- Проблемы, требующие помощи логопеда и неропсихолога
- Невнимательность
- Ребенок плохо запоминает информацию
- Психологические проблемы школьников
- Отставание в учебе
- Проблемы, возникающие со сверстниками
- Трудности с адаптацией
- Сложности в поведении
- Сложности с учителями
- Школьная дезадаптация
- Рекомендации психолога
Школьные годы для многих детей сопровождаются трудностями. Самые частые среди них – сложности с адаптацией, обучаемостью, низкая успеваемость, проблемы в общении с учителями и одноклассниками. Нередко родители из-за занятости не знают о трудностях, возникающих у ребенка, особенно с учетом того, что дети сами нечасто обращаются к ним за помощью. Очень важно быть рядом со своими детьми, помогать им справляться с проблемами, чтобы ребенок адаптировался в школе без психологических травм и вырос психически устойчивым человеком и полноценной личностью. Расскажем об основных проблемах, с которыми ребенок сталкивается во время обучения в школе.
Проблемы, требующие помощи логопеда и неропсихолога
Рассмотрим проблемы, возникающие у школьников в процессе обучения, с точки зрения нейропсихологии и логопедии.
Невнимательность
Невнимательным психологи считают ребенка со сниженной способностью концентрировать внимание на учебной дисциплине, информации или действии. Как правило, такие дети отстают от темпа работы всего класса, слишком долго выполняют домашние задания. Они мешают одноклассникам на уроках, постоянно отвлекая их, часто не слышат слов, обращенных в свой адрес. Все это говорит о снижении нейродинамики, которое приводит к невнимательности. Ее главные признаки:
- Ребенок не может долго концентрироваться на выполнении заданий дома или на работе в классе. Достаточно одного небольшого раздражителя (это может быть, например, любой звук), чтобы он отвлекся и выполнил необходимое действие некачественно.
- Забывчивость. Часто теряющиеся личные вещи тоже являются одним из признаков невнимательности.
- Сложности в выполнении обычных бытовых действий. Например, ребенок может пропускать пуговицы во время застегивания рубашки.
Факторов, которые влияют на ухудшение концентрации внимания, немало. Большинство из них внешние: ребенок эмоционально напряжен, испытывает тревожность, устает от чрезмерной нагрузки. Невнимательность может появиться по причине физического дискомфорта, возникающего из-за жары или холода, а также под влиянием гаджетов.
Однако кроме внешних факторов формирования невнимательности, есть и внутренние. К ним, например, относится недостаточная сформированность тех участков мозга, которые отвечают за контроль над собственными действиями и общую работоспособность. В этом случае простого устранения проблемы (например, обеспечения комфортной температуры воздуха в помещении) недостаточно. Необходимо также регулярно заниматься с ребенком по специальным программам для развития функциональности и возможностей головного мозга.
Для этого разработаны специальные игровые методики, которые предполагают воздействие на отдельные участки мозга для повышения способности концентрировать внимание. Чтобы подобрать методики и упражнения, нейропсихолог должен провести первичную диагностику. Ее главные цели – выявление причин невнимательности и формулировка рекомендаций по последующему развитию, в том числе с помощью специальных упражнений.
Трудности в процессе чтения и письма
Сложности, которые возникают у детей в процессе письма либо чтения на уроках и дома, часто вызваны дисграфией либо дислексией. Однако эти диагнозы, пугающие родителей, - вовсе не приговоры. Они нередко встречаются среди учеников начальной школы, обе проблемы поддаются коррекции, если регулярно заниматься с ребенком по специальным программам. Причины нарушений:
- Особенности и аномалии развития ЦНС.
- Замедленное моторное развитие из-за несформированности отдельных участков мозга и функций психики. Так, трудности при письме и чтении могут возникать из-за недостаточного развития памяти или восприятия на слух.
Проблемы с письмом обычно появляются в начальной школе, а особенно выраженными становятся при увеличении учебной нагрузки. Чем раньше проблема будет устранена, тем выше шансы, что удастся полностью избавиться от нее и освоить всю школьную программу. Чтобы не пропустить нарушения, стоит обращать внимание на следующие факторы:
- Ребенок допускает много ошибок при письме – например, неправильно воспроизводит буквы, меняет местами слоги, вместо букв пишет звуки.
- Школьник знает правила русского языка, но не умеет их применять.
- Почерк очень неровный и неразборчивый.
При появлении перечисленных симптомов обязательно нужно обратиться к специалисту. Консультация необходима и при возникновении сложностей с чтением. Умение правильно читать очень важно для усвоения школьной программы по всем дисциплинам: например, чтобы решить математическую задачу, необходимо познакомиться с ее условием. Кроме того, дислексия приводит к снижению словарного запаса, сужению кругозора.
