Сенсорной интеграцией называют процесс получения нервной системой сенсорных сигналов, их анализа и использования для выполнения действий. От того, насколько развита сенсорная интеграция, зависит успех в любой деятельности, ведь при ее нарушении сигналы, которые получает мозг от органов чувств, не превращаются в адекватный ответ в виде нормальной поведенческой реакции. Скорректировать эти нарушения помогают методы сенсорной интеграции с детьми.
Функции сенсорной интеграции
Значение сенсорной интеграции велико как для формирования обыденных поведенческих реакций, так и для обучения ребенка, его социального поведения. Функции этого процесса:
- Организация и систематизация информации, поступающей от органов чувств.
- Анализ информации, выделение важного – того, на чем мозг должен сконцентрироваться.
- Нормальная реакция на различные ситуации.
Развитие сенсорной интеграции обычно происходит естественным путем, по мере взросления и социализации ребенка, при постижении им мира по принципу от простого к сложному. Если этот процесс нарушен, неизбежно появляются проблемы как в коммуникациях со сверстниками и взрослыми, так и в бытовой жизни. Если сигналы, поступающие от органов чувств, обрабатываются мозгом некорректно, ребенок не в состоянии справиться даже с самыми простыми бытовыми задачами и испытывает сложности в обучении.
Признаки нарушения сенсорной интеграции
Критерии, по которым определяют наличие сложностей с обработкой сенсорных сигналов, можно разделить на группы:
- Тактильная дисфункция – ребенок не любит прикосновения или недостаточно живо реагирует на них.
- Двигательная дисфункция. Проявляется нарушениями координации, низким мышечным тонусом, вялостью движений. Иногда, напротив, отмечается их излишняя интенсивность.
- Проприоцептивные нарушения. Ребенок стремится к усилению сенсорных переживаний и сам делает их более выраженными – например, крепко прижимает к себе предметы или топает во время ходьбы. Нередко таким детям трудно оценить положение тела во время движения.
- Аудиальные нарушения. Ребенок не выносит громкие звуки, не хочет слушать музыку, громко кричит, закрывает уши. Противоположные проявления подобной дисфункции - напротив, стремление к громким звукам. Дети с трудом запоминают стихотворения и могут не реагировать на слова, обращенные к ним.
- Оральная дисфункция. Все предметы ребенок изучает через рот, может жевать несъедобное. Дети предпочитают пищу с яркими вкусами (слишком острую или сладкую), нередко они не могут есть твердую пищу, давятся ею.
- Обонятельные нарушения. Ребенок остро реагирует на запахи – может раздражаться, например, от аромата пищи или духов. Противоположные проявления – отсутствие реакции на запахи, в том числе неприятные. Иногда для детей с подобным нарушением запах становится основным источником информации об окружающем мире.
- Визуальные нарушения. Дети не выносят яркий свет, предпочитают играть в темноте, не любят смотреть в глаза. Проявлением этого нарушения является также неумение различать цвета предметов или формы, неспособность самостоятельно нарисовать простой рисунок по контуру или собрать пазлы.
- Артикуляционная дисфункция. Дети не могут определить, где находится источник звука, не узнают голоса родственников и знакомых, говорят невнятно. Часто эта дисфункция сопровождается дислексией.
- Социальные нарушения. Ребенок испытывает трудности в общении не только с незнакомыми людьми, в том числе со сверстниками, но и с родственниками.
- Эмоциональные нарушения. Ребенку трудно обучаться в коллективе, поэтому он предпочитает индивидуальные занятия. Находясь в группе, он часто отвлекается, проявляет эмоциональную нестабильность, импульсивность.
- Игровая дисфункция. Дети с подобным нарушением не могут играть самостоятельно или с ровесниками, только со значимым взрослым.
- Нарушения саморегуляции. Дети отличаются плаксивостью, раздражительностью. Для того чтобы успокоиться, им необходимы дополнительные стимулы в виде равномерных движений – например, раскачивания или сосания пальцев.
- Интроцепция, непонимание своих эмоций. Для детей с нарушениями характерны смены настроения, неумение контролировать чувство сытости, нарушения терморегуляции, учащенное сердцебиение.
Проблемы, которыми вызваны перечисленные симптомы, - обратимы. Существуют коррекционные методы, которые позволяют развивать и совершенствовать сенсорную интеграцию, способствуя социализации и нормальному обучению ребенка.
Если своевременно начать занятия, можно избежать появления вторичных проблем – нарушений в поведении, социальном взаимодействии. Очень важно, чтобы коррекционно-развивающая работа велась в детском возрасте – это позволяет устранить нарушения до момента вступления в возраст самостоятельного принятия решений.
Развитие сенсорной интеграции в Центре Неврологии и Педиатрии
Занятия сенсорной интеграции в Москве проводятся в Центре Неврологии и Педиатрии. Мы применяем авторские методики на основе диагностического исследования, в процессе которого обследуем ребенка для выявления сенсорных нарушений и подбираем коррекционные упражнения.
Коррекция требует длительного времени, но улучшения обычно заметны уже после восьми занятий реабилитационного цикла. У 85% детей специалисты Центра Неврологии и Педиатрии отмечают повышение способности концентрировать внимание, появление интереса к учебным занятиям. Дети получают навыки контроля над своим поведением, улучшаются их взаимоотношения с родителями, просьбы которых ребенок начинает выполнять.
