Речь является одним из основных показателей уровня развития ребенка. Нормально развивающиеся мальчики и девочки отличаются хорошими способностями к изучению родного языка. С помощью речи дети налаживают связь с окружающим миром, с находящимися рядом людьми. Однако при этом речь также является высшей психической функцией, которая напрямую зависит от состояния головного мозга: любые проблемы в нем будут хорошо заметны в речи.
В основе речи выделяют две важные составляющие:
1. Восприятие и понимание звуков – за это отвечает центр Вернике (расположен в слуховой коре височной доли);
2. Восприятие и понимание слов и фраз – эти явления относятся к речедвигательной функции, за которую ответственен центр Брока (расположен в нижних отделах лобной доли – в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, задействованной в речи).
Причины отставания в речи могут быть различны. Основными являются:
- патологии внутриутробного развития, различные травмы и болезни во время беременности;
- травмы, полученные при родах, недоношенность, асфиксия;
- генетическая предрасположенность – те случаи, когда нарушения речи перешли по наследству;
- серьезные болезни первых годов жизни – менингит, воспаления, ведущие к нарушению или потере слуха, различные травмы;
- плохая атмосфера в семье, когда ребенок не получает тепла и заботы; полное отсутствие или ограниченное количество эмоционального или речевого общения; педагогическая запущенность;
- наличие врожденных или приобретенных дефектов органов артикуляции.
В нынешнее время в логопедии применяются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Обе эти классификации не исключают друг друга, а напротив, дополняют, исследуя одни и те же нарушения с разных сторон.
Клинико-педагогическая классификация строится на традиционной для логопедии стратегии содружества с медициной. Главная задача тут – скорректировать дефекты речи, а потому используется подход «от общего к частному».
Нарушения, исследуемые по данной классификации, делятся на несколько групп.
Нарушения устной речи
1. Расстройство фонационного оформления фразы.
Дислалия – нарушенное произношение звуков при здоровом слухе и правильной иннервации речевого аппарата.
Тип дислалии зависит от сохранности анатомического строения речевого аппарата. Выделяют два типа нарушения: функциональная и механическая дислалии. Функциональный тип обычно появляется в детском возрасте – в процессе освоения произношения. Механический тип может возникнуть в любом возрасте из-за повреждений органов речи. Встречаются также комбинированные варианты, соединяющие оба типа в одном случае.
Причинами функциональной дислалии являются:
- общая слабость организма, вызванная частыми соматическими болезнями, протекающими во время активного формирования речевой функции;
- недоразвитость функции фонематического слуха;
- двуязычие в семье.
Причинами механической дислалии могут быть:
- дефекты в строении челюстной системы (неверное строение челюстей, нестандартная языковая уздечка и т.д.);
- изменения размеров и формы языка, вызванные различными патологиями;
- неверное строение нёба и губ.
Нарушения в произношении звуков у ребенка при дислалии обычно проявляются через:
- отсутствие звуков: «ампа» вместо «лампы», «арета» вместо «кареты»;
- искажении звуков. В этой ситуации недоступный звук заменяется на аналогичный, но отсутствующий в фонетической системе языка – «горловой р» вместо «р» и межзубный «с» вместо «с»;
- заменой звуков. Произносится тот, который проще артикулировать «л» → «у».
Дисфония (афония). Термин обозначает отсутствие или расстройство фонации, вызванное патологическим изменением голосового аппарата.
Для нарушения характерно отсутствие фонации («афония»), снижение силы, высоты или тембра голоса («дисфония»). Причиной могут быть органические или функциональные расстройства голософормирующего механизма, способные возникнуть на любом этапе развития ребенка. Нарушение может быть как изолированным, так и входить в ряд других речевых нарушений.
Брадилалия. Патологическое замедление темпа речи.
Для нарушения характерна замедленная реализация любых артикуляционных конструкций. Нарушение является центрально обусловленным, может быть органическим или функциональным.
Тахилалия. Патологическое ускорение темпа речи.
Для нарушения характерна ускоренная реализация любых артикуляционных конструкций. Нарушение является центрально обусловленным, может быть органическим или функциональным. Оба этих нарушения объединяются в одну группу под названием «нарушения речевого темпа». Следствием таких нарушений является отсутствие плавности речи, ее ритма и интонационной выразительности.
Заикание. Нарушенный темпо-ритм речи, вызванный судорогами мускулатуры речевого аппарата. Является центрально обусловленным, может иметь как органическую, так и функциональную природу. Чаще всего появляется на этапе развития речи у ребенка.