Для детей, страдающих дислексией и дисграфией, чтение и письмо становятся очень трудными процессами, требующими большого количества эмоций и энергии. Особенно осложняется ситуация в случаях, когда нарушается сразу несколько функций. Справиться с проблемой в этом случае сможет только специалист – например, логопед или нейропсихолог. Часто они работают совместно и создают для конкретного ребенка комплексную программу.
Плохой почерк
Неразборчивые буквы, постоянное нарушение правил письма становится отдельной проблемой. Причиной плохого почерка могут стать следующие факторы:
- Переучивание левши в правшу.
- Зажимы мышц в области кистей рук.
- ЗПР.
- Недостаточное развитие моторики.
- Эпилепсия, ДЦП и прочие неврологические заболевания.
Чтобы точно выявить причину проблемы, необходимо обратиться к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику, разработает индивидуальную программу для каждого ребенка, проведет занятия с ним с использованием специальных упражнений. Для малышей, которые еще не ходят в школу, могут быть использованы, например, упражнения для формирования двигательной сферы и моторики, с целью подготовки руки к письму.
Ребенок плохо запоминает информацию
О таких детях часто говорят, что у них плохая память. Однако это лишь следствие более глубоких проблем и причин, которые может выявить только специалист. Например, школьник может испытывать трудности со способностью концентрировать внимание, память же может быть развита в соответствии с возрастом.
Чтобы определить истинные причины проблем, необходима консультация детского нейропсихолога. Это специалист, который работает с психическими функциями на основе знаний особенностей развития головного мозга, в том числе физиологических. С помощью специальных методов диагностики нейропсихолог выяснит, соответствуют ли психические функции возрастным нормативам, обнаружит причины их возникновения и сформулирует рекомендации по коррекции и дальнейшему развитию.
При необходимости специалист может составить программу и проведет в соответствии с ней курс занятий. Она может включать физические упражнения и задания для развития интеллекта, элементы телесно-ориентированной терапии и других направлений психологической коррекции. Занятия с детьми всегда проводятся в игровой форме.
Если какие-либо их симптомов, перечисленных выше, обнаружены у вашего ребенка, не стоит отмахиваться от проблем, поскольку они будут нарастать подобно снежному кому. Важно вовремя обратиться к специалисту, который сможет корректно помочь ребенку справиться с возникающими трудностями и стать успешнее.
Психологические проблемы школьников
Нередко источником сложностей, возникающих во время обучения, становятся психологические проблемы. Перечислим самые распространенные из них и симптомы, на которые нужно обратить внимание.
Отставание в учебе
Школьная успеваемость отражается не только в оценках по предметам. Намного важнее, чтобы ребенок учился полезным знаниям, получал навыки. Нередко причину неуспеваемости учителя и родители видят в лени, однако она может скрываться в нестабильном эмоциональном состоянии, вызванном несколькими причинами:
- конфликты с учителями или одноклассниками;
- сложности в семье, вызывающие психологическую напряженность;
- нет интереса к школьной программе;
- внутренние психологические переживания;
- нет мотивации к учебе;
- сложности с усвоением школьного материал
Первое, что должны сделать родители, - обсудить с ребенком причины его неуспеваемости и помочь их устранить. Если проблема не может быть решена собственными силами, необходимо обратиться к психологу, который стабилизирует эмоциональный фон и сформировать мотивацию.
Проблемы, возникающие со сверстниками
Конфликты во взаимоотношениях одноклассников возникают очень часто. Причинами сложностей в коммуникациях с другими детьми могут стать:
- неуверенность ребенка в себе, излишняя стеснительность;
- агрессия в сторону ребенка, буллинг;
- недостаточное развитие навыков межличностной коммуникации;
- сложности в отношениях с родителями;
- психические отклонения.
Главная задача родителей в подобной ситуации – поддержать ребенка в ситуации, которая может оказаться для него очень непростой. Важно выяснить истинную причину ухудшения отношений со сверстниками и при необходимости обратиться за помощью с ее устранением к детскому психологу.
Трудности с адаптацией
Адаптация в начальной школе во многом определяет успешность ребенка на протяжении всего периода школьного обучения. Длительность процесса адаптации индивидуальна, в среднем она занимает 2-6 месяцев. Даже взрослым порой трудно привыкнуть к новому коллективу, поэтому родители должны быть на стороне ребенка, поддерживать его. Сложности у адаптации могут возникнуть со следующей категорией детей:
- с отдельными особенностями психики;
- гиперактивных;
- с неврологическими проблемами;
- склонных к повышенной утомляемости;
- с ЗПР.
Родителям необходимо проводить с ребенком больше времени, мягко поддерживая его. Важно поощрять за успехи в школе, помогать правильно распределять время так, чтобы оставалось время на игры и прогулки. Не стоит в период адаптации забивать расписание посещением кружков и секций.
