работу с неговорящими детьми только с 4 лет, когда корректировать нарушения может быть уже поздно. Все сотрудники нашего Центра имеют большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, в том числе младшего, поэтому при своевременном обращении к нам время не будет упущено, и задержки развития речи удастся устранить, подготовив малыша к успешному обучению в школе.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.