Симптомы заикания могут быть физиологическими и психологическими.
К физиологическим относятся:
- различные по форме и локализации судороги речевой мускулатуры;
- нарушения мелодической и интонационной стороны речи;
- присутствие непроизвольной двигательной активности тела и лица;
- общие нарушения моторики (как тела, так и лица).
К психологическим симптомам можно отнести:
- логофобию – боязнь говорить в определенных ситуациях, страх произносить некоторые звуки или слова;
- присутствие собственных защитных речевых или моторных уловок, приводящих к заиканию;
- фиксацию на заикании разной степени тяжести – от нулевой до выраженной.
У нарушения выделяют несколько степеней выраженности:
- Легкая – ребенок заикается только в возбужденном состоянии, во время желания что-то сказать быстро.
- Средняя – ребенок сильно заикается во время эмоционально-возбужденного состояния. В нормальном состоянии не проявляется.
- Тяжелая – ребенок заикается постоянно.
Ринолалия. Нарушенные тембр и звукопроизношение, причиной которого считаются анатомические дефекты речевого аппарата. Проявляется в патологических изменениях голосового тембра – тот становится чрезмерно назализованным и гнусавым.
Различают несколько типов нарушения:
- Закрытая ринолалия – расстройство произношения, выраженное в изменении голосового тембра. Причиной служит изменение носовой или носоглоточной области, а также функциональные дефекты носоглоточного затвора.
- Открытая ринолалия – патологическое изменение голосового тембра, возникающее вследствие отставания мягкого нёба от задней стенки глотки при произнесении звуков.
- Смешанная ринолалия.
Дизартрия. Расстройство произношения, вызванное сниженной иннервацией (органическим поражением нервной системы) речевого аппарата.
Степень нарушений произношения при дизартрии может быть различной и зависит от характерности и силы поражения ЦНС. Легкие случаи демонстрируют лишь отдельные звуковые искажения, в то время как более тяжелые характеризуются заменой и пропуском звуков, изменениями в темпе, выразительности, полноценном ухудшении произношения на всех уровнях. Самые тяжелые случаи влекут за собой полный паралич речевых мышц и невозможность воспроизведения речи. Такие случаи также называются анартрией.
Для дизартрии выделяют четыре степени тяжести:
- Легкая степень, характеризующаяся нарушениями в произношении, заметными только специалисту.
- Нарушения заметны всем, однако речь понятна.
- Речь понятна только близким.
- Речь отсутствует или непонятна даже близким (анартрия).
Анартрия также имеет несколько степеней тяжести:
- Легкая. В этом случае у пациента может наблюдаться звукослоговая активность.
- Среднетяжелая. У пациента наблюдаются только голосовые реакции.
- Тяжелая. У пациента отсутствуют речь и голос.
2. Дефекты структурно-семантического оформления речи.
Алалия. Неразвитая или полностью отсутствующая речь у ребенка, демонстрирующего нормальный слух и интеллект.
Расстройство может быть вызвано повреждениями речевых зон больших полушарий мозга во время родов, мозговыми заболеваниями и травмами, полученными в доречевой период жизни.
Выделяют несколько типов расстройства:
- Моторная алалия. Вызвана нарушениями в лобно-теменной области коры левого полушария мозга. Характеризуется нарушением экспрессивной речи при хорошем понимании обращенных к себе слов. Также в симптомы входит позднее формирование фразовой речи (после 4 лет), бедность предречевых стадий (к примеру, отсутствие лепета), грубое нарушение грамматического строя, бедностью словарного запаса.
- Сенсорная алалия. Вызвана поражением височной области левого полушария коры головного мозга и напрямую связана с расстройством акустико-гностической стороны речи. Характеризуется недостаточным пониманием обращенной речи, а также грубым нарушением фонетики, смешивании схожих звуков, искажении слов.
Афазия. Дефект, характеризующийся полной или частичной потерей речи. Вызван локальными поражениями головного мозга, возникающими из-за черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей (при условии, что эти недуги появились после того, как речь была сформирована).
У афазии выделяют шесть форм: акустико-гностическая и акустикомнестическая возникают при поражении височных отделов, семантическая и афферентная возникают при повреждении нижних теменных отделов коры головного мозга, а эфферентная моторная и динамические формы появляются вследствие поражения премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга.
Расстройства письменной речи
Дислексия – частичное специфическое расстройство чтения.
Выражается нарушение в затруднении опознания букв, соединения их в слоги, а тех в слова. Затруднение приводит к неверному воспроизведению звукового варианта слова.