Сложности в поведении
Психологи используют термин «психогенная дезадаптация», под которым понимают поведенческие отклонения, возникающие при начале посещения школы или при переходе в новое учебное заведение. Для психогенной дезадаптации характерны следующие проявления:
- частые конфликты со сверстниками и учителями;
- повышенный уровень эмоциональности;
- слишком пассивное поведение;
- эмоциональная неустойчивость;
- пропуски уроков без уважительной причины;
- нарушение общественных норм;;
- жестокое обращение с животными.
Чаще всего подобные проблемы появляются у детей, которые получают мало любви в родительской семье. Даже уравновешенный ребенок в подобной ситуации может утратить баланс и стать агрессивным, поэтому коррекция должна начинаться с отношений в семье. Чаще всего самостоятельно устранить их невозможно, поэтому лучше обращаться к опытному детскому психологу.
Сложности с учителями
Причин для трудностей, которые возникают в отношениях учеников и учителей, существует немало, перечислим основные среди них:
- плохая успеваемость;
- стремление ученика завоевать авторитет, уронив при этом авторитет учителя;
- несоответствие программы по дисциплинам и существующего уровня знаний школьника;
- недостаточная компетентность учителя;
- особенности личности школьника или педагога;
- проблемы, возникающие в семье ребенка.
Как и в описанных выше ситуациях, задача родителей – мягко выявить подлинные причины проблем в отношениях с учителем и устранить их.
Школьная дезадаптация
Термином называют комплекс нарушений, которые возникают у ребенка при посещении учебного заведения. Дезадаптация проявляется снижением успеваемости, ухудшением способностей к обучению, ухудшением отношений с учителями и сверстниками. Чаще всего симптомы встречаются у учеников начальной школы, но в некоторых случаях проявляется и в старших классах – например, при переходе в новое учебное заведение.
Неуспеваемость по учебным дисциплинами чаще всего становится последствием школьной дезадаптации. Причины возникновения подобного нарушения:
- недостаточный уровень подготовки ребенка к посещению школы;
- неумение контролировать свое поведение;
- низкий уровень знаний
- недостаточное развитие интеллектуальных навыков;
- неспособность в силу индивидуальных особенностей подстроиться под учебный темп;
- неврологические или психологические проблемы;
- недостаток знаний по школьным дисциплинам.
Большое влияние на способность ребенка быстрее адаптироваться к учебному заведению оказывает семья. Отсутствие взаимопонимания с родителями, конфликты, давление с их стороны – все эти факторы усугубляют и без того непростую ситуацию, влияют на мировосприятие ребенка, формируют его неуверенность в себе и агрессию как способ защиты. К решению проблемы лучше привлекать специалистов.
Рекомендации психолога
Если вы замечаете отклонения в поведении ребенка, чрезмерную замкнутость или, наоборот, излишнюю активность, не нужно думать, что это «пройдет». Чем раньше родители обнаружат проблему и обратятся к специалисту за помощью в ее решении, тем выше вероятность, что негативных последствий не будет.
Очень важно проанализировать семейные отношения и создать в доме обстановку гармонии и мира. Разговаривайте с детьми, интересуйтесь новостями из их жизни, демонстрируйте заинтересованность, не отмахивайтесь, если ребенок подходит с вопросами или проблемами. Важно искренне дружить с ребенком, окружить его заботой, помочь избавиться от чрезмерной тревожности. Родителям необходимо:
- Выстроить отношения с ребенком на основе доверия. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих сложностях, и это не будет встречено упреками или насмешками.
- Успокоить и поддержать малыша. Важно объяснить ему, что решить можно любую проблему, и мама с папой всегда помогут ему в этом.
- Обратиться к психологу, если не удается самостоятельно справиться со сложностями. После первой консультации специалист поймет, сколько сеансов потребуется для нормализации ситуации.
Психолог – это детский специалист, который работает с трудностями, возникающими у детей. Очень важно устранять их в детском возрасте, поскольку именно в это время психика особенно уязвима. Непроработанные детские травмы остаются с человеком на всю жизнь, формируя стереотипные реакции на различные внешние факторы и серьезно осложняя жизнь.
Чтобы малыш вырос психически устойчивым, успешным взрослым, помощь психолога необходима еще в детстве. Лишь некоторые проблемы, справиться с которыми поможет специалист:
- повышенная агрессивность;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- замкнутость;
- повышенная тревожность;
- проблемы с социализацией;
- отсутствие нормальных контактов с учителями и сверстниками;
- плохая успеваемость.
Список проблем очень широк, и если какая-то из них не поддается решению в семье, а помощи родителей оказывается недостаточно, рекомендуем, не теряя времени, обратиться к детскому психологу.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.