В процессе коррекционных занятий широко используются упражнения и игры, которые могут быть использованы для самостоятельных занятий дома с родителями. В их числе:
- гамаки;
- фитболы;
- доски-балансиры;
- тоннели;
- беговые дорожки и другие.
Установлено, что использование метода сенсорной интеграции демонстрирует результативность при занятиях с детьми, страдающими ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом. В основе коррекционных занятий лежат следующие принципы:
- Развитая сенсорная интеграция нужна для обучения, развития, умения адекватно реагировать на трудности и освоения новых навыков, необходимых для социализации. Есть и обратная связь: новые навыки и правильная реакция на сложности способствуют развитию сенсорной интеграции.
- Эффективное взаимодействие с сенсорными стимулами способствует нормализации поведения детей в коллективе и с родителями и их успешному развитию.
- Коррекционная программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от результатов предварительной диагностики и конкретной области, в которой были выявлены проблемы.
- Необходимо создавать позитивный настрой ребенка, стимулировать его мотивацию, формировать заинтересованность в занятиях – в этом случае они будут результативнее.
- В основе терапии – игровые упражнения, которые подбираются в соответствии с возможностями и интересами ребенка.
- Занятия проходят под контролем психологов, но при необходимости отдельные элементы могут быть выполнены дома с родителями – только после получения подробной инструкции и рекомендаций от специалиста.
- Даже при диагностированных нарушениях сенсорной интеграции нельзя исключать, что проблемы ребенка могут быть обусловлены, в том числе, иными факторами. Для их устранения возможно подключение узких специалистов (например, психотерапевта).
- Об эффективности терапии говорят, когда ребенок начинает справляться с задачами, которые ранее были для него непосильными.
Важно иметь в виду, что метод сенсорной интеграции в работе нейропсихолога считается лечебным, поэтому заниматься с ребенком самостоятельно, без инструкций, родителям не рекомендуется. Тем не менее, сотрудники Центра привлекают родителей к терапии: если ребенок не может освоить нужный навык, все равно говорят об успехе программы, поскольку улучшение взаимоотношений ребенка со значимым взрослым - одна из ее целей.
Если же у ребенка зафиксированы лишь небольшие поражения интеллектуальных способностей, методика не используется как основная: в этом случае требуются глубокие интеллектуальные нагрузки. Тем не менее, она включается в другие методы терапии как одна из их составляющих. Например, она является частью программы TEACCH, которая направлена на обучение детей с аутизмом, и программы АБА, предполагающей формирование навыков, отсутствующих у ребенка, через поощрение успехов и игнорирование неудач.
Нельзя недооценивать развитие сенсорной интеграции. Именно через ощущения, получаемые от органов чувств, человек в любом возрасте познает окружающий мир, поэтому стимуляция сенсорного восприятия – один из главных механизмов формирования этого познания и взаимодействия с миром.
Специалисты
*Предложение не является публичной офертой , актуальную стоимость услуг уточняйте по телефону регистратуры
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.
Наши акценты
- Высокий уровень ответственности за каждого пациента и результат позволяют нам не уступать передовым европейским клиникам по качеству предоставляемых услуг.
- ️Профессионализм, широчайший опыт и постоянное развитие в своей области, как каждого специалиста в отдельности, так и команды, в целом.
- Пациентов принимают и сопровождают высококвалифицированные врачи и педагоги с большим стажем и обширным опытом работы в лучших государственных медицинских учреждениях, славящиеся своей репутацией и достижениями.
- Все специалисты Центра работают единой командой, совместно разрабатывая и корректируя комплексный план ведения каждого пациента. Это позволяет достигать значительных, устойчивых результатов максимально комфортно.
- ️Коллаборативная модель отношений врача и пациента играет важную роль в эффективном лечении различных заболеваний.
- ️Просвещение и обучение пациентов и их родственников помогает обеспечить понимание преимуществ и потенциальных побочных эффектов от назначенного им лечения.
- ️Уютная, дружелюбная, не больничная атмосфера доверия и заботы.
- ️Поддержка высокого уровня удовлетворённости пациента и положительного впечатления от пребывания в клинике собоствуют желанию рекомендовать нас друзьям и близким.
- ️Многоуровневая система контроля качества.
- ️Четкое следование принципам доказательной медицины.
- Эффективность методик, применяемых нашими специалистами, подтверждается сотнями благодарных отзывов от счастливых пациентов и их родителей.
- ️Длительность приёма - 60 минут.
- ️Каждый наш пациент: от мала до велика, как и каждый сотрудник, заслуживает уважения, внимания и заботы, а мы их с радостью дарим.
- ️Приоритет интересов пациента на первом месте. Наша философия строится на доброжелательности и понимании. Наши пациенты - это не просто клиенты, а люди, у которых случилась беда или возникли проблемы, поэтому мы стараемся оказать им помощь и дать им лечение, в котором они нуждаются.
- Максимальная безопасность, которую позволяют гарантировать: постоянная дезинфекция, проветривание, наличие масок и грамотный тайминг.
- ️Удобное место расположение, недалеко от метро Сокол и Университет, и бесплатная стоянка вдоль прилегающих улиц.
- ️Применение методов и методик, доказавших наибольшую эффективность в работе с актуальными диагнозами и современными детьми.
- Высокая компетенция всех специалистов позволяет осуществлять качественную и безопасную медицинскую деятельность.
- ️Мы на шаг впереди благодаря постоянному расширению перечня применяемых методик в различных сферах, что позволяет нашим специалистам составлять наиболее действенные индивидуальные сочетания.