Различают несколько форм:
- Фонематическая проявляется в замене фонетически близких звуков, искажении звукослоговой структуры слов.
- Аграмматическая проявляется при чтении. Ребенок может неверно произносить окончания, префиксы, суффиксы, изменять грамматические формы.
- Семантическая форма отражается на понимании прочитанного при технически верном чтении. Форма может проявляться как на уровне слов, так и на уровне предложений и текста вообще.
- Оптическая форма несет за собой замену и смешивание графически схожих букв во время чтения. Также может быть и зеркальное чтение.
- Мнестическая дислексия не позволяет ребенку правильно усваивать буквы и создает трудности в создании ассоциаций между звуком и буквой.
Дисграфия - частичное специфическое расстройство письма. Выражается в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, смешивании или пропусках букв, нарушении звукослогового состава слова и структуры предложения.
Различают несколько форм:
- Артикуляторно-акустическая. Характеризуется заменами и пропусками букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
- Акустическая. Проявляется в замене букв, отражающих фонетически схожие звуки. Также характерно нарушение обозначения мягкости согласных в письме.
- Дисграфия на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза. Отражена в ошибочном слитном и раздельном написании слов.
- Аграмматическая проявляется в аграмматизмах (трудностях при построении слов и предложений) на письме.
- Оптическая предполагает нарушение воспроизведения букв на письме, замене сходных по написанию букв. Возможно зеркальное письмо при хронических нарушениях работы мозга.
Психолого-педагогическая классификация
Эта классификация учитывает структурные элементы речевой функции (звуки, грамматика, словарный запас), функциональные аспекты речевой деятельности, а также соотношение ее видов (устной и письменной).
Расстройства речи по этой классификации делятся на две группы.
1) Нарушение средств общения
В этой группе обычно выделяют:
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Расстройство процессов формирования произносительных норм у детей с речевыми нарушениями.
Основными проявлениями могут выступать:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В таких ситуациях один звук может заменять два или больше других звука. К примеру, мягкий Т вместо мягкого С, Ч и Ш («тюмка», «тярик» вместо «сумка» и «шарик»).
- Замена звуков на основе облегченной артикуляции. Более сложные для произношения звуки меняются на более легкие. Нарушение характерно для ранних этапов развития.
- Смешивание звуков. Неустойчивое использование ряда звуков в различных словах – в одном варианте все произносится правильно, в другом часть звуков меняется на схожие.
- более позднее появление первых слов;
- ограничение словарного запаса;
- грубые ошибки в грамматике слов;
- явные дефекты произношения звуков;
- малопонятная речь.
- Первый характеризуется отсутствием речи. Дети с таким уровнем недуга использую лепет и звукоподражания, а также активное сопровождение «слов» мимикой и жестами. Популярные и общеупотребительные слова произносятся с помощью отдельных слогов.
- Второй уровень. К жестам и лепетным словам добавляются искаженные общеупотребительные, а также простые распространенные предложения (по 2-4 слова). Дети с этим уровнем недуга имеют ограниченный словарный запас и аграмматизмы. Возможности произношения в целом сильно отстают от нормы.
- Третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматической и\или фонетикофонематической недоразвитости. Заметны трудности в свободном общении. Самостоятельная речь имеется, но видны четкие проблемы с ее оформлением.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – разные сложные расстройства речи, характеризующиеся нарушением работы и формирования всех элементов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики. Подобный синдром может прослеживаться при наличии сложных форм детских патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии. Данные дефекты имеют различную природу, однако дети с ОНР часто обладают следующими речевыми особенностями:
У ОНР ученые выделяют три уровня:
2) Нарушения в применении средств общения
К расстройствам этой группы относят заикание как дефект коммуникативной функции при правильно сформированных механиках общения. Помимо этого, возможен комбинированный вариант, когда заикание сочетается с ОНР.
Речевые расстройства, как последствие сбоя работы организма в целом, может изучаться не только логопедами, но и неврологами и психиатрами. Чтобы обеспечить ребенку квалифицированную помощь в преодолении этого важного типа расстройств и восстановлении нормального речевого развития, в Центре Неврологии и Педиатрии осуществляется комплексный подход и согласованная работа целого ряда профессионалов – от неврологов до нейропсихологов. Родители маленького пациента также принимают активное участие в коррекции. Очень важно, чтобы эти усилия были скоординированы и направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых недугов у детей.
Специалисты
*Предложение не является публичной офертой , актуальную стоимость услуг уточняйте по телефону регистратуры